Курсовая с практикой на тему Особенности вербально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 5
1.1. Понятие коммуникативных навыков 5
1.2. Онтогенез формирования вербально-коммуникативных навыков 10
1.3. Характеристика дошкольников с расстройством аутистического спектра 18
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Проведение констатирующего эксперимента 31
2.3. Анализ результатов 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 59
Введение:
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день существует много определений термина «коммуникация». Еще в 1970 году Данс Франк проанализировал 120 определений понятия. Изучением коммуникации занимаются следующие отечественные психологи И.В. Никиточкина, А. Шпильчак, В.И. Гордиенко, Д.В. Кислов, Е.А. Колупаева, С.Д. Максименко, Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, Н.В. Чепелева, В.П. Конецкий и др.
Среди зарубежных психологов, занимавшихся изучением коммуникации, стоит отметить Н. Винера, У.Р. Эшби, К. Шеннона, которые дополнительно изучали такие термины как «информация», «информационный обмен».
Зарубежные исследователи Д. Берло и Г. Гебнер рассматривают коммуникацию как важную составляющую в жизни человека среди других людей, и говорят о том, что за пределами коммуникации человек не существует.
Коммуникация выступает в качестве универсального условия человеческого существования. Весь опыт, умения и навыки, которые личность получает в результате коммуникативного взаимодействия с другими. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечается нарушение формирования коммуникативной сферы и коммуникативных навыков.
Нарушение развития речевых и коммуникативных способностей является едва ли не самой большой проблемой для лиц с расстройствами аутистического спектра. Исследователи подчеркивают важность понимания того, что дети с РАС не просто испытывают трудности приобретения речевых навыков, вызывающих нарушение коммуникации, но и трудности понимания и использования невербального поведения в коммуникативном взаимодействии.
Цель исследования ‒ выявить особенности вербально-коммуникативных навыков дошкольников с РАС.
Объект исследования ‒ дети дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования ‒ особенности вербально-коммуникативных навыков дошкольников с РАС.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коммуникативная составляющая взаимодействия детей с РАС с окружающими характеризуется недоразвитием вербального компонента, им характерны существенные осложнения в самостоятельном построении предложений, вместо этого дети используют языковые штампы, автоматически повторяя те фразы, которыми к ним обращаются, называя себя при этом во втором или третьем лице.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятие коммуникативных навыков.
2. Описать онтогенез формирования вербально-коммуникативных навыков.
3. Охарактеризовать дошкольников с расстройством аутистического спектра.
4. Провести экспериментальное изучение особенностей вербально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение; количественный и качественный анализ данных.
База исследования: __________________________________________.
Выборка исследования: 5 дошкольников с РАС и 5 дошкольников с нормальным развитием.
Заключение:
Коммуникация является способом взаимодействия личности с окружающей средой, благодаря которому личность имеет возможность усвоить общественные ценности, сформировать индивидуальный стиль деятельности и общения. Деятельность позволяет человеку выработать собственные способы достижения цели, выработать собственную жизненную позицию. Основными характеристиками общения является процесс взаимодействия, обмен информацией, потребность личности в общении. Среди основных подходов изучения коммуникации в психологической литературе стоит отметить следующие: деятельностный подход А.Н. Леонтьева, субъектно-ценностный, психоаналитический, технократический, межкультурный. Каждый из этих подходов рассматривает коммуникацию как способ передачи информации, который способствует становлению личности в обществе.
Анализ литературы относительно коммуникативных навыков детей с РАС показал, что использование речевых конструкций вне понимания ребенка с аутизмом может вызвать его растерянность, отстранение и нежелательное проблемное поведение в результате фрустрации ребенка.
В результате проведенного исследования были сделаны выводы, что детям с РАС тяжело устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, они неинициативны и им тяжело распознавать эмоции окружающих. Среди особенностей поведения с окружающими таких детей отмечается невозможность использовать зрительный контакт, мимику, у них отсутствует желание к установлению контакта с другими детьми и взрослыми. Поэтому с детьми с РАС необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию навыков социально-приемлемого поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1. Понятие коммуникативных навыков
Рассматривая коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать определение понятию коммуникации. Коммуникация (от лат. Communicatio – единство, передача, соединение, сообщение, связанного с глаголом лат. Communico – делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами [25].
В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной сферы.
Общение – это специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Под формированием коммуникативных умений понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению. Коммуникативная компетенция формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также в опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино, из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и средства их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм. Коммуникативная компетентность является важной составляющей успешности каждой современной личности, требует четкого ориентирования в современной профессиональной ситуации и выбора именно тех средств общения, которые являются для ее решения наиболее эффективными.
Коммуникативные умения является составной коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность заключается во взаимодействии с целью получения необходимой информации в процессе общения.
Язык и речь, то есть коммуникативная сторона деятельности – основные инструменты во взаимодействии коммуникантов.
А.А. Леонтьев выделяет следующие коммуникативные умения в педагогическом общении [16, 34]: волевые качества, то есть умение управлять своим поведением; качества внимания (наблюдательность, гибкость мышления); умение социальной перцепции; умение понимать, то есть адекватно моделировать личность собеседника, его психическое состояние по внешним признакам; умение подавать себя в общении с собеседником; умение оптимально строить свою речь в психологическом плане, то есть умение речевого общения; умение вербального и невербального контакта; «гностические» умения, связанные с осознанием, систематизацией и переносом информации.
Другую классификацию дает В.П. Наумов [22, 47]. Автор выделяет обобщенные умения общения: ориентировочно-оценочные; умение входить в контакт; умение информационного обмена; прогнозно-регулятивные; творческо-коммуникативные; умение контроля и самоконтроля; организаторские умения.