Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности творческой деятельности современного телевизионного журналиста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования особенностей творческой деятельности современного тележурналиста 5
1.1. Понятие и сущность авторского телепроекта 6
1.2. Специфика ретроспективных телевизионных медиатекстов, приуроченных к юбилею исторических дат 16
1.3. Порядок организации работы над авторским телепроектом 18
Глава 2. Процесс создания современного авторского телепроекта 20
2.1. Подготовительный этап создания телепроекта 20
2.2. Организация съемочного процесса и монтажа 26
Заключение 29
Список источников и литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что многообразие существующих проектов во многом связано с жанровостью современного телевидения. Существующие проекты значительно отличаются по многим показателям, таким как состав и структура, размер бюджета, объем технического и творческого участия, количество участников, длительность и масштабность планирования .
Выбор темы исследования обусловлен тем, что авторские телепрограммы можно назвать лидирующими в плане коммуникативного воздействия на адресата, ведь все информационные месседжи воспринимаются зрителем персонифицированность журналиста, его личность .
Но понятие авторства в современной тележурналистике очень расплывчато, сегодня над программой работает целая команда из операторов, сценаристов, осветителей, а не отдельно взятый журналист. Основной замысел авторский программы заключается в ярко выраженном «я», что противоречит безымянному продукту.
Степень разработанности проблемы в научно-исследовательской литературе: выбранная нами тема в конкретно такой формулировке ранее никогда не изучалась. Но проводились исследования на близкие темы, хоть и в небольшом количестве. В частности, интерес представляют статьи А. А. Боброва , Ю. В. Бородича , Н. С. Гегеловой , В. П. Бывших и О. А. Вольфа и др., а также монографии М. Н. Володиной , Ю. В. Клюева , А. Д. Константинова , А. А. Тертычного , Г. Г. Почепцова и др. Отдельную категорию для научной основы исследования составили авторефераты научных работ Е. А. Лукиной , О. В. Лукьянова , М. Ш. Магомед-Эминова , Т. В. Метляевой , И. К. Черемушниковой .
Объектом исследования является авторский телепроект.
В качестве предмета работы выступают особенности творческой деятельности современного телевизионного журналиста
Целью данной работы является исследование особенностей творческой деятельности современного телевизионного журналиста.
Была сформулирована гипотеза исследования: процесс создания ретроспективных авторских проектов имеет свою специфику.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность авторского телепроекта.
2. Определить специфику ретроспективных телевизионных медиатекстов, приуроченных к юбилею исторических дат.
3. Изучить порядок организации работы над авторским телепроектом.
4. Описать подготовительный этап создания телепроекта.
5. Охарактеризовать съемочный процесс и монтаж.
Теоретико-методологической базой исследования стали публикации в периодических изданиях научного характера (например, Г. В. Боруруева , Л. В. Долговой , И. И. Елкиной , И. В. Калинина , П. А. Киселевой и пр.), а также монографии С. С. Минца , Е. А. Петровой , Л. А. Черной , А. С. Якушевой и др.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что систематизированный материал по проблеме авторских телепроектов может быть использован в образовательном процессе при изучении соответствующей тематики.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Авторский телепроект некоторые исследователи отождествляют с журналистским расследованием. В последнее десятилетие жанр «журналисткое расследование» обрел большую популярность. Сейчас расследовательские программы можно увидеть на многих популярных телеканалах, таких как: Первый канал, Россия-1, НТВ, ТВЦ, Звезда, РЕН ТВ и др. В связи с этим, мы разобрались в истории возникновения данного направления журналистики, выяснили, что оно зародилось на Западе, а у нас появилось лишь во второй половине 20-х годов. Однако, стоит отметить, что ранее его черты все же наблюдались в произведениях наших знаменитых писателей.
Далее мы рассмотрели методы создания авторского телепроекта, в числе которых были: интервью, проработка документов, наблюдение, эксперимент и криминолого-следственные методы. Последнее знакомит журналиста с основами криминолистики, наблюдение заставляет журналиста целенаправленно познавать действительность, эксперимент – моделировать различные ситуации. Что касается «проработки докуметов», то стоит отметить, что небрежность в сборе и анализе информации может привести к дезинформации читателей, а это в свою очередь нанесет ущерб репутации журналиста. Поэтому журналисту не следует доверять сомнительным источникам информации, необходимо использовать только проверенные факты. Также, важной стала информация о том, что во время создания авторского телепроекта необходимо иметь собственную базу данных, где будут хранится документы, копии, заметки, вырезки, аудио – видео и диктофонные записи. Такой архив может в будущем послужить надёжной подстраховкой в случае неприятностей.
Интервью, несомненно, играет важную роль в любой журналистской деятельности, но, что касается расследовательской, то к ней предъявляются наиболее строгие требования,. Причина в конфиденциальности информации.
Помимо этого, мы познакомились с этапами, на которое делится каждое расследование, узнали как правильно получать и излагать информацию, а именно как вести себя в непредвиденных ситуациях, как задавать вопросы и многое другое. Нами были выделены основные законы, которые должен знать журналист, чтобы избежать обвинений в свой адрес.
Также в данной работе было сказано о необходимости составления сценарного плана. Задача, жанр, структура сюжета, герои, объем работы – определение всех этих пунктов может помочь журналисту создать качественный телевизионный материал. Мы выявили основные виды журналистских расследований, рассмотрели каждый из них на примере различных телепрограмм. Это позволило нам понять, что каждый тип расследования так или иначе требует от журналиста каких-то специфических знаний, навыков и черт характера. Самое главное – он должен прекрасно разбираться в той теме, которой посвящен авторский телепроект.
Создание авторского телепроекта справедливо можно назвать самым острым и ответственным направлением журналистики. Однако, несмотря на всю сложность, а иногда и опасность данного направления, аплуа расследователя часто привлекает многих журналистов. И если человек все же решил связать свою жизнь с расследовательской журналистикой, то он должен быть, в первую очередь, аккуратен. Ведь в данной сфере слишком много конфиденциальной информации, которую многие будут пытаться скрывать до последнего.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования особенностей творческой деятельности современного тележурналиста

1.1. Понятие и сущность авторского телепроекта

Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, меняется. Вместе с ним меняется и все его окружение. В том числе и телевидение. Телевизионная журналистика – относительно новый жанр, но за время своего существования претерпел множество изменений. Когда телевидение только появилось, говорили о том, что в скором времени оно полностью вытеснит печатное слово. К счастью, прогнозы не сбылись. Газеты, книги существуют по сей день, и их продолжают читать. Но наука не стоит на месте, развитие новейших технологий происходит со стремительной скоростью. Казалось бы, еще совсем недавно в нашей жизни появился интернет, но уже практически не осталось человека, который не был бы его активным пользователем. И это стало угрозой для телевидения. Чтобы не уйти на второй план, ему нужно меняться, совершенствоваться, использовать в своем развитии новые технологии и возможности. Именно поэтому в современный период жизни телевидение более активно подвержено конвергенции. Это жизненная необходимость. Телевидение «вбирает в себя», совмещает элементы других направлений и жанров .
Некоторые исследователи отождествляют авторскую программу с журналистским расследованием. «Журналистское расследование» можно назвать самым молодым направлением в современной отечественной журналистике. Несмотря на то, что его признаки и наблюдались в работах у А.С. Пушкина, В.А. Гиляровского и Н.С. Лескова, первоначально оно сложилось на Западе и было связано с такими именами, как Юхан Стриндберг, Эмиль Золя и Марк Твен .
В России данный жанр стал развиваться только во второй половине XX столетия, однако в советской журналистике данное понятие практически не существовало в том виде, в котором мы знаем его сейчас. В то время, СМИ находились под тотальным контролем власти, поэтому публиковали только то, что требовала от них партия, и только по тем материалам и документам, к которым партия давала доступ. То же самое касалось и исторических расследований, которые не могли не соответствовать официальной версии исторических событий. Одним из немногих удачных примеров журналистского расследования того периода можно считать некоторые сюжеты киножурнала «Фитиль», первый выпуск которого вышел на экраны в 1962 году. «Фитиль» выходил каждый месяц, а выпуск длился не больше 10 минут и состоял из нескольких сюжетов – игровых, документальных или мультипликационных. Темы для сюжетов поставлял Комитет народного контроля и люди, которые присылали письма с разных концов СССР. В данном случае партия допускала такую критику отдельных недостатков.
Первой полноценной передачей в жанре журналистского расследования на Российском телевидении стала программа «Совершенно секретно», которая появилась в 1991-м году. Тогда же она удостоилась национальной телевизионной премии «ТЭФИ», как лучшая публицистическая программа. «Совершенно секретно» освещала скандалы, связанные с отставкой министра юстиции и фирмой «Мобитекс», расследовала убийства журналиста Владислава Листьева и вице-президента компании «Лукойл» Шмидта, а также многое другое. Однако, помимо поклонников, программа имела немало врагов, почему и была снята с эфира летом 1999 года.
Сегодня же журналистское расследование заняло позицию одного из популярных форматов отечественного телевидения наряду с сериалами и ток-шоу. Например, авторская программа Аркадия Мамонтова с 2000 года пользуется популярностью у зрителей. Она расследует наиболее важные общественные темы, которые волнуют нашу страну. Не ослабевает интерес и к программе «Чрезвычайное проишествие. Расследование». Также, стоит упомянуть, новый проект Игоря Прокопенко на телеканале РенТВ «Самые шокирующие гипотезы». Он проводит расследования сенсационных теорий, смотрит свежим взглядом на исторические факты и дает независимую экспертную оценку событиям, изменившим мир .
Существует два противоположных понятия, определяющих такое явление, как «журналистское расследование». А.Д. Константинов считает, что расследование – это жанр, который включает в себя поиск, исследование и обнародование некоторых фактов, которые длительное время находились вне общественного внимания. Его мнение разделяют А. Станько, Ю.А. Шум. Такие исследователи как А А Тертычный, Н В Бергер предлагают рассматривать «журналистское расследование» как основополагающий метод авторского телепроекта. Однако, все они сходятся в том, что это вид творческой деятельности, который направлен на разоблачение негативных явлений в обществе и их причин при помощи как секретных, так и открытых источников и документов. Сюда мы можем отнести: уголовные преступления, трагедии, коррупцию, различные махинации или тайны и темные страницы истории. Поиск достоверных фактов из различных источников, по мнению Ю.А. Шума, является самой трудной частью создания авторского телепроекта. Если собеседник сам не заинтересован в предоставлении тех или иных фактов, то журналисту важно приложить максимум усилий, чтобы заставить человека общаться. К сожалению, в отличие от сотрудника правоохранительных органов, журналист вооружен лишь законом о средствах массовой информации и не обладает правом официально вести дознание. По этой причине, в первую очередь, ему необходимо научиться правильно задавать вопросы и распознавать искренен с ним человек или нет . Существует несколько правил, которые могут помочь журналисту получить необходимую информацию:
1. Как составить вопросы.
● Вначале необходимо определить тему, ее рамки и подготовить вопросы.
● Желательно, чтобы в беседе присутствовали все типы вопросов: уточняющие, развивающие, уличающие, гипотетические, контрольные, иногда провокационные и другие.
● Формулировки должны быть четкими, конкретными и понятными. Необходимо избегать закрытых вопросов.
● Если человек не хочет общаться с журналистом, нужно попытаться узнать причину отказа и постараться его заинтриговать.
● Если собеседник не может вспомнить интересующие вас события, попробуйте возбудить его ассоциации.
● Необходимо учитывать темперамент человека. Например, холерики, меланхолики и флегматики часто теряют детали события, поэтому к ним следует проявлять больше терпения и обходительности. На сангвиников же лучше действует требовательность.
2. Как начать беседу.
● Надо продумать, в какой обстановке будет проходить беседа. Необходимо, чтобы антураж соответствовал поставленной задаче. Возможно, даже шумная улица может помочь ослабить бдительность источника информации, что в дальнейшем заставит его упомянуть какие-то важные факты.
● Вначале необходимо представиться и записать имя, должность и звания собеседника, а также сообщить о своих целях и материале, который вы собираете.
● Если человек неприятен, не стоит ему это показывать. Конфликт, как и чрезмерное заискивание может помешать разговору.
3. Как себя вести.
● От манер и тона журналиста зависит успех или провал интервью. Есть случаи, когда интервьюер должен быть жестким. Также следует выглядеть опрятно и соответствовать возрастному и социальному положению своего собеседника.
● Можно поставить себя на место интервьюируемого. Если это свидетель, будет уместно извиниться за беспокойство. Если потерпевший – следует посочувствовать ему. Если преступник – убедить его в том, что версию обвинения изложите корректно.
4. Как понять, что вам лгут.
Стопроцентных способов, конечно, не существует, однако есть некоторые признак, которые могут указать на то, что с вами не искрененны. Внешний показатель, известный многим: отвод глаз в сторону, скрещенные руки ил ноги, покусывание губ или многочисленные суетливые движения. Юридическая литература утверждает, что лжец, как правило, сбивается в своем рассказе или говорит разное по одному и тому же поводу. Он пытается уйти от ответа на прямые вопросы и скрывает очевидные факты. Журналист может попытаться задать уточняющие вопросы, либо сбить собеседника с толку. Нужно помнить, что длительный психический дискомфорт вызовет лишь раздражение. Вначале можно задать ему только те вопросы, на которые возможно дать лишь положительный ответ, а затем устроить что-то похожее на очную ставку. Агрессивная форма разговора – это крайняя мера. Можете попробовать пригрозить, что напишете о его отказе и, как следствие, о сокрытии им информации от общественности.
5. Как избежать оплошностей.
У жуналиста-расследоватля нет права на ошибку. Иногда достаточно лишь однажды не проверить информацию или неверно изложить ее, как и сам журналист и его издание будут разорены различными исками. Необходимо обладать основными терминами по изучаемой тематике, вычитывать готовые тексты, тщательно проверять ударение в неизвестных терминах, искать фактические ошибки, по возможности советоваться с профессионалами и сверяться с официальными документами .
Существуют следующие виды журналистских расследований:
1. Политическое расследование;
2. Расследование преступлений в сфере экологии;
3. Социально-бытовое расследование;
4. Экономическое расследование;
5. Историческое расследование;
6. Расследование коррупции;
7. Криминальные расследования .
Теперь остановимся подробнее на каждом виде создания авторского телепроекта.
Объектом для политических расследований могут быть явления, события или действия, которые представляют собой нарушение закнов (к примеру, подтасовка результатов голосования во время выборов; заключение международных договоров, наносящих ущерб стране, и др.). В истории журналистских расследований существует немало примеров того, как общество узнавало о неправомерных действиях властей, именно благодаря журналистам. Вспомним, о том, как журналистам The New York Times и The Washington Post удалось опубликовать секретные документы Пентагона о ходе ведения войны во Вьетнаме. Что касается политических преступлений, которые освещались на российском телевидении, то в качестве примера можно привести выпуск передачи «Военная тайна с Игорем Прокопенко» от 05.11.2016. Корреспонденты рассказали о том, как во время досрочного голосования на президентских выборах в США производился массовый вброс бюллетеней.
Журналист должен быть компетентен в политической сфере, то есть знать политическую ситуацию в мире, политических деятелей, а также методы решения подобных проблем.
А.А. Тертычный дает следующую характеристику экологическим преступлениям – это «действия людей, результатом которых становится разрушение среды, дающей человеку возможность нормально существовать». Самое главное, что не только обычные люди или организации наносят ущерб окружающей среде, но и целые страны, которые в погоне за военными технологиями часто жертвуют экологической стабильностью и наносят природе непоправимый урон, который обрекает человечество на неизвестность.
На сегодняшний день расследованию подобных преступлений мешает сложность получения необходимой информации и дилетантизм большинства журналистов-экологов, которым просто иногда не хватает соответствующих знаний. Также журналисту, пишущему на подобные темы, следует опираться на массового читателя, и если не заменять, то хотя бы разъяснять использумые термины, а цифры лучше давать в сравнении со знакомыми мерками. В качестве примера расследования на тему экологии можем привести выпуск программы «ЧП. Расследование» под названием «Князи и грязи» от 27 мая 2016 года. Корреспонденты рассказали о нелегальных мусорных полигонах, об их пагубном влиянии на здоровье общества, а также о том, как они появляются и кто за всем этим стоит. Мы увидели ситуацию с двух сторон: со стороны пострадавших, которые пытаются добиться решения данной проблемы и со стороны нарушителей из-за которых появляются эти свалки. Корреспонденты отчаянно пытались получить от последних какой-либо комментарий, но каждый из них реагировал агрессивно и отказывался давать оценку своим поступкам .
Предметом подобных преступлений являются взаимоотношения между людьми в повседневной жизни. В отличие от других видов расследования, данное отличается большей доступностью информации, возможностью более широкого спектра методов ее сбора. Расследования на социальную тематику требуют от журналиста навыков психолога, педагога и диагноста. На современном российском телевидении появляется все больше программ, которые нацелены на проведение социально-бытовых журналистских расследований. Например, в программе «Среда обитания» в выпуске под названием «Таблетки от всех болезней» журналисты рассказали историю 10-летней Насти Чулковой, которая оказалась жертвой БАДов (биологически-активных добавок). Мошенники уговорили ее мать отказаться от обычных методов лечения онкологии и вместо этого продавали ей БАДы. Корреспонденты провели свое расследование в ходе которого смогли доказать опасное воздействие многих БАДов и обратить внимание на необходимость наведения порядка на данном рынке. Криминальная хроника является излюбленной темой среди журналистов-расследователей. Основная цель: информировать аудиторию о возможных преступниках и о происшествиях, которые угрожают их жизни. Корреспонденты изучают все аспекты преступления и мотивы преступника. В последнее время и у телезрителей повысился интерес к данному виду расследований. Его ярким примером на современном российском телевидении является программа «Честный детектив», которую транслирует телеканал «Россия 1». Так, например, в выпуске от 18 апреля 2016 года Евгения Могилевская и Павел Брыкин вместе с ведущим провели свое собственное расследование по делу фотографа Дмитрия Лошагина, который совершил жесткое убийство своей жены-фотомодели Юлии Прокопьевой. Для создания объективной картины происходящего корреспонденты программы пообщались с фигурантом уголовного дела, который в свою очередь отрицал свою вину и по рекомендации адвоката отказался давать комментарии. Далее корреспонденты программы обратились за комментариями к старшему следователю Следственного отдела по г. Первоуральску, а также ко многим представителям правоохранительных органов, которые занимались данным делом. Они рассказали о ходе расследования, предоставили некоторые материалы уголовного дела. Свои комментарии дали знакомые и друзья преступника, были показаны архивные и оперативные съемки. Ведущий программы оставил открытый конец и дал возможность зрителям самим сделать вывод о виновности или невиновности обвиняемого .
Экономические преступления относят к наиболее трудным журналистским расследованиям, в связи с тем, что преступники часто используют пробелы в законодательстве, чтобы обойти закон. Такие четко выверенные юридические схемы иногда не дают журналисту возможности обвинить определенное лицо в преступлении. По этой причине журналист, взявшийся за подобное расследование, обязан обладать хорошей экономической подготовкой и прибегать к помощи юристов и экономистов. Только в таком случае он может надеяться на успешный исход собственного расследования и избежать возможного судебного процесса со стороны «героев» его материала.
Самыми опасными преступлениями считаются те, которые наносят огромный ущерб экономике страны. Чаще всего в центре подобных скандалов оказываются так называемые «белые воротнички», а именно люди интелектуального труда: политики, чиновники, банковские служащие, адвокаты и др. Однако, журналисты стараются не браться за расследования такого уровня, чаще всего они исследуют првонарушения, совершаемые на региональном уровне или на отдельных предприятиях. Рассмотрим документальный сериал «Дикие деньги» на телеканале ТВ Центр. В выпуске от 29.03.2017 года журналисты рассказали скандальную историю полковника МВД Дмитрия Захарченко, у которого обнаружили 9 млрд рублей. Корреспонденты поведали историю его жизни, а также расследовали причину, по которой ему удалось совершить данное преступление .
Значение таких расследований для людей заключается в их познавательной ценности. Они позволяют взглянуть на историю под другим углом, вскрыть какие-то новые подробности, провести аллюзии с аналогичными делами нашего времени и, посредством этого, объяснить их. Главная особенность данного вида состоит в том, что расследование ведется о событиях давно прошедших лет. Журналисту могут помочь исторические архивы, свидетельские показания, специальная историческая литература и тп. Так, в программе «Новые русские сенсации» на телеканале НТВ в выпуске от 2 июля 2016 года журналисты рассказали новые подробности об убийстве царской семьи. Главной темой данного расследования стал вопрос: «Правда ли, что у последнего императора был внебрачный сын, которому удалось сбежать и который всю жизнь скрывался в Бразилии?!» Корреспондентам удалось получить его сенсационные откровения, а также рассказать новую правду о «красном терроре» .
Предметом расследования коррупции могут стать преступные деяния в виде злоупотреблений должностными полномочиями, получении взяток, превышении должностных полномочий, служебный подлог.
Информация о коррупции предполагает незамедлительную реакцию журналиста, с тем чтобы, как можно быстрее выяснить, детали и причины преступления, а также выявить последствия для общества и государства. Журналисты осуществляют контроль над государственным аппаратом, контролируя деятельность «белых воротничков». В любом случае, журналист обязан не просто обозначить преступление, а четко и ясно рассказать и показать, почему так происходит, что порождает зло и что мешает его искоренению.
Так, например, в программе «Человек и закон» «Первого канала» в выпуске от 20 февраля 2015 года корреспонденты рассказали об экономическом преступлении сити-менеджера Нижнего Новгорода Олега Кондрашова, который обвинялся в получении взятки в особо крупном размере. В ходе расследования журналисты поговорили с представителем следственного комитета РФ Владимиром Маркиным, познакомились с материалами уголовного дела, а также пообщались с самим обвиняемым.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы