Курсовая с практикой на тему Особенности тревожности у подростков среднего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 5
1.2. Проявление тревожности в подростковом возрасте 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Исследования тревожности подростков среднего возраста 21
2.2. Программа по преодолению тревожности у подростков среднего возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА 41
Введение:
Актуальность исследования. Современное научное знание демон-стрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности и личностной тревожности. Этот интерес находит свое отражение в научных исследова-ниях, где данная проблема занимает одно из центральных мест. Изучение тревожности как черты личности особенно актуально в последнее время, так как по данным отечественных и зарубежных исследователей в совре-менном мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества тревожных людей. За рубежом изучением тревожности занимались такие ученые, как З. Фрейд, Дж. Тейлор, Ч. Спилбергер, в нашей стране этим вопросом занимались Н.Е. Аракелов, В.М. Астапов, А.М. Прихожан, Н.Г. Путимцева.
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности значительно возрос в связи с резкими изменениями в обще-стве, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоционального напряжения, тревоги и беспо-койства.
Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастаю-щего поколения — подростков. В возрасте от 12 до 18 лет у детей наступает пубертатный период, который является критическим периодом — самым сложным и самым ответственным в жизни человека. В этот период человек интенсивно развивается, как физически, так и физиологически, происходит активное самопознание, самоутверждение и формирование личности. По-ловое созревание оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и характер подростков, часто выводя их из состояния «относи-тельного равновесия».
Обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать и как активатор учебного процесса, делающий его успешным и эффективным, поскольку мобилизует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий детям возможности реализоваться в учебной деятельности.
Поскольку подростковый возраст занимает довольно-таки обшир-ный промежуток времени, в своем исследовании мы решили взять средний подростковый возраст 13-15 лет.
Объект исследования: подростки среднего возраста
Предмет исследования: тревожность подростков среднего возраста.
Цель исследования: изучение тревожности подростков среднего воз-раста.
Задачи исследования:
1. Определить психологическую характеристику подросткового воз-раста;
2. Выявить особенности проявление тревожности в подростковом возрасте;
3. Исследовать тревожность подростков среднего возраста;
4. Составить программу по преодолению тревожности у подростков среднего возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение особенностей тревожности в среднем подростковом возрасте поможет составить про-грамму по преодолению тревожности подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы О.Н. Ивановой, В.Р. Бильдановой, А.И. Захарова, С.Ю. Тарасовой и др.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
База исследования: подростки общеобразовательной школы г. Ка-зань, 30 человека, возрастом 13-15 лет (девочек и мальчиков поровну).
Практическая значимость исследования: данные исследования могут быть полезны в коррекционной работе с подростками
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так, мы определили психологическую характеристику подросткового возраста. Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрос-лости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окру-жающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и миро-воззрения. Одним из важнейших моментов является формирование само-сознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подро-сток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки осо-бенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе
Выявили особенности проявление тревожности в подростковом воз-расте. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, со-стоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики ко-торых к этому не предрасполагают
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает пове-дение подростков. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой опти-мальный или желательный уровень тревожности – это так называемая по-лезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспи-тания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.
Исследовали тревожность подростков среднего возраста. Для изуче-ния тревожности была использована методика Школьная тревожность (Тест Филллипса).
Все страхи подростков соотносятся с общей тревожностью в школе, переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний и формируется на базе личностных взаимоотношений с учителями. В целом это связано со всем комплексом психосоматических проблем, возникаю-щих в подростковом возрасте.
Составили программу по преодолению тревожности у подростков среднего возраста. Программа состоит из 3х тренинговых занятий по пре-одолению тревожности. Кроме этого составили рекомендации родителям и педагогам, так как от их участия в жизни подростков зависит уровень тре-вожности подростка.
Подростковый организм очень уязвим и восприимчив к внешним воздействиям со стороны как близких, так и незнакомых ему людей. Под-росток восприимчив к любой критике со стороны окружающих, поэтому необходимо поддержать его в период «подросткового комплекса». Необ-ходимо предостеречь ребенка от пагубного влияния критики или насме-шек, чаще всего исходящих от сверстников. Иначе это повлечет за собой серьезные расстройства психики и другие нервные расстройства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИ-ЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное разви-тие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связы-вают его с окружающим миром. Подростковый возраст – это возраст, ко-гда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда под-ростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе [27].
Отрочество – это период, когда подросток начинает по-новому оце-нивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стрем-ление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе дру-зей, распределении времени. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, советы, дружеское руководство со стороны родителей.
Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает це-нить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, дает возможность смотреть на себя по — новому. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в отроче-стве. Именно через дружбу у подростка усваиваются черты взаимодей-ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя [25].
В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значи-мых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимо-действии «мы» и «я». «Мы» — это умение слиться со всеми в эмоциональ-ных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обре-сти радость в конкретной общности. «Я» — это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пе-режить обе стороны и обрести себя между ними.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток стара-ется выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социаль-ную значимость [15].
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при кон-тактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тре-вога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков яв-ляются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
Ситуация развития подростка (биологические, психические, личност-но-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не су-мевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характе-ра, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, не-благоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: — реакция эмансипации, которая представляет со-бой тип поведения, посредством которого подросток старается высвобо-диться из-под опеки взрослых [24].
Для подростков в период пубертата характерны определенные черты личности. Учет этих особенностей важен для профилактики психических расстройств и правильного воспитания. При этом следует иметь в виду, что выраженность тех или иных черт личностей варьируется в зависимости от половой принадлежности, возраста и индивидуальных качеств челове-ка.
Основные черты личности [21]
1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, по-казной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуаль-ное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на соб-ственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплек-сов, постоянно влияющих на самооценку.
2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.
3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоя-тельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие довер-чивость и наивность подростка.
4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психи-ки, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивно-стью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плак-сивости и эмоционального возбуждения.
5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особен-ность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушае-мостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются во время пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен та-кой психологический механизм.
Все перечисленные особенности отличают подростка от взрослого человека. Сохранение подобных черт личности у взрослых психологи называют инфантилизмом.
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является об-щение со сверстниками. Именно во время общения со сверстниками проис-ходит формирование нового уровня самосознания ребенка, навыков соци-ального взаимодействия, умения подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Кроме того, общение является очень важным информацион-ным каналом для подростка.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.
Многие особенности поведения подростков связаны не только с пси-хологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в орга-низме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка определяют многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неста-бильностью и сильными перепадами настроения. Поведение подростков часто непредсказуемо, в течение короткого периода они могут демонстри-ровать совершенно противоположные реакции [5]:
— решительность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
— неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутстви-ем стремления и желания что-либо делать;
— повышенная уверенность в себе, быстрота суждений быстро сменя-ются ранимостью и неуверенностью в себе
— дерзость в поведении иногда сочетается с застенчивостью;
— Романтические настроения часто граничат с цинизмом, рассуди-тельностью;
— нежность, мягкость могут быть на фоне недетской жестокости;
— Потребность в общении сменяется стремлением к уединению.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают, когда кто-то из окружения пытается задеть самолюбие подростка. Пик эмоциональной не-устойчивости приходится у мальчиков на 11-13 лет, а у девочек — на 13-15 лет.