Курсовая с практикой Иностранные языки Английский

Курсовая с практикой на тему «Особенности употребления метафоры в научно-фантастической литературе (на примере произведений Р.Брэдбери)»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования метафоры в научно-фантастической литературе 5
1.1. Сущность понятия метафоры и ее виды 5
1.2. Характеристика научно-фантастической литературы 15
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Анализ специфики метафоры в научно-фантастических произведениях Рэя Брэдбери 20
2.1. Специфика метафоры в произведении «The Martian Chronicles» («Марсианские хроники») 20
2.2. Специфика метафоры в произведении «Farewell Summer» («Лето, прощай!») 23
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

  

Введение:

 

Фантастика сегодня стала незаурядным явлением общественной жизни: ежегодно увеличивается спрос на фантастические произведения, читатель стремится каждый раз к новым впечатлениям, а писатель пытается «увидеть» до сих пор невиданное, «помечтать» о чрезвычайном. Фантастика не просто захватывает своих читателей, а влияет на формирование их философских, мировоззренческих, политических, социальных, психологических основ и ориентиров. Каждый год к написанию фантастических произведений привлекается все больше квалифицированных авторов. Кроме того, фантастика создала определенную субкультуру − «фэндом», которая тоже имеет своеобразное влияние на общество в целом.
Исследование научной фантастики происходит в непосредственной связи с общим стилем фантастики. В течение ХХ века велись дискуссии, что есть фантастика, а также об общих и отличительных чертах научной фантастики и собственно фантастической литературы [ЛЭ (2) 2007: 106]. Однако, сегодня не существует единого мнения о сущности научной фантастики и фантастики в целом.
Актуальность исследования. XX век можно охарактеризовать как век научной фантастики. Именно в этот период произошло превращение «гадкого утенка» в респектабельный и уверенный в себе жанр (В. Гладков). Начало XX века ознаменовано расцветом научной фантастики (произведения Г. Уэллса, Е. Жулавского, Ж. Рони-старшего), которая пыталась «предвидеть» развитие науки и техники, освоение космоса. События в книгах научной фантастики этого периода часто происходят в будущем, а их герои имеют дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. В середине XX века традиционная научная фантастика «выродилась» в развлекательный жанр «космическая опера». Новое поколение авторов научной фантастики постепенно разочаровывается в предвидении прогресса, все чаще появляются антиутопии-предупреждения, социальная сатира. Психологические и социальные драмы лежат в основе фантастики писателей последней четверти XX века (произведения Р. Брэдбери, Ф. Герберта, Ф. Дика, Р. Хайнлайна). Особое место в научно-фантастической литературе этого периода принадлежит именно Р. Брэдбери, в творчестве которого проявляется просветительский дух сторонника ума и знания, глубоко озабоченного будущим человечества.
Анализ последних исследований и публикаций. Различные аспекты феномена «научно-фантастического дискурса» не раз становились объектом научного анализа. Исследование научной фантастики как литературного жанра и философского феномена было предметом внимания К. Андреева, В. Кузнецова, Е. Неелова, А. Осипова, Т. Тимошенко, Ц. Тодорова, В. Чумакова. Лингвистические особенности научно-фантастических произведений изучали К. Белоусова (окказиональные слова в современной научной фантастике), Н. Булаева (категория времени в произведениях научной фантастики), Е. Ковтун (художественные миры фантастики). Творчество Р. Брэдбери был предметом внимания Ю. Головневой, В. Кияшко, Л. Орлова и др. В то же время без внимания отечественных ученых остались проблемы использования метафоры в научно-фантастических произведениях Р. Брэдбери.
Указанное обусловило формулировку цели данной курсовой работы, которая заключается в анализе особенностей использования метафор в научно-фантастической литературе на примере произведений Р. Брэдбери.
Объектом исследования является научно-фантастическая литература.
Предметом исследования является специфика употребления метафоры в научно-фантастической литературе (на примере произведений Р. Брэдбери).
Задачами исследования были определены следующие:
1. Раскрыть сущность метафоры и описать ее виды.
2. Дать характеристику научно-фантастической литературе.
3. Провести анализ использования метафоры в научно-фантастических произведениях Р. Брэдбери «Farewell Summer» («Лето, прощай!») и «The Martian Chronicles» («Марсианские хроники»).
Основными методами, использованными для достижения поставленной цели, являются:
− типологический и компаративный, привлеченные с целью выявления особенностей научно-фантастической литературы в целом и произведений Р. Брэдбери в частности;
− метод сплошной выборки, использованный для сбора языкового материала;
− описательный метод, используемый для анализа метафор в произведениях Р. Брэдбери.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами систематизирована и обобщена информация о научно-фантастической литературе и ее специфике.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать для дальнейших разработок данного вопроса, а также в качестве лекционного материала для студентов филологических специальностей.
Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящей работе проведен анализ особенностей использования метафор в научно-фантастической литературе на примере произведений Р. Брэдбери.
Метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении. Наша повседневная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорическая по своей сути. Понятие, управляющие нашим мышлением, вовсе не замыкаются в сфере интеллекта. Они управляют нашей повседневной деятельностью, включая самые обыденные, земные ее детали. Наши понятия упорядочивают воспринимаемую нами реальность, способы нашего поведения в мире и наши контакты с людьми. Наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой. Метафора в этом смысле – один из внутренних интегрирующих механизмов, объединяющих весь комплекс человеческого сознания.
Метафора интегрирует эмоциональное и когнитивное восприятие, актуализирует мыслительные возможности субъекта: восприятие предложения как ложного позволяет придать ему статус метафоры и побуждает субъекта отыскивать глубинные импликации.
Спецификой жанра научно-фантастической литературы является то, что ему присущи такие черты: установка времени в будущем; пространственный контекст; символы; научные принципы, которые являются новыми или противоречащие приемлемым законам природы; новые или различные политические и социальные системы; паранормальные способности; выразительная и образная речь.
Анализ источников по теме исследования позволил сделать вывод – это не только стилистическое средство языка, помогающее писателю создать выразительные и экспрессивные произведения, но и способ мышления. Так научно-фантастические произведения Рэя Брэдбери «Farewell Summer» («Лето, прощай!») и «The Martian Chronicles» («Марсианские хроники») буквально пронизаны метафорами. Писатель мыслит метафорами. Что позволяет создавать запоминающиеся образы, пейзажи и пр.
По результатам анализа произведении Р. Брэдбери «The Martian Chronicles» были выделены следующие группы метафор: жара – море, вода (The Martian desert lay broiling); жара – пульсация (The heat pulsed); жара – звучание (listening to the desert sands heat); музыка – движение (music came forth and passed slowly over the audience); человек – тающий воск (melt into yellow wax).
Основная часть этих метафор относится к такому явлению, как жара. Такой выбор автора обусловлен замыслом произведения − показать нам, что произойдет с человечеством очень скоро.
На основе анализа произведения «Farewell Summer» были выделены разные группы метафор: природные объекты (тучи, солнце) – умения ходить (Clouds passed over); трава – озеро (lake of grass); сон – прячется и укрывается темнотой (sleep, which lurked around in his head; covered him with darkness); музыка – материал музыкальных инструментов (tune, full of muted brass and muffled drums); конец лета – газонокосилка (the last lawnmower of summer shaved the years); глаза – рефлекторы (two panicked moons in Braling’s eyes); город – люди (The town poured tea and murmured); человек – церковь (Charlie’s face was a pure church altar alive with holy light); дождь – письмо (Spring rain had written … messages); солнечные лучи – пальцы (the last fingers of fading sunlight).
Использование писателем данных метафор обусловливаются темой и названием произведения – метафоры связаны с окончанием лета и началом осени.
Итак, цель исследования была достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования метафоры в научно-фантастической литературе
1.1. Сущность понятия метафоры и ее виды

В конце ХХ столетия в сфере исследовательского интереса лингвистов оказалась метафора как важнейший инструмент самопознания и познания мира. Познавательная сущность метафоры отражена в теории когнитивной метафоры, основой которой является базовая эвристика когнитивной лингвистики, согласно которой объяснения языковых явлений, в том числе и метафоризации, следует искать в когнитивных механизмах обработки знания.
Изучению особенностей политического дискурса и метафоры посвящено большое количество научных работ (Н.Д. Арутюнова, А.М. Баранов, Е. Будаев, Н.А. Васильева, Т. С. Вершинина, В.З. Демьянков, С.П. Денисова, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.С. Кубрякова, Г. Почепцов, Т. Скребцова, Ю.Р. Тагильцев, А.Н. Чадюк, Н.М. Чудакова, А.П. Чудинов, А.И. Шейгал, M. Johnson, G. Lakoff и др.).
В основе современных представлений о природе метафоры находится положение о метафорической природе мышления, согласно которому «метафора возникает из глубинных особенностей человеческого мышления, которая одновременно является его орудием в познании мира» [Арутюнова 1990: 6]. Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать мысль доступной для других людей; она необходима для того, чтобы объект стал доступен нашему мышлению.
Выделяют тип когнитивной метафоры, которая функционирует в сфере лексики и является способом создания вторичных языковых предикатов, и обозначают признаки и процессы непредметного мира. Такая метафора, основанная на аналогии, является орудием выделения и познания свойств абстрактных категорий. Этим она отличается от индикативной метафоры, которая называет предметные реалии и представляет собой технический способ добычи имени из имеющегося лексикона [Арутюнова 1990: 296].
Когнитивная теория метафоры зародилась в недрах когнитивной науки, основной задачей которой является «понять, каким образом человек <…> оказывается способным перерабатывать, трансформировать и превращать огромные массивы знаний за очень ограниченные промежутки времени» [Петров 1990: 136]. Современная когнитивистика рассматривает метафору как средство познания, структурирования и объяснения действительности. Изучая способы получения, переработки и передачи информации, когнитологи выдвигают идею о существовании в сознании человека глубинных структурных отношений между группами понятий, «которые позволяют структурировать одни понятия в терминах других и которые определяют характер метафоры в языке и ее многообразие в определенных проявлениях».
Благодаря развитию когнитивной теории метафору рассматривают не как сравнение двух застывших семантических форм, а как умственную структуру, как результат взаимодействия значений. Как следствие, метафоры стали воспринимать не только как номинативные единицы языка, но и как «любые осмысленные отрезки текста – начиная от выражения и заканчивая целым текстом» [Маккормак 1990: 359].
Приписывая чувственно воспринимаемые признаки абстрактным и напрямую не наблюдаемым объектам, когнитивная метафора выполняет гносеологическую (познавательную) функцию. Она формирует область вторичных предикатов – прилагательных, глаголов, характеризующих непредметные сущности, свойства которых выделяются по аналогии с доступными восприятию признаками физических предметов и наблюдаемых явлений. Такие метафоры – когнитивные – создают семантически дифференцированную язык чувств и вместе с тем раскрывают тенденцию к семантическому сближению [Маккормак 1990: 358-387].
Когнитивная метафора, которая заключается в переносе признака предмета к событию, процессу, ситуации, факта, мысли, идеи, теории концепции и другими абстрактными понятиями, дает языку логические предикаты, обозначающие последовательность, причинность, целеустремленность, обусловленность и т.п.
Сущность метафоры заключается в осознании и переживании явления одного жанра в терминах явлений другого жанра. Понятие упорядочивается метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, и как следствие, речь также упорядочивается метафорически. Метафора не ограничивается только областью языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной мере метафорические. Метафоры как языковые выражения становятся возможными только потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека [Арутюнова 1990: 5-32].
Весьма актуальной является классификация метафорических моделей на основе взаимоотношений сферы-источника и сферы-цели между собой, предложенная Лакоффом и Джонсоном [Лакофф, Джонсон 1990: 387-415], в которой они выделяют:
1) структурные метафоры – случаи, когда один концепт метафорически структурированный в терминах другого. Метафорическая модель ВРЕМЯ – ЭТО ДЕНЬГИ показывает, каким образом в европейской культуре концепт ВРЕМЯ структурируется с помощью концепта ДЕНЬГИ: это проявляется в оплате за телефонные разговоры, гостиничные номера и т.п. Поскольку в повседневной деятельности человек руководствуется понятием о времени как о ценности, ограниченный ресурс, он сам концепт ВРЕМЯ воспринимает именно таким образом;
2) ориентационные метафоры организуют целую систему концептов относительно другой системы концептов. Большинство ориентационных метафор связана с пространственной ориентацией: «верх – низ», «внутри – снаружи», «передняя сторона – задняя сторона», «центральный – периферийный». Такие концепты возникают в человеческом мышлении вследствие того, что человеку свойственно тело определенной формы, которое ориентировано в пространстве, в результате чего ему свойственно проецировать соответствующие концепты и на другие отношения в материальном мире. Эти отношения не произвольны, а связаны с физическим и культурным опытом человека [Лакофф, Джонсон 1990: 387-415];
3) онтологические метафоры отождествляют части человеческого опыта с объектами или веществами, позволяет ссылаться на них, относить их к определенным категориям, систематизировать их и определять их количество. Одним из самых явных случаев онтологической метафоры является случай, когда материальный объект понимается как человек.
Разные определения понятия метафоры приведены в таблице 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы