Практический курс английского языка Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Особенности употребления повторов в художественных произведениях.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОВТОРОВ В
АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.. 6

1.1 Повтор
как стилистическое явление и его виды.. 6

1.2 Функции
повторов в художественном произведении. 13

ВЫВОДЫ по 1
главе. 17

ГЛАВА II АНАЛИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОВТОРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ.. 18

2.1
Особенности функционирования повторов в англоязычном художественном
произведении. 18

2.2 Типы
(классификация) повторов в произведении Дугласа Адамса “The Hitchhiker’s Guide
to the Galaxy” («Автостопом по Галактике») 21

ВЫВОДЫ по 2
главе. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

Предметом
исследования многих современных направлений лингвистики продолжает выступать
текст как структурно-смысловое единство. Чтобы определить базовые принципы
построения текста, необходим его разносторонний анализ. Определенные типы отношений
компонентов текста входят в понятие когезии (связности текста) [6; 7; 11]. В
работах отечественных и зарубежных лингвистов последних лет подчеркивается, что
большую роль в семантической организации текста играет повтор [4; 10; 21; 22].

Стилистические
приемы чрезвычайно важны при анализе любого художественного текста. Термин
«фигура речи» часто применяется для стилистических приемов, которые используют
переносное значение языковых элементов и тем самым создают яркий образ. Среди других
речевых оборотов повтор является одним из широко используемые синтаксических
образных средств [22, c.
2].

Лингвисты
считают, что повтор способен выступать средством интенсификации авторского
воздействия в тексте, передавать различную модальность действия, а также служить
средством композиционного и архитектонического деления текстового целого,
оформления абзацев; элементом построения языковых лейтмотивов [26; 28; 29]. Повторы
способствуют установлению ассоциативной связи между различными предметами
описания, связанными к тому же тематически [17; 22; 24].

Что
представляет собой текст и текстовые категории, стилистические средства, как
они функционируют и как различить их в тексте ­ основные проблемы
лингвостилистики [2; 8; 13].

Актуальность
данного исследования связана с необходимостью дальнейшей разработки проблемы
употребления повторов в англоязычном художественном тексте в свете новых
теоретических подходов.

Особенностям
повторов в отдельных жанрах произведений художественной литературы уделялось
много внимания. Н.Д. Гусарова исследовала функции лексического повтора в тексте
народной былины [10]; Л.В. Зубова отметила влияние различных видов тавтологии
(включая синтаксический повтор) на художественные произведения [12]; Т.В. Милевская
исследовала повтор как неотъемлемую часть художественного текста [14]; А.В.
Селяев изучал лексические повторы как средство выражения эмоций в двух
вариантах английского языка [15].

Однако
существует ряд проблем, которые появляются при исследовании повтора. В данной
работе сделана попытка выявить общие для литературного дискурса и специфические
особенности повторов на материале современного английского художественного
произведения жанра юмористической фантастики. Обращение к
творчеству Дугласа Адамса не случайно: с одной стороны, в его произведении ярко
проявляются характерные черты употребления повторов, с другой ­ творческая
оригинальность юмора писателя.

Цель
данного исследования ­ выявить особенности употребления повторов в
художественном тексте на примере романа английского писателя Дугласа Адамса ‘The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy’.

Для
достижения данной цели определены следующие задачи:

 ­ охарактеризовать повтор как стилистическое
явление и его виды;

 ­ определить функции повторов в художественном
произведении;

 ­ выявить функции повторов в романе Д. Адамса
‘The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy’;

 ­ классифицировать виды повторов в исследуемом
произведении.

Объект
данного исследования ­ повтор как стилистическое средство.

Предметом
исследования являются особенности употребления повторов в англоязычном
художественном тексте.

Методы
исследования: сопоставительный анализ теоретического материала, контекстный
анализ, описание, обобщение и систематизация, метод сплошной выборки.

Материал
исследования составляют контексты, которые имеют фигуры синтаксической
повторяемости, отобранные методом сплошной выборки из романа Д. Адамса ‘The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy’. Единицей анализа, таким образом,
стали текстовые отрывки различной длины ­ от слова до целого произведения.

Методологической базой
исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей в области
лингвостилистики: О.В. Александровой [1], исследовавшей экспрессивный
синтаксис; Н.Д. Гусаровой [10], Н.В. Баниной [5], изучавших различные виды
повторов; Г. Лича [25], описавшего стилистические особенности художественного
текста; Д. Таннен [26], которая исследовала повтор в разговорной речи и других.

Теоретическая значимость
работы состоит в систематизации теоретических основ использования повторов в
художественном тексте.

Практическая ценность исследования
заключается в возможности применения его выводов и результатов в практике
преподавания иностранного языка; на занятиях по стилистике художественной речи;
для анализа художественного произведения.

Структура
работы соответствует поставленным цели и задачам. Работа состоит из следующих
структурных компонентов: введения, двух глав, заключения и списка литературы,
состоящего из 29 единиц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно
констатировать, что повтор ­ это важная стилистическая
фигура, которая формируется совокупностью однородных двух- или многократно
воспроизводимых языковых единиц (звуков, слогов, слов, словосочетаний,
предложений) в пределах текста или его отрезка и выступает средством образо- и
текстообразования, результатом и условием реализации индивидуально-авторской
художественной картины мира.

Стилистический
прием повтора выполняет несколько функций в художественном тексте: он создает
ритм в повествовании, выделяет важные элементы, служит средством логического
или эмоционального акцента, имитирует разговорный язык, содействует усилению
или уменьшению напряженности, стилизует произведение.

Исследование
показало, что более частотными являются анафорические и эпифорические повторы. Анафора
часто служит фоном, на котором резко выделяются другие неповторяемые единицы,
то есть способствует их выдвижению на передний план.

На
фонемном уровне наиболее широкое применение получили стилистические приемы
аллитерации и ассонанса. Аллитерация, будучи средством дополнительного
эмоционального воздействия и средством звуковой организации высказывания,
создает музыкально-мелодичный и звукоподражательный эффекты. Ассонанс, будучи
средством звуковой и смысловой организации высказывания, задает определенный
тон высказывания, усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Слова, опираясь
на звуковой повтор, делаются особенно заметными и привлекают к себе внимание.

В
исследуемом романе представлены многие графические стилистические средства, но
большую роль играют пунктуация и заглавные буквы. Они интересны в данном
исследовании вследствие своего частотного повторения, что способствует их
актуализации. Заглавные буквы придают именам собственным особую значимость, а
нарицательным ­ юмористическую окраску.

Лексические
повторы выполняют усилительную и эмоциональную функции. Простой многократный повтор
или тавтология выполняет усилительную функцию и функцию детализации.

Коммуникативная
и экспрессивная значимость высказываний усиливается за счет применения обрамления
и параллельных конструкций. Одинаковое расположение элементов не только
способствует созданию определенного ритма, но и устанавливает семантические связи
между элементами высказывания, характерные для данного контекста. В романе
также использован полисиндетон, который служит средством выделения наиболее
важной части информации и выполняет ритмичную функцию.

Кроме
названных основных видов повтора Д. Адамс использует множество частных
разновидностей этой стилистической фигуры, поэтому материал работы может
служить основой для дальнейшего лингвистического исследования в области
лингвостилистики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОВТОРОВ В
АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 1.1 Повтор как
стилистическое явление и его виды При
описании текстов среди основных категорий выделяют информативность, когезию, завершенность,
ретроспекцию и проспекцию [8, с. 11]. Информативность текста – это степень его
смысло-содержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и
авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли [7, с. 17].

Когезия
текста объединяет средства связи элементов текста, средства обеспечения
последовательности фактов текста и их преемственности [14, с. 23]. Р.
де Богранд и В. Дресслер [20], определявшие когезию как «наличие в тексте
логично построенных синтаксических структур различного размера и различной
сложности, которые адресант заполняет имеющимися в его распоряжении материалами»
[цит. по 6] считают, что когезия включает в себя:

 ­ recurrence (лексический повтор) – повторение
лексемы; ­ partial recurrence (частичный повтор) –
повторение корня в другой части речи;

 ­ parallelism (синтаксический параллелизм) –
повторение синтаксической модели;

 ­ paraphrase (парафраза / перифраз) –
синонимические или гипо-гиперонимические замены;

 ­ the use of pro-forms (прономинализация) –
употребление местоимений;

 ­ ellipsis (эллипсис) – опущение элемента в
поверхностной структуре [цит. по 4, с. 343].

В тексте проявляются
также ретроспекция и проспекция. Наличие данных категорий связано с тем, что информативная
сторона текста включает

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы