Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к школьному учреждению.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 6

Глава&nbsp1.&nbspТеоретические&nbspаспекты&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза 11

1.1.&nbspПроблема&nbspтревоги&nbspи&nbspстраха&nbspв&nbspсовременной&nbspпсихологии 11

Д.&nbspРапапорт&nbspзаключает,&nbspчто:&nbsp«основываясь&nbspна&nbspразных&nbspтеориях,&nbspможно&nbspсделать&nbspпредположение&nbspо&nbspмеханизме&nbspэмоций,&nbspне&nbspпротиворечащем&nbspимеющимся&nbspфактам&nbsp[33].&nbspВоспринимаемый&nbspобъект&nbspявляется&nbspинициатором&nbspбессознательного&nbspпроцесса,&nbspкоторый&nbspмобилизует&nbspбессознательное&nbspинстинктивную&nbspэнергию,&nbspесли&nbspэта&nbspэнергия&nbspне&nbspимеет&nbspоткрытых&nbspсвободных&nbspспособов&nbspее&nbspпроявления&nbsp(это&nbspтот&nbspслучай,&nbspкогда&nbspинстинктивные&nbspтребования&nbspконфликта),&nbspона&nbspразряжается&nbspпо&nbspдругим&nbspканалам,&nbspкроме&nbspпроизвольных&nbspдействий.&nbspПроцессы&nbspразрядки&nbspэмоционального&nbspвыражения&nbspи&nbspэмоционального&nbspчувства&nbsp-&nbspможет&nbspпроисходить&nbspодновременно&nbspили&nbspможет&nbspследовать&nbspодин&nbspза&nbspдругим,&nbspили&nbspможет&nbspбыть&nbspединичным.&nbspПотому&nbspчто&nbspв&nbspнашей&nbspкультуре&nbspредко&nbspоткрываются&nbspспособы&nbspпроявления&nbspинстинктов,&nbspэмоциональные&nbspразряды&nbspразличной&nbspинтенсивности&nbspпроисходят&nbspпостоянно. 17

Концепция&nbspУ.&nbspМак-Дугалла&nbspстрах&nbspтесно&nbspсвязана&nbspс&nbspситуацией,&nbspв&nbspкоторой&nbspпроисходит&nbspдеятельность&nbspчеловека.&nbspВместе&nbspс&nbspтем&nbspон&nbspприписал&nbspстрах&nbspтому&nbspклассу&nbspэмоций&nbspнеудачи,&nbspкоторые&nbspпозволяют&nbspчеловеку&nbspопределить&nbspотсутствие&nbspуспеха&nbspи&nbspдаже&nbspопасность&nbspего&nbspработы,&nbspостановить&nbspнеуместную&nbspситуацию,&nbspактивность,&nbspсыграть&nbspроль&nbspспасения&nbspот&nbspистощения&nbspи&nbspнеэффективной&nbspдеятельности&nbsp[28]. 18

В&nbspмотивационной&nbspтеории&nbspэмоций&nbspР.&nbspУ.&nbspЛипера&nbspэмоции&nbspотождествляются&nbspс&nbspмотивами,&nbspкоторые&nbspвоздействуют&nbspна&nbspорганизм&nbspчеловека&nbspтак&nbspже&nbspфундаментально,&nbspкак&nbspи&nbspобъяснение&nbspфизиологического&nbspпроисхождения.&nbspР.&nbspУ.&nbspЛиппер&nbspделит&nbspмотивы&nbspчеловека&nbspна&nbspдве&nbspгруппы:&nbspфизиологические&nbspи&nbspэмоциональные&nbspмотивы.&nbspФизиологические&nbspмотивы&nbspинициируются&nbspи&nbspвозникают&nbspпод&nbspвлиянием&nbspхимических&nbspпроцессов,&nbspпроисходящих&nbspв&nbspорганизме,&nbspэмоциональные&nbspмотивы&nbspопределяются&nbspсигналами,&nbspнапоминающими&nbspраздражители,&nbspвызывающими&nbspперцептивные&nbspили&nbspкогнитивные&nbspпроцессы.&nbspСтрах&nbspпорожден&nbspпрежде&nbspвсего&nbspэмоциональными&nbspмотивами,&nbspпотому&nbspчто&nbspсуществует&nbspпрямая&nbspопасность&nbspдля&nbspорганизма&nbspили&nbspугроза&nbspцелостности&nbspчеловеческого&nbspсознания.&nbspСтрах&nbspвызывает&nbspопределенные&nbspфизиологические&nbspизменения&nbspв&nbspорганизме,&nbspно&nbspони&nbspне&nbspявляются&nbspпервичными&nbspи&nbspне&nbspопределяют&nbspопыт&nbspстраха.&nbspВ&nbspкачестве&nbspосновной&nbspэмоции&nbspстраха&nbspиспользуются&nbspследующие&nbspкритерии: 18

-&nbspстрах&nbspимеет&nbspуникальную&nbspмотивационную&nbspфункцию,&nbspа&nbspименно&nbspто,&nbspчто&nbspмотивируется&nbspтолько&nbspопределенным&nbspклассом&nbspдействий&nbspв&nbspопределенных&nbspситуациях,&nbspотличных&nbspот&nbspдействий&nbspи&nbspситуаций,&nbspмотивированных,&nbspнапример,&nbspэмоциями&nbspрадости; 18

-&nbspвоздействие&nbspстраха&nbspна&nbspкогнитивную&nbspсферу&nbspчеловека,&nbspимеет&nbspсвои&nbspспецифические&nbspособенности&nbspи&nbspособый&nbspпуть&nbspпо&nbspсравнению&nbspс&nbspдругими&nbspэмоциями,&nbspиспытываемыми&nbspчеловеком; 19

-&nbspстрах&nbspчетко&nbspсвязан&nbspсо&nbspвсеми&nbspсферами&nbspчеловеческой&nbspличности:&nbspмотивационной,&nbspповеденческой,&nbspкогнитивной,&nbspаффективной&nbspодновременно,&nbspи&nbspэти&nbspструктуры&nbspвлияют&nbspна&nbspпроявление&nbspи&nbspпереживание&nbspстраха; 19

-&nbspстрах&nbspвзаимодействует&nbspс&nbspдругими&nbspчеловеческими&nbspэмоциями,&nbspвзаимодействуя&nbspс&nbspними,&nbspон&nbspвлияет&nbspна&nbspвыражение&nbspдругих&nbspэмоций&nbspтак&nbspже,&nbspкак&nbspдругие&nbspэмоции&nbspвлияют&nbspна&nbspпроявление&nbspстраха. 19

-&nbspстрах,&nbspв&nbspкачестве&nbspосновной&nbspэмоции&nbspвключает&nbspявно&nbspпереживающий&nbspили&nbspсознательный&nbspопыт,&nbspсвязанный&nbspсо&nbspвсеми&nbspсистемами&nbspорганизма,&nbspон&nbspподдается&nbspнаблюдению,&nbspчто&nbspочень&nbspотчетливо&nbspвидно&nbspв&nbspмимическом&nbspи&nbspпантомимическом&nbspдействии&nbsp[18]. 19

Когнитивные&nbspтеории&nbspэмоций&nbspисследуют&nbspвзаимосвязь&nbspэмоций&nbspи&nbspкогнитивных&nbspпроцессов,&nbspместо&nbspи&nbspроль&nbspкогнитивной&nbspоценки&nbspситуации&nbspв&nbspэмоциональном&nbspпроцессе.&nbspПредставителями&nbspкогнитивных&nbspтеорий&nbspэмоций&nbspв&nbspзарубежной&nbspпсихологии&nbspявляются&nbspС.&nbspШехтер,&nbspЭ.&nbspСингер,&nbspР.&nbspС.&nbspЛазарус,&nbspЖ.&nbspП.&nbspСартр,&nbspМ.&nbspАрнольд. 19

В&nbspкогнитивной&nbspтеории&nbspэмоция&nbspК.&nbspШехтера&nbspопределяется&nbspкак&nbsp«недифференцированное&nbspвозбуждение&nbspплюс&nbspзнание». 19

Физиологические&nbspмеханизмы,&nbspлежащие&nbspв&nbspоснове&nbspпереживаний&nbspстраха,&nbspпо&nbspего&nbspмнению,&nbspодинаковы&nbspдля&nbspвсех&nbspэмоций,&nbspони&nbspне&nbspотличаются&nbspот&nbspсодержания&nbspи&nbspкачества&nbspэмоций.&nbspЭто&nbspкачество&nbspопределяется&nbspтем,&nbspкак&nbspлюди&nbspинтерпретируют&nbspи&nbspоценивают&nbspситуацию.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspесли&nbspчеловек&nbspоценивает&nbspситуацию&nbspкак&nbspугрожающую,&nbspфизиологическое&nbspвозбуждение,&nbspвозникающее&nbspв&nbspэтой&nbspситуации,&nbspидет&nbspв&nbspстрахе,&nbspа&nbspне&nbspв&nbspрадости&nbspили&nbspудивлении.&nbspДругими&nbspсловами,&nbspпереживание&nbspстраха&nbspзависит&nbspот&nbspавтономного&nbspвозбуждения&nbspи&nbspкогнитивной&nbspинтерпретации&nbspэтого&nbspвозбуждения&nbsp-&nbspзаключения&nbspчеловека&nbspо&nbspего&nbspпричинах&nbspна&nbspоснове&nbspанализа&nbspситуации,&nbspв&nbspкоторой&nbspвозникла&nbspэмоция. 19

Страх&nbspвозникает&nbspв&nbspситуациях,&nbspкогда&nbspребенок&nbspне&nbspможет&nbspпереварить&nbspбольшое&nbspколичество&nbspинформации,&nbspкоторую&nbspон&nbspполучает,&nbspи&nbspпоэтому&nbspу&nbspнего&nbspвозникают&nbspпроблемы&nbspс&nbspадаптацией&nbspк&nbspокружающей&nbspсреде.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspэмоция&nbspстраха&nbspявляется&nbspрезультатом&nbspвзаимопроникновения&nbspкогнитивных&nbspи&nbspаффективных&nbspпроцессов. 19

Тенденции&nbspк&nbspдействию&nbspв&nbspотношении&nbspугроз&nbspи&nbspрешимости&nbspотражаются&nbspв&nbspразличных&nbspсимптомах&nbspэмоциональных&nbspреакций. 20

Таким&nbspобразом,&nbspсхема&nbspвозникновения&nbspстраха&nbspвыглядит&nbspтак:&nbspкаждая&nbspэмоция&nbspсвязана&nbspс&nbspразной&nbspприсущей&nbspей&nbspоценкой.&nbspСледовательно,&nbspта&nbspили&nbspиная&nbspструктура&nbspэмоционального&nbspвозбуждения&nbspявляется&nbspпроизводной&nbspимпульсов&nbspк&nbspдействию,&nbspразработанных&nbspпутем&nbspоценки&nbspситуации&nbspи&nbspоценки&nbspвозможных&nbspальтернатив&nbspдействиям.&nbspБолее&nbspтого,&nbspоценка&nbspможет&nbspпроводиться&nbspна&nbspлюбом&nbspуровне&nbspсознания. 20

1.2.&nbspДизонтогенез:&nbspпонятие,&nbspвиды,&nbspпараметры 20

Параметр&nbspI&nbspсвязан&nbspс&nbspфункциональной&nbspлокализацией&nbspдефекта.&nbspСоответственно&nbspсуществует&nbsp2&nbspтипа&nbspдефектов&nbspобщего&nbspхарактера,&nbspвызванных&nbspнарушением&nbspвзаимодействия&nbspрегуляторных&nbspсистем&nbspкоры&nbspи&nbspподкоркового&nbspи&nbspчастного,&nbspвызванных&nbspдефицитом&nbspопределенных&nbspфункций. 23

Параметр&nbspII&nbspсвязан&nbspс&nbspвременным&nbspфактором&nbsp(время&nbspтравмы).&nbspЭто&nbspзависит&nbspот&nbspхарактера&nbspнарушения&nbspпсихического&nbspразвития. 23

В&nbspпроцессе&nbspпсихического&nbspразвития&nbspкаждая&nbspфункция&nbspпроходит&nbspчерез&nbspчувствительный&nbspпериод&nbspразвития.&nbspСензитивный&nbspпериод&nbsp-&nbspэто&nbsp«деликатный&nbspпериод»,&nbspкогда&nbspфункция&nbspнаиболее&nbspуязвима&nbspк&nbspвоздействию. 23

Учитывая&nbspкольцевую&nbspприроду&nbspструктурных&nbspфункций&nbspи&nbspих&nbspвзаимосвязи,&nbspвзаимозависимости,&nbspвзаимоиндуктивности,&nbspможно&nbspсделать&nbspвывод&nbspо&nbsp«профиле&nbspпсихического&nbspразвития»&nbspдетей&nbspс&nbspнарушениями.&nbspОн&nbspсостоит&nbspиз&nbspфункций:&nbspповрежденных,&nbspискаженных&nbspи&nbspсохраненных. 23

III&nbspпараметр&nbspсвязан&nbspс&nbspучением&nbspЛ.&nbspС.&nbspВыготского&nbspо&nbspсистемной&nbspструктуре&nbspнарушений&nbspи&nbspхарактеризует&nbspвзаимосвязь&nbspмежду&nbspпервичными&nbspи&nbspвторичными&nbspдефектами. 23

Следует&nbspпомнить,&nbspчто&nbsp«органический&nbspдефект&nbspуха&nbspили&nbspглаза&nbspреализуется&nbspкак&nbspсоциальная&nbspненормальность&nbspповедения»&nbsp(Л.&nbspС.&nbspВыготский). 24

Параметр&nbspIV&nbspсвязан&nbspс&nbspнарушением&nbspмежфункционального&nbspвзаимодействия&nbspв&nbspпроцессе&nbspаномальной&nbspсистемы&nbspгенеза.&nbspПри&nbspполноценном&nbspонтогенезе&nbspсуществует&nbspтри&nbspтипа&nbspвзаимодействия&nbspпсихических&nbspфункций: 24

1.&nbspвременная&nbspнезависимость,&nbspхарактерная&nbspдля&nbspранних&nbspстадий&nbspонтогенеза&nbsp(например,&nbspмышление&nbspи&nbspречь) 24

2.&nbspассоциативные&nbspотношения,&nbspна&nbspоснове&nbspкоторых&nbspрассоложенные&nbspсенсорные&nbspвпечатления&nbspобъединяются&nbspв&nbspодно&nbspна&nbspоснове&nbspпространственно-временной&nbspблизости&nbsp(например,&nbspизображение&nbspдома). 24

3.&nbspиерархический&nbspтип&nbspвзаимодействия&nbspявляется&nbspосновой&nbspкомпенсаторной&nbspкорректировки&nbspпсихических&nbspфункций. 24

Системогенез&nbspявляется&nbspосновным&nbspзаконом&nbsp(принципом)&nbspразвития&nbspорганизма,&nbspсогласно&nbspкоторому: 24

-&nbspнервная&nbspсистема&nbspимеет&nbspпрогрессивное&nbspразвитие,&nbspрезко&nbspпродвигается&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspдругим&nbspорганам&nbspи&nbspсистемам; 24

-&nbspфункциональные&nbspсистемы&nbspформируются&nbspпостепенно,&nbspгетерохронно; 24

-&nbspвнутрисистемная&nbspгетерогенность&nbspявляется&nbspпостепенным&nbspусложнением&nbspвозникающих&nbspфункций; 24

-&nbspмежсистемная&nbspгетерогенность&nbsp-&nbspэто&nbspдиахронная&nbspукладка&nbspи&nbspформирование&nbspразличных&nbspфункциональных&nbspсистем; 24

-&nbspкаждая&nbspфункция&nbspимеет&nbspформулу&nbspхронологического&nbspразвития.&nbspВ&nbspслучае&nbspнарушения&nbspпсихического&nbspразвития&nbspв&nbspрезультате&nbspвоздействия&nbspпатогенного&nbspфактора&nbspпроисходит&nbspнарушение&nbspсистемы,&nbspкоторая&nbspхарактеризуется&nbspвозникновением&nbspдиспропорций&nbspв&nbspпсихическом&nbspразвитии.&nbspСуществует&nbspасинхронность&nbspразвития&nbspс&nbspприсущими&nbspей&nbspпроцессами&nbspотсталости&nbsp(замедление,&nbspостановка&nbspформирования)&nbspи&nbspускорение&nbsp(быстрое,&nbspускоренное&nbspразвитие&nbspфункции&nbspв&nbspущерб&nbspдругой). 24

В&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspможно&nbspвыделить&nbspследующие&nbspзакономерности,&nbspприсущие&nbspребенку&nbspс&nbspаномальным&nbspразвитием: 24

1)&nbspснижение&nbspспособности&nbspполучать,&nbspобрабатывать,&nbspхранить&nbspинформацию; 25

2)&nbspтрудность&nbsp(невозможность)&nbspсловесного&nbspпосредничества, 25

3)&nbspзамедление&nbspпроцесса&nbspформирования&nbspпонятий. 25

Кроме&nbspтого,&nbspвсем&nbspненормальным&nbspдетям,&nbspбез&nbspисключения,&nbspболее&nbspили&nbspменее&nbspприсущи; 25

1)&nbspнарушения&nbspв&nbspразвитии&nbspпсихической&nbspсферы; 25

2)&nbspуникальность&nbspразвития&nbspречевой&nbspсферы; 25

3)&nbspнедостатки&nbspв&nbspразвитии&nbspдвигательной&nbspсферы. 25

Успех&nbspсоциальной&nbspадаптации&nbspтакого&nbspребенка&nbspво&nbspмногом&nbspзависит&nbspот&nbspродителей,&nbspпедагога&nbspи&nbspпсихолога.&nbspУчащиеся&nbspс&nbspтаким&nbspтипом&nbspразвития&nbspнаходятся&nbspв&nbspкаждой&nbspобычной&nbspшколе,&nbspпоэтому&nbspв&nbspзадачи&nbspшкольного&nbspпсихолога&nbspвходит&nbspнаблюдение&nbspза&nbspребенком&nbspс&nbspцелью&nbspпредотвращения&nbspдекомпенсации,&nbspа&nbspтакже&nbspпомощь&nbspродителям&nbspи&nbspучителям&nbspв&nbspреализации&nbspиндивидуального&nbspподхода&nbspк&nbspнему. 25

1.3.&nbspОсобенности&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspонтогенеза 25

Глава&nbsp2.&nbspЭмпирическое&nbspизучение&nbspособенностей&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspв&nbspусловиях&nbspадаптации&nbspк&nbspшкольному&nbspучреждению 38

2.1.&nbspХарактеристика&nbspгрупп&nbspиспытуемых 38

2.2.&nbspОрганизация&nbspи&nbspрезультаты&nbspисследования 40

2.3.&nbspРекомендации&nbspпо&nbspпреодолению&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspв&nbspусловиях&nbspадаптации&nbspк&nbspшкольному&nbspучреждению 51

Заключение 59

Список&nbspиспользованной&nbspлитературы 61

  

Введение:

 

В&nbspпоследние&nbspгоды&nbspв&nbspцентре&nbspвнимания&nbspпсихологов&nbspи&nbspпедагогов&nbspвсё&nbspчаще&nbspоказываются&nbspдети&nbspс&nbspпограничными&nbspнервно-психическими&nbspнарушениями.&nbspК&nbspих&nbspчислу,&nbspпрежде&nbspвсего,&nbspотносятся&nbspразличные&nbspневротические&nbspформы&nbspреактивных&nbspсостояний.&nbspНевротические&nbspрасстройства&nbspв&nbspдетском&nbspвозрасте,&nbspтакие&nbspкак&nbspстрах,&nbspтревога,&nbspзаикание,&nbspнарушение&nbspповедения,&nbspнавязчивые&nbspдействия&nbspи&nbspт.п.&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspкомплексную&nbspреакцию&nbspдетского&nbspорганизма&nbspна&nbspразличные&nbspпсихотравмирующие&nbspжизненные&nbspобстоятельства&nbsp(А.И.&nbspЗахаров,&nbspБ.Д.&nbspКарвасарский,&nbspВ.К.&nbspМягер,&nbspВ.Н.&nbspМясищев).&nbspНаиболее&nbspуязвимым&nbspпериодом&nbspразвития&nbspявляется&nbspпереход&nbspот&nbspдомашнего&nbspвоспитания&nbspк&nbspпребыванию&nbspв&nbspобразовательном&nbspучреждении.&nbspПоэтому&nbspтак&nbspважна&nbspпроблема&nbspанализа&nbspместа&nbspи&nbspроли&nbspстрахов&nbspи&nbspтревожности&nbspв&nbspдетских&nbspпсихических&nbspи&nbspневротических&nbspрасстройствах&nbspв&nbspпериод&nbspадаптации&nbspк&nbspдошкольному&nbspучреждению&nbsp(в&nbspсовременной&nbspлитературе&nbspбольшинство&nbspавторов&nbspупотребляют&nbspстрах&nbspи&nbspфобию&nbspв&nbspсинонимичном&nbspзначении).

Актуальность&nbspисследования&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspневротические&nbspрасстройства&nbspимеют&nbspпсихогенную&nbspприроду&nbspи&nbspтребуют&nbspсоздания&nbspспециальных&nbspпсихолого-педагогических&nbspусловий&nbspдля&nbspих&nbspэффективного&nbspпреодоления.

Тревожно-фобические&nbspрасстройства&nbspотносятся&nbspк&nbspчислу&nbspнаиболее&nbspраспространённых&nbspнарушений&nbspв&nbspдетском&nbspи&nbspподростковом&nbspвозрасте.&nbspПри&nbspэтом&nbspдостаточно&nbspчасто&nbsp-&nbsp2%&nbspот&nbspобщей&nbspпопуляции&nbspдетей&nbsp(Costello&nbspet&nbspal)&nbsp-&nbspони&nbspвыступают&nbspкак&nbspсамостоятельная&nbspпатология.&nbspКроме&nbspтого,&nbspтревожно-фобические&nbspсостояния&nbspнаблюдаются&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза,&nbspкак&nbspсопутствующие&nbspосновному&nbspнарушению.&nbspИмеются&nbspопределённые,&nbspно&nbspнедостаточно&nbspсистематизированные&nbspданные&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspстрах&nbspи&nbspтревога&nbspкак&nbspвторичные&nbspаффективные&nbspрасстройства&nbspнаблюдаются&nbspу&nbspумственно&nbspотсталых&nbspдетей&nbsp(О.С.&nbspШаповалова,&nbspЛ.М.&nbspШипицына),&nbspдетей&nbspс&nbspранним&nbspдетским&nbspаутизмом&nbsp(Е.Ф.&nbspБаенская,&nbspК.С.&nbspЛебединская,&nbspО.С.&nbspНикольская&nbspи&nbspдругие),&nbspдетей&nbspс&nbspзадержкой&nbspпсихического&nbspразвития&nbsp(Л.В.&nbspКузнецова,&nbspИ.Ю.&nbspКулагина,&nbsp3.&nbspТржесоглава,&nbspЛ.М.&nbspШипицына),&nbspдетей&nbspс&nbspнарушением&nbspзрения&nbsp(Нора&nbspГиббс,&nbspА.Г.&nbspЛитвак,&nbspЛ.И.&nbspПлаксина,&nbspЛ.И.&nbspСолнцева),&nbspдетей&nbspс&nbspзаиканием&nbsp(В.И.&nbspСеливерстов).&nbspДети&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspгруппу&nbspриска&nbspпо&nbspразвитию&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний,&nbspпоскольку&nbspокружающий&nbspмир&nbspпреломляется&nbspими&nbspчерез&nbspне&nbspтолько&nbspнезрелые,&nbspно&nbspи&nbspдефицитарные&nbspинтеллектуальные,&nbspсенсорные&nbspи&nbspэмоциональные&nbspструктуры.

Любой&nbspстрах&nbspили&nbspнемотивированное&nbspбеспокойство&nbspвлечёт&nbspза&nbspсобой&nbspзначительные&nbspизменения&nbspв&nbspповедении&nbspребёнка,&nbspчто&nbspотрицательно&nbspсказывается&nbspна&nbspего&nbspпсихическом&nbspразвитии,&nbspизменяет&nbspчерты&nbspего&nbspхарактера,&nbspнегативно&nbspвлияет&nbspна&nbspвоспитание&nbspи&nbspобучение.&nbspПсихические&nbspизменения,&nbspпроисходящие&nbspпод&nbspвлиянием&nbspстраха,&nbspприводят&nbspк&nbspискажению&nbspпроцесса&nbspонтогенетической&nbspсоциализации,&nbspразвитию&nbspсоциально-психологической&nbspизоляции&nbspличности.&nbsp

Наиболее&nbspсензитивными&nbspпериодами&nbspдля&nbspвозникновения&nbspподобных&nbspаффективных&nbspсостояний&nbspявляются&nbspпериоды&nbspсмены&nbspили&nbspусложнения&nbspсистемы&nbspотношений&nbsp«человек-человек»&nbsp(В.Н.&nbspМясищев,&nbspA.M.&nbspПрихожан).&nbspВ&nbspдошкольном&nbspвозрасте&nbspтаким&nbspэмоционально-стрессовым&nbspфактором,&nbspпровоцирующим&nbspвозникновение&nbspи&nbspусугубление&nbspтревожно-фобических&nbspреакций,&nbspявляется&nbspпериод&nbspпервичной&nbspадаптации&nbspребёнка&nbspк&nbspобразовательному&nbspучреждению&nbsp(Н.Д.&nbspВатугина,&nbspА.И.&nbspЗахаров,&nbspА.А.&nbspНалчаджян,&nbspА.А.&nbspСолнцев,&nbspР.В.&nbspТонкова-Ямпольская).Отсутствие&nbspданных&nbspпо&nbspпсихологической&nbspадаптации&nbspдетей&nbspдошкольного&nbspвозраста&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspк&nbspусловиям&nbspобразовательного&nbspучреждения&nbspи&nbspотрывочность&nbspсведений&nbspоб&nbspобщих&nbspи&nbspспецифических&nbspособенностях&nbspтревожно-фобических&nbspнарушений&nbspпри&nbspразличных&nbspдизонтогениях&nbspдетского&nbspвозраста&nbspобусловили&nbspвыбор&nbspтемы&nbspданного&nbspисследования:&nbsp«Особенности&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspв&nbspусловиях&nbspадаптации&nbspк&nbspшкольному&nbspучреждению».

Цель&nbspисследования:&nbspвыявление&nbspобщих&nbspи&nbspспецифических&nbspособенностей&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspв&nbspусловиях&nbspадаптации&nbspк&nbspдошкольному&nbspучреждению.

Объект&nbspисследования:&nbspтревожно-фобические&nbspсостояния&nbspв&nbspшкольном&nbspвозрасте&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза.

Предмет&nbspисследования:&nbspобщие&nbspи&nbspспецифические&nbspособенности&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspв&nbspаспекте&nbspоценки&nbspих&nbspадаптивных&nbspвозможностей.

Гипотеза&nbspисследования:&nbspспецифика&nbspсоциальной&nbspситуации&nbspразвития&nbspв&nbspдошкольном&nbspвозрасте&nbspпри&nbspразличных&nbspвидах&nbspдизонтогенеза&nbspобусловливает&nbspраспространённость,&nbspсодержание&nbspвозрастных&nbspстрахов,&nbspуровень&nbspтревожности&nbspчто&nbspв&nbspсвою&nbspочередь,&nbspопределяет&nbspвектор&nbspсоциально-психологических&nbspпроблем&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspдизонтогениями.&nbspПроцесс&nbspадаптации&nbspк&nbspдошкольному&nbspучреждению&nbspвыступает&nbspв&nbspкачестве&nbspэмоционально-стрессового&nbspфактора,&nbspусугубляющего&nbspриск&nbspвозникновения&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspи&nbspих&nbspпроявления.

Задачи&nbspисследования:

1.&nbspИзучить&nbspпроблемы&nbspтревоги&nbspстраха&nbsp

2.&nbspИзучить&nbspдизонтогенез:&nbspпонятие&nbspи&nbspвиды.

3.&nbspВыявить&nbspособенности&nbspособенности&nbspэмоционально-волевой&nbspсферы&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspонтогенез.

4.&nbspПровести&nbspэмпирическое&nbspизучение&nbspособенностей&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbspв&nbspусловиях&nbspадаптации&nbspк&nbspшкольному&nbspучреждению.

5.&nbspПроанализировать&nbspрезультаты&nbspисследования.

6.&nbspПредложить&nbspрекомендации.

Методологическую&nbspоснову&nbspисследования&nbspсоставили:

Учение&nbspоб&nbspобщих&nbspи&nbspспецифических&nbspзакономерностях&nbspразвития&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза&nbsp(Л.С.&nbspВыготский,&nbspВ.И.&nbspЛубовский,&nbspТ.В.&nbspРозанова,&nbspЖ.И.&nbspШиф);&nbspконцепция&nbspА.&nbspАдлера,&nbspЛ.С.&nbspВыготского&nbspо&nbspприроде&nbspкомпенсаторных&nbspпроцессов&nbspи&nbspвидов&nbspкомпенсации,&nbspкак&nbspв&nbspнорме,&nbspтак&nbspи&nbspпри&nbspпатологии&nbspразвития;&nbspзарубежные&nbspи&nbspотечественные&nbspтеории&nbspо&nbspместе&nbspи&nbspроли&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspв&nbspстановлении&nbspи&nbspразвитии&nbspздоровой&nbspличности&nbsp(С.&nbspГроф,&nbspА.И.&nbspЗахаров,&nbspФ.&nbspРиман,&nbsp3.&nbspФрейд,&nbspК.&nbspХорни);&nbspсовременные&nbspпредставления&nbspо&nbspмеханизмах&nbspформирования&nbspадаптивной&nbspи&nbspпсихологически&nbspздоровой&nbspличности&nbsp(С.А.&nbspБеличева,&nbspИ.С.&nbspКон,&nbspИ.А.&nbspКоробейников,&nbspГ.Ф.&nbspКумарина,&nbspА.А.&nbspНалчаджян).

Методы&nbspисследования:

Анализ&nbspисточников&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspисследования.&nbspЭмпирический&nbspметод,&nbspоснову&nbspкоторого&nbspсоставили&nbspпсиходиагностические&nbspметоды&nbspвыявления&nbspналичия&nbspи&nbspособенностей&nbspтревожности&nbspи&nbspстрахов&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза.&nbspМетоды&nbspколичественного&nbspи&nbspкачественного&nbspанализа&nbspполученных&nbspданных.

Научная&nbspновизна&nbspзаключается&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspвпервые&nbspв&nbspсравнительном&nbspплане&nbspдана&nbspхарактеристика&nbspобщим&nbspи&nbspспецифическим&nbspособенностям&nbspтревожности&nbspи&nbspстрахов&nbspс&nbspинтеллектуальным&nbspи&nbspсенсорным&nbspнедоразвитием.&nbspПолучены&nbspданные&nbspо&nbspхарактере&nbspпсихологической&nbspадаптации&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspдизонтогениями&nbspк&nbspусловиям&nbspшкольного&nbspобразовательного&nbspучреждения&nbspи&nbspеё&nbspвлияния&nbspна&nbspвозникновение&nbspи&nbspпроявление&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний.

Теоретическое&nbspзначение:&nbspвнесён&nbspвклад&nbspв&nbspпонимание,&nbspопределение&nbspспецифики&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза.&nbspВыявлены&nbspобщие&nbspи&nbspспецифические&nbspзакономерности&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspинтеллектуальным&nbspи&nbspсенсорным&nbspнедоразвитием,&nbspрасширены&nbspтеоретические&nbspпредставления&nbspо&nbspформировании&nbspстрахов&nbspи&nbspтревожности&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза.&nbspВнесён&nbspвклад&nbspв&nbspпонимание&nbspдинамики&nbspадаптации&nbspк&nbspобразовательному&nbspучреждению&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза.

Практическая&nbspзначимость&nbspисследования:&nbspполученные&nbspданные&nbspмогут&nbspбыть&nbspиспользованы&nbspв&nbspработе&nbspпрактических&nbspпсихологов,&nbspдефектологов,&nbspа&nbspтакже&nbspвоспитателей&nbspдетских&nbspсадов,&nbspсоциальных&nbspпедагогов,&nbspпри&nbspоказании&nbspпсихологической&nbspпомощи&nbspдетям&nbspс&nbspпроблемами&nbspв&nbspразвитии,&nbspпри&nbspконсультировании&nbspродителей&nbspв&nbspкачестве&nbspфактической&nbspосновы&nbspдля&nbspорганизации&nbspпсихолого-педагогической&nbspкоррекции&nbspи&nbspпрофилактики&nbspаффективных&nbspрасстройств&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В&nbspзаключении&nbspприведены&nbspрезультаты&nbspисследования&nbspи&nbspвыводы:

Анализ&nbspлитературных&nbspисточников&nbspпоказал&nbspмало&nbspзнаний&nbspо&nbspтревожно-фобических&nbspсостояниях&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspтипами&nbspдизонтогенеза.

В&nbspпопуляции&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspтипами&nbspдизонтогенеза&nbspстрахи&nbspвстречаются&nbspдовольно&nbspчасто&nbsp(среднее&nbspчисло&nbspстрахов&nbspна&nbspодного&nbspребенка&nbspс&nbspдизонтогенетическим&nbspнедоразвитием&nbspпревышает&nbspколичество&nbspстрахов,&nbspиспытываемых&nbspнормально&nbspразвивающимся&nbspребенком).

Структура&nbspстраха&nbspобусловлена&nbspтипом&nbspдизонтогенетического&nbspразвития.&nbspУ&nbspдетей&nbspс&nbspинтеллектуальным&nbspнедоразвитием,&nbspс&nbspречевыми&nbspи&nbspслуховыми&nbspнарушениями&nbspстрахи&nbspсвязаны&nbspс&nbspнепониманием&nbspреальности&nbspи&nbspпредназначения&nbspпредмета&nbspи&nbspхарактерны&nbspскорее&nbspдля&nbspмладших&nbspдетей:&nbspстрахи&nbspсказочных&nbspперсонажей,&nbspврачей,&nbspтранспорта,&nbspстихий.&nbspУ&nbspдетей&nbspс&nbspсенсорным&nbspдефектом&nbspотмечается&nbspспецифика&nbspи&nbspуникальность&nbspпроявлений&nbspстрахов:&nbspпространственные&nbspстрахи,&nbspбоязнь&nbspодиночества&nbspдома,&nbspстрах&nbspсмерти,&nbspсвязанный&nbspс&nbspнедостаточным,&nbspискаженным&nbspвосприятием&nbspмира.

У&nbspдошкольников&nbspво&nbspвсех&nbspобследуемых&nbspгруппах,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspнормально&nbspразвивающихся,&nbspнаблюдается&nbspв&nbspосновном&nbspсредний&nbspуровень&nbspтревожности,&nbspа&nbspв&nbspситуации&nbspобщения&nbspсо&nbspсверстниками&nbspу&nbspвсех&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspтипами&nbspдизонтогенеза&nbsp-&nbspвысокий.

Первичная&nbspадаптация&nbspк&nbspдошкольному&nbspобразовательному&nbspучреждению&nbspв&nbspтечение&nbspдвух&nbspнедель&nbspу&nbspвсех&nbspдошкольников&nbspс&nbspразными&nbspтипами&nbspдизонтогенеза&nbspразлична.&nbspУ&nbspдетей&nbspс&nbspограниченными&nbspвозможностями&nbspпреобладает&nbspнизкий&nbspи&nbspсредний-низкий&nbspуровень&nbspадаптации,&nbspу&nbspдетей&nbspимеются&nbspсенсорные&nbspдефекты&nbsp-&nbspсредний-низкий&nbspи&nbspсредний&nbspуровень&nbspадаптации,&nbspтогда&nbspкак&nbspу&nbspнормально&nbspразвивающихся&nbspсредний&nbspи&nbspвысокий&nbspуровень&nbspадаптации.

Динамика&nbspпроцесса&nbspадаптации&nbspу&nbspвсех&nbspкатегорий&nbspдетей&nbspразлична.&nbspУ&nbspдетей&nbspс&nbspдефектом&nbspречи&nbspадаптационный&nbspпроцесс&nbspв&nbspпервую&nbspи&nbspвторую&nbspнеделю&nbspпроходит&nbspв&nbspодинаковом&nbspтемпе,&nbspтогда&nbspкак&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspумственной&nbspотсталостью&nbspадаптации&nbspможет&nbspварьироваться.&nbspУ&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspречевыми&nbspи&nbspслуховыми&nbspнарушениями&nbspон&nbspзамедляется.

Наиболее&nbspинформативными&nbspявляются&nbspпоказатели&nbspдневного&nbspсна,&nbspэмоционального&nbspсостояния,&nbspконтакта&nbspс&nbspдетьми&nbspи&nbspвзрослыми,&nbspсоответствия,&nbspигровой&nbspактивности,&nbspчто&nbspкоррелирует&nbspс&nbspобластями&nbspнаибольшей&nbspуязвимости&nbspдетей&nbspи&nbspможет&nbspслужить&nbspисточник&nbspвозникновения&nbspили&nbspухудшения&nbspтревожных&nbspи&nbspфобических&nbspсостояний.

Уровень&nbspпсихологической&nbspадаптации&nbspк&nbspдошкольному&nbspучреждению&nbspсвязан&nbspс&nbspвыраженностью&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний.&nbspУ&nbspдетей&nbspс&nbspнаибольшим&nbspколичеством&nbspстрахов&nbsp(дети&nbspс&nbspумственной&nbspотсталостью,&nbspглухие)&nbspпроявляется&nbspсамый&nbspнизкий&nbspуровень&nbspадаптации,&nbspчем&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspменьшим&nbspколичеством&nbspстрахов.

Тревожно-фобические&nbspсостояния&nbspв&nbspаспекте&nbspпрогнозирования&nbspадаптивных&nbspспособностей&nbspдетей&nbspможно&nbspинтерпретировать&nbspс&nbspточки&nbspзрения&nbspвозможного&nbspвектора&nbspискажения&nbspразвития&nbspличности&nbspи&nbspпозволяет&nbspвыявить&nbspнекоторые&nbspтенденции,&nbspа&nbspименно,&nbspриск&nbspформирования&nbspдепрессивной&nbspличности.&nbspРазвитие&nbspумственно&nbspотсталого&nbspчеловека&nbspвозможно&nbspу&nbspумственно&nbspотсталых&nbspдетей.&nbspДетис&nbspречевыми&nbspи&nbspслуховыми&nbspнарушениями&nbspне&nbspвыявили&nbspдоминирующей&nbspтенденции&nbspв&nbspразвитии&nbspличности.

Специфика&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний,&nbspобусловленных&nbspкак&nbspвозрастом,&nbspтак&nbspи&nbspособенностями&nbspопределенного&nbspтипа&nbspдизонтогенеза,&nbspможет&nbspлежать&nbspв&nbspоснове&nbspразработки&nbspспециальных&nbspпсихокоррекционных&nbspи&nbspпрофилактических&nbspпрограмм,&nbspрекомендованных&nbspдля&nbspдошкольных&nbspобразовательных&nbspучреждений.

&nbspТаким&nbspобразом,&nbspв&nbspисследовании&nbspвсе&nbspпоставленные&nbspзадачи&nbspрешены,&nbspцель&nbspисследования&nbspдостигнута,&nbspполучены&nbspрезультаты,&nbspподтверждающие&nbspправильность&nbspвыдвинутой&nbspгипотезы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbsp1.&nbspТеоретические&nbspаспекты&nbspтревожно-фобических&nbspсостояний&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspразличными&nbspвидами&nbspдизонтогенеза

1.1.&nbspПроблема&nbspтревоги&nbspи&nbspстраха&nbspв&nbspсовременной&nbspпсихологии

На&nbspсовременном&nbspэтапе&nbspодной&nbspиз&nbspактуальных&nbspпроблем,&nbspстоящих&nbspперед&nbspпсихологом-практиком,&nbspявляется&nbspпроблема&nbspадекватной&nbspформулировки&nbspвыводов&nbspоб&nbspуровне&nbspкак&nbspобщем&nbspразвитии&nbspличности,&nbspтак&nbspи&nbspразвитии&nbspиндивидуальных&nbspличностных&nbspкачеств&nbspи&nbspсостояний.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspбольшое&nbspпрактическое&nbspзначение&nbspимеет&nbspпроблема&nbspизучения&nbspи&nbspдиагностики&nbspтревожности.&nbspНо&nbspпрежде&nbspчем&nbspдиагностировать&nbspтревогу,&nbspвсе&nbspже&nbspследует&nbspизучить&nbspпонятия&nbspтревоги,&nbspтревожности&nbspи&nbspстраха&nbspи&nbspих&nbspвлияние&nbspна&nbspразвитие&nbspличности&nbspи&nbspжизнедеятельности&nbspчеловека.

&nbspВ&nbspсовременной&nbspпсихологии,&nbspразличают&nbsp«тревогу»&nbspи&nbsp«тревожность»,&nbspхотя&nbspполвека&nbspназад&nbspэти&nbspразличия&nbspне&nbspбыли&nbspочевидны.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspтакая&nbspтерминологическая&nbspдифференциация&nbspхарактерна&nbspкак&nbspдля&nbspотечественной,&nbspтак&nbspи&nbspдля&nbspзарубежной&nbspпсихологии&nbspи&nbspпозволяет&nbspанализировать&nbspэто&nbspявление&nbspчерез&nbspкатегории&nbspпсихического&nbspсостояния&nbspи&nbspпсихических&nbspсвойств.&nbspВ&nbspсовременной&nbspпсихологии&nbspтревогу&nbspпонимают&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсостояние,&nbspа&nbspтревожность&nbsp-&nbspпсихическое&nbspсвойство,&nbspопределяемое&nbspгенетически,&nbspс&nbspточки&nbspзрения&nbspразвития&nbspили&nbspситуации.

&nbspТревога&nbspопределяется&nbspкак&nbspэмоциональное&nbspсостояние&nbspострой&nbspвнутренней&nbspтревоги,&nbspсвязанное&nbspв&nbspсознании&nbspчеловека&nbspс&nbspриском&nbspпрогнозирования&nbsp[8].&nbspТревога&nbspрассматривается&nbspв&nbspпсихологии&nbspкак&nbspнеблагоприятная&nbspпо&nbspсвоему&nbspэмоциональному&nbspсостоянию&nbspили&nbspвнутреннему&nbspсостоянию,&nbspкоторое&nbspхарактеризуется&nbspсубъективными&nbspощущениями&nbspнапряжения,&nbspбеспокойства,&nbspпредчувствия,&nbsp[9].&nbspПо&nbspмнению&nbspСпилбергера&nbspЧ.Д.,&nbspэто&nbspобобщенный,&nbspрассеянный&nbspили&nbspабстрактный&nbspстрах&nbsp[9].

&nbspПонятие&nbsp«тревога»&nbspбыло&nbspвведено&nbspв&nbspпсихологию&nbspЗигмундом&nbspФрейдом&nbsp(1925),&nbspподнявшим&nbspстрах&nbspкак&nbspтаковой,&nbspспецифический&nbspстрах&nbspи&nbspрасплывчатый,&nbspнеобъяснимый&nbspстрах,&nbspтревогу,&nbspносящую&nbspглубокую,&nbspиррациональную,&nbspвнутреннюю&nbspприроду&nbsp[8].

&nbspВ&nbspотличие&nbspот&nbspреакции&nbspстраха&nbspна&nbspугрозу&nbspчеловеку&nbspкак&nbspбиологическому&nbspсуществу,&nbspкогда&nbspсуществует&nbspопасность&nbspдля&nbspжизни&nbspчеловека,&nbspего&nbspфизическая&nbspцелостность,&nbspтревога&nbspвсегда&nbspсвязана&nbspс&nbspсоциальным&nbspаспектом.&nbspЭто&nbspопыт,&nbspкоторый&nbspвозникает,&nbspкогда&nbspвозникает&nbspугроза&nbspчеловеку&nbspкак&nbspсоциальному&nbspсубъекту,&nbspкогда&nbspвозникает&nbspриск&nbspего&nbspположения&nbspв&nbspобществе:&nbspего&nbspценностей,&nbspубеждений&nbspо&nbspсебе,&nbspпотребностей,&nbspкоторые&nbspзатрагивают&nbspядро&nbspличности.&nbspТревога&nbspвсегда&nbspсвязана&nbspс&nbspожиданием&nbspнеудачи&nbspв&nbspсоциальном&nbspвзаимодействии.&nbspИ&nbspв&nbspэтом&nbspслучае&nbspоно&nbspрассматривается&nbspкак&nbspэмоциональное&nbspсостояние,&nbspкоторое&nbspсвязано&nbspс&nbspвозможностью&nbspрасстройства&nbspсоциальных&nbspпотребностей&nbsp[8].&nbspВ&nbspсовременной&nbspпсихологии&nbspтревогу&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсостояние&nbspчасто&nbspназывают&nbspситуативной&nbspили&nbspреактивной&nbspтревогой,&nbspпоскольку&nbspона&nbspсвязана&nbspс&nbspконкретной&nbspвнешней&nbspситуацией.

&nbspТревога,&nbspкак&nbspи&nbspлюбой&nbspдругой&nbspпсихический&nbspопыт,&nbspнапрямую&nbspсвязана&nbspс&nbspведущими&nbspмотивами&nbspи&nbspпотребностями&nbspчеловека&nbspи&nbspпредназначена&nbspдля&nbspуправления&nbspповедением&nbspчеловека&nbspв&nbspпотенциально&nbspопасных&nbspситуациях.&nbspИсточником&nbspтревоги&nbspмогут&nbspбыть&nbspкак&nbspвнешние&nbspраздражители&nbsp(люди,&nbspситуации,&nbspсобытия),&nbspтак&nbspи&nbspвнутренние&nbspфакторы&nbsp(текущее&nbspсостояние;&nbspпрошлый&nbspопыт,&nbspкоторый&nbspопределяет&nbspинтерпретацию&nbspсобытий&nbspи&nbspпредсказывает&nbspих&nbspдальнейшее&nbspразвитие).

&nbspТревога,&nbspкак&nbspи&nbspлюбое&nbspдругое&nbspпсихическое&nbspсостояние,&nbspнаходит&nbspсвое&nbspвыражение&nbspна&nbspразных&nbspуровнях&nbspорганизации&nbspчеловека&nbsp[8]:

-&nbspна&nbspфизиологическом&nbspуровне&nbspтревога&nbspпроявляется&nbspв&nbspувеличении&nbspчастоты&nbspсердечных&nbspсокращений,&nbspучащенном&nbspдыхании,&nbspувеличении&nbspминутного&nbspобъема&nbspкровообращения,&nbspповышении&nbspартериального&nbspдавления,&nbspповышении&nbspобщей&nbspвозбудимости,&nbspснижении&nbspпорога&nbspчувствительности,&nbspсухости&nbspво&nbspрту,&nbspслабости&nbspв&nbspногах&nbspи&nbspт.д. 

-&nbspна&nbspэмоционально-познавательном&nbspуровне&nbspхарактеризуется&nbspпереживанием&nbspбеспомощности,&nbspнезащищенности,&nbspчувства&nbspамбивалентности,&nbspпорождающих&nbspтрудности&nbspв&nbspпринятии&nbspрешений&nbspи&nbspпостановке&nbspцелей;

-&nbspна&nbspуровне&nbspповедения:&nbspбесцельная&nbspходьба&nbspпо&nbspкомнате,&nbspгрызть&nbspногти,&nbspкачаться&nbspна&nbspстуле,&nbspстучать&nbspпальцами&nbspпо&nbspстолу,&nbspтеребление&nbspволос,&nbspскручивать&nbspв&nbspруках&nbspразличные&nbspпредметы&nbspи&nbspт.д.

&nbspСледует&nbspотметить,&nbspчто,&nbspхотя&nbspуровень&nbspсубъективного&nbspопыта&nbspскорее&nbspтревожности&nbspявляется&nbspнегативным&nbspсостоянием,&nbspего&nbspвлияние&nbspна&nbspповедение&nbspи&nbspдеятельность&nbspчеловека&nbspнеоднозначно.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspв&nbspсовременной&nbspпсихологии&nbspсуществует&nbspдва&nbspтипа&nbspтревоги:&nbspмобилизующая&nbspи&nbspрасслабляющая&nbsp(разрушительная).&nbspМобилизация&nbspтревоги&nbspдает&nbspдополнительный&nbspимпульс&nbspактивности,&nbspа&nbspрасслабляющая&nbspтревога&nbspснижает&nbspее&nbspэффективность&nbspдо&nbspполного&nbspпрекращения&nbspи&nbspполной&nbspдезорганизации&nbspактивности&nbsp[4].

&nbspСпецифика&nbspтревожности&nbspкак&nbspличности&nbspзаключается&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspу&nbspнее&nbspесть&nbspсобственная&nbspдвижущая&nbspсила,&nbspвыступающая&nbspв&nbspкачестве&nbspмотива,&nbspимеющая&nbspдостаточно&nbspустойчивые,&nbspпривычные&nbspформы&nbspее&nbspреализации&nbspв&nbspповедении,&nbspчто&nbspявляется&nbspспецифической&nbspособенностью&nbspаффективных&nbspсложных&nbspпсихологических&nbspновообразований&nbsp-&nbspпотребности&nbspсферы&nbsp[7].&nbspВозникновение&nbspи&nbspзакрепление&nbspтревоги&nbspво&nbspмногом&nbspсвязано&nbspс&nbspнеудовлетворенностью&nbspтекущими&nbspпотребностями,&nbspкоторые&nbspприобретают&nbspгипертрофированный&nbspхарактер.

&nbspКонсолидация&nbspи&nbspусиление&nbspтревоги,&nbspпо&nbspмнению&nbspА.&nbspМ.&nbspПрихожан,&nbspпроисходит&nbspпо&nbspмеханизму&nbsp«порочного&nbspпсихологического&nbspкруга»:&nbspвозникающее&nbspв&nbspпроцессе&nbspдеятельности&nbspбеспокойство&nbspчастично&nbspснижает&nbspего&nbspэффективность,&nbspчто&nbspприводит&nbspк&nbspнегативным&nbspсамооценкам&nbspили&nbspнегативным&nbspоценкам&nbspсо&nbspстороны&nbspдругих,&nbspчто&nbspв&nbspсвою&nbspочередь&nbspподтверждают&nbspдостоверность&nbspсигналов&nbspтревоги&nbspв&nbspтаких&nbspситуациях&nbspи&nbspусиливают&nbspнегативные&nbspэмоциональные&nbspпереживания.&nbspОднако,&nbspпоскольку&nbspпереживание&nbspтревоги&nbspявляется&nbspсубъективно&nbspплохим&nbspсостоянием,&nbspоно&nbspможет&nbspне&nbspраспознаваться.

&nbspУчитывая&nbspобнаруженную&nbspВ.&nbspА.&nbspБакеевым&nbsp(1974)&nbspпрямую&nbspкорреляцию&nbspмежду&nbspтревожностью&nbspи&nbspвнушаемостью&nbspличности,&nbspможно&nbspпредположить,&nbspчто&nbspпоследняя&nbspприводит&nbspк&nbspусилению&nbsp«замкнутого&nbspпсихологического&nbspкруга»,&nbspконстеллирующего&nbspтревожность.&nbspАнализ&nbspмеханизма&nbsp«замкнутого&nbspпсихологического&nbspкруга»&nbspпозволяет&nbspотметить,&nbspчто&nbspтревога&nbspчасто&nbspусиливается&nbspситуацией,&nbspв&nbspкоторой&nbspона&nbspкогда-то&nbspвозникла.&nbspВ&nbspпоследнее&nbspвремя&nbspв&nbspэкспериментальных&nbspисследованиях&nbspвсе&nbspбольше&nbspвнимания&nbspуделяется&nbspне&nbspстолько&nbspконкретной&nbspособенности,&nbspсколько&nbspхарактеристикам&nbspситуации&nbspи&nbspвзаимодействию&nbspиндивида&nbspс&nbspситуацией.&nbspВ&nbspчастности,&nbspмы&nbspвыделяем&nbspнеспецифическую&nbspобщую&nbspили&nbspличную&nbspтревогу,&nbspили&nbspспецифическую&nbspхарактеристику&nbspопределенного&nbspкласса&nbspситуаций&nbsp[3].

&nbspСитуация&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspсистему,&nbspвнешнюю&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspсубъекту&nbspиз&nbspусловий,&nbspкоторые&nbspпоощряют&nbspи&nbspопосредуют&nbspего&nbspдеятельность.&nbspОн&nbspпредъявляет&nbspопределенные&nbspтребования,&nbspреализация&nbspкоторых&nbspсоздает&nbspусловия&nbspдля&nbspтрансформации&nbspили&nbspпреодоления.&nbspБеспокойство&nbspмогут&nbspвызывать&nbspтолько&nbspте&nbspситуации,&nbspкоторые&nbspзначимы&nbspдля&nbspличности&nbspсубъекта,&nbspсоответствуют&nbspего&nbspактуальным&nbspпотребностям.&nbspВ&nbspэтом&nbspслучае&nbspвозникающая&nbspтревога&nbspможет&nbspоказывать&nbspгальванизирующее&nbspвоздействие&nbspи&nbspвызывать&nbspдезорганизацию&nbspповедения&nbspв&nbspданной&nbspситуации&nbspпо&nbspпринципу&nbsp«выученной&nbspбеспомощности»&nbsp[11].

&nbspТаким&nbspобразом,&nbspтревога&nbspявляется&nbspфактором,&nbspопосредующим&nbspповедение&nbspчеловека&nbspв&nbspопределенных&nbspили&nbspв&nbspшироком&nbspдиапазоне&nbspситуаций.&nbspНесмотря&nbspна&nbspто,&nbspчто&nbspсуществование&nbspфеномена&nbspтревожности&nbspу&nbspпсихологов&nbspне&nbspвызывает&nbspсомнений,&nbspего&nbspпроявление&nbspв&nbspследе&nbspповедения&nbspдовольно&nbspсложно.&nbspЭто&nbspсвязано&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspтревога&nbspчасто&nbspмаскируется&nbspпод&nbspповеденческое&nbspпроявление&nbspдругих&nbspпроблем,&nbspтаких&nbspкак&nbspагрессивность,&nbspзависимость&nbspи&nbspсклонность&nbspк&nbspпослушанию,&nbspложь,&nbspлень&nbspв&nbspрезультате&nbsp«выученной&nbspбеспомощности»,&nbspложная&nbspгиперактивность,&nbspуход&nbspв&nbspболезнь&nbspи&nbspт.д.&nbsp[7].

&nbspГоворя&nbspо&nbspтревоге&nbspкак&nbspо&nbspпсихическом&nbspсвойстве,&nbspособенно&nbspследует&nbspотметить,&nbspчто&nbspона&nbspимеет&nbspвыраженную&nbspвозрастную&nbspзависимость.&nbspДля&nbspкаждого&nbspвозраста&nbspсуществуют&nbspопределенные&nbspобласти&nbspреальности,&nbspкоторые&nbspвызывают&nbspповышенную&nbspтревогу&nbspу&nbspбольшинства&nbspдетей,&nbspнезависимо&nbspот&nbspреальной&nbspугрозы&nbspили&nbspтревоги&nbspи&nbspнепрерывного&nbspобразования&nbsp[5].&nbspЭти&nbsp«пики&nbspвозраста&nbspтревоги»&nbspопределяются&nbspвозрастными&nbspзадачами&nbspразвития&nbsp[6].

&nbspТаким&nbspобразом,&nbspчтобы&nbspадекватно&nbspи&nbspточно&nbspдиагностировать&nbspтревогу,&nbspнеобходимо&nbspзнать&nbspи&nbspучитывать&nbspследующие&nbspважные&nbspмоменты.

В&nbspсовременной&nbspпсихологии&nbspтревога&nbspпонимается&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсостояние,&nbspа&nbspтревога&nbsp-&nbspпсихическое&nbspсвойство,&nbspдетерминированное&nbspгенетически,&nbspразвивающе&nbspили&nbspситуативно.&nbspТревога&nbspкак&nbspустойчивая&nbspличностная&nbspчерта&nbspформируется&nbspтолько&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте.&nbspДо&nbspэтого&nbspэто&nbspфункция&nbspтревоги.

Тревога&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсостояние&nbspи&nbspтревога&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсвойство&nbspнаходятся&nbspв&nbspпротиворечии&nbspс&nbspосновными&nbspличными&nbspпотребностями:&nbspпотребностью&nbspв&nbspэмоциональном&nbspблагополучии,&nbspчувством&nbspуверенности,&nbspбезопасности.

Тревога&nbspне&nbspвсегда&nbspдолжна&nbspрассматриваться&nbspкак&nbspизначально&nbspнегативная&nbspчерта&nbspличности;&nbspэто&nbspсигнал&nbspо&nbspнеадекватности&nbspструктуры&nbspдеятельности&nbspсубъекта&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspситуации.&nbspУ&nbspкаждого&nbspчеловека&nbspсвой&nbspоптимальный&nbspуровень&nbspтревожности,&nbspтак&nbspназываемая&nbspполезная&nbspтревожность,&nbspкоторая&nbspявляется&nbspнеобходимым&nbspусловием&nbspразвития&nbspличности.

И&nbspтревога&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсостояние&nbspи&nbspтревога&nbspкак&nbspпсихическое&nbspсвойство&nbspоказывает&nbspнеоднозначное&nbspвлияние&nbspна&nbspэффективность&nbspдеятельности.&nbspТревога&nbspдо&nbspопределенной&nbspточки&nbspможет&nbspстимулировать&nbspдеятельность,&nbspоказывать&nbspгальванизирующий&nbspэффект,&nbspно,&nbspпреодолев&nbspграницу&nbsp«зоны&nbspоптимального&nbspфункционирования»&nbspиндивида,&nbspдостижение&nbspее&nbspинтенсивности&nbspначинает&nbspоказывать&nbspразрушительное&nbspвоздействие.&nbspДезорганизующий&nbspэффект&nbspоказывает&nbspтолько&nbspсильное&nbspбеспокойство.

Тревога&nbspи&nbspбеспокойство&nbspмогут&nbspвыполнять&nbspмобилизующую&nbspроль,&nbspсвязанную&nbspс&nbspэффективностью&nbspдеятельности,&nbspначиная&nbspс&nbspподросткового&nbspвозраста.&nbspНа&nbspдеятельность&nbspдетей&nbspдошкольного&nbspи&nbspмладшего&nbspшкольного&nbspвозраста&nbspона&nbspтолько&nbspподрывно&nbspвлияет,&nbspснижая&nbspее&nbspпродуктивность.

Тревога&nbspи&nbspбеспокойство&nbspне&nbspвсегда&nbspпонятны&nbspчеловеку&nbspи&nbspмогут&nbspрегулировать&nbspего&nbspповедение&nbspна&nbspбессознательном&nbspуровне.&nbspПроследить&nbspпроявление&nbspтревоги&nbspв&nbspповедении&nbspчеловека&nbspдовольно&nbspсложно,&nbspтак&nbspкак&nbspоно&nbspможет&nbspмаскироваться&nbspпод&nbspповеденческие&nbspпроявления&nbspдругих&nbspпроблем.

&nbspЭмоция&nbspстраха&nbsp-&nbspэто&nbspосновное&nbspэмоциональное&nbspсостояние,&nbspсвязанное&nbspс&nbspзащитной&nbspреакцией&nbspизбегания&nbspопасности.&nbspКлючевой&nbspпсихологический&nbspпроцесс&nbspвозникновения&nbspэтой&nbspэмоции&nbsp-&nbspкогнитивная&nbspоценка&nbspи&nbspинтерпретация&nbspвоспринимаемых&nbspсобытий.

&nbspРассматривая&nbspпричины&nbspи&nbspприроду&nbspстраха&nbsp3.&nbspФрейд&nbspпытался&nbspответить&nbspна&nbspвопрос,&nbspчто&nbspтакое&nbspтак&nbspназываемый&nbspпервичный&nbspстрах.&nbspОн&nbspбыл&nbspготов&nbspпризнать,&nbspчто&nbspпервый&nbspстрах&nbspвозникает,&nbspкогда&nbspребенок&nbspразлучается&nbspс&nbspматерью.&nbspВ&nbspто&nbspже&nbspвремя&nbspон&nbspвыразил&nbspсвое&nbspнесогласие&nbspс&nbspО.&nbspРанком,&nbspкоторый&nbspсчитает&nbspосновным&nbspстрахом&nbspв&nbspрезультате&nbspродовых&nbspтравм.&nbspС&nbspего&nbspточки&nbspзрения,&nbspстрах&nbspможет&nbspвозникнуть,&nbspи&nbspбез&nbspпрототипа.&nbspОн&nbspне&nbspразделяет&nbspмнение,&nbspчто&nbspпервоочередной&nbspзадачей&nbspдолжно&nbspбыть&nbspпризнание&nbspстраха&nbspсмерти.

&nbspСогласно&nbsp3.&nbspФрейду,&nbspцентром&nbspстраха&nbspявляется&nbspне&nbspоно&nbsp(бессознательное),&nbspа&nbspЯ&nbsp(сознание).&nbspЯ&nbspнахожусь&nbspпод&nbspдавлением&nbspс&nbspтрех&nbspсторон:&nbspпострадавших&nbspот&nbspвнешнего&nbspмира;&nbspЯ&nbspво&nbspвласти&nbspбессознательных&nbspпобуждений;&nbspон&nbspдолжен&nbspсчитаться&nbspс&nbspморальными&nbspзапретами&nbspи&nbspугрозами&nbspнаказывающей&nbspсовести.&nbspЕсли&nbspя&nbspвынужден&nbspпризнать&nbspсвою&nbspслабость&nbspв&nbspэтом&nbspслучае,&nbspподчеркнул&nbsp3.&nbspФрейд&nbspв&nbspлюдях&nbspесть&nbspстрах&nbsp-&nbspреальный&nbspстрах&nbspперед&nbspвнешним&nbspмиром,&nbspневротический&nbspстрах&nbspперед&nbspсилой&nbspстрасти&nbspОно&nbspи&nbspстрах&nbspсовести&nbspперед&nbspСверх-Я.

&nbspОдним&nbspиз&nbspтрудных&nbspвопросов,&nbspсвязанных&nbspс&nbspпсихоаналитическим&nbspпониманием&nbspпроисхождения&nbspи&nbspприроды&nbspстраха,&nbspбыл&nbspвопрос&nbspо&nbspсвязи&nbspмежду&nbspсмещением&nbspбессознательных&nbspпобуждений&nbspчеловека&nbspи&nbspвоспитанием&nbspстраха.&nbsp3.&nbspФрейд&nbspполагал,&nbspчто&nbspэнергия&nbspсмещения&nbspприводит&nbspк&nbspстраху,&nbspто&nbspесть&nbspсамому&nbspсмещению&nbspповоротов&nbspк&nbspстраху.

&nbspДалее&nbspон&nbspпересмотрел&nbspсвою&nbspпозицию&nbspпо&nbspэтому&nbspвопросу.&nbspСогласно&nbspболее&nbspпоздним&nbspпредставлениям&nbsp3.&nbspФрейд,&nbspкогда&nbspсмещение&nbspявляется&nbspне&nbspновым&nbspпсихическим&nbspобразованием,&nbspкоторое&nbspприводит&nbspк&nbspстраху,&nbspа&nbspк&nbspвоспроизводству&nbspпредшествующего&nbspстраха.&nbspСтрах,&nbspкоторый&nbspсоздает&nbspсмещение,&nbspа&nbspне&nbspсмещение&nbspстраха.

&nbspВ&nbspконечном&nbspитоге&nbspоснователь&nbspпсихоанализа&nbspбыл&nbspвынужден&nbspпризнать,&nbspчто&nbspчувство&nbspстраха&nbspвыходит&nbspза&nbspрамки&nbspнашего&nbspпонимания.&nbspВопрос&nbspо&nbspпроисхождении&nbspстраха&nbspсам&nbspпо&nbspсебе&nbspзаставляет&nbspвас,&nbspнесомненно,&nbspоставить&nbspпсихологический&nbspвклад&nbspи&nbspприсоединиться&nbspк&nbspпограничной&nbspобласти&nbspфизиологии&nbsp[47].

&nbspПо&nbspсловам&nbspД.&nbspРапапорта,&nbspинстинктивное&nbspжелание&nbspне&nbspобъяснять&nbspтакие&nbspявления,&nbspкак&nbspпсихологическая&nbspзащита,&nbspкогнитивный&nbspсинтез&nbspи&nbspдифференциация.&nbspОни&nbspне&nbspобъясняют&nbspроль&nbspвнешней&nbspстимуляции&nbspв&nbspповедении.

&nbspИнстинктивное&nbspжелание&nbspили&nbspмотив&nbspопределяются&nbspД.&nbspРапапортом&nbspкак&nbspстимулирующая&nbspвнутренняя&nbspили&nbspинтрапсихическая&nbspсила,&nbspкоторая&nbspявляется&nbspбезусловной,&nbspциклической,&nbspопросной,&nbspзамененной&nbsp[33].

&nbspЭти&nbspхарактеристики&nbspопределяют&nbspмотивирующую&nbspприроду&nbspсклонностей&nbspили&nbspмотивов&nbspи&nbspпомогают&nbspотделить&nbspих&nbspот&nbspпричин,&nbspно&nbspотдельные&nbspэлементы&nbspв&nbspэтом&nbspразделе&nbspкажутся&nbspспорными.&nbspНапример,&nbspнекоторые&nbspиз&nbspпричин&nbspи&nbspжеланий&nbspназываются&nbspмотивами&nbspили&nbspмотивациями&nbspмотивов&nbspсо&nbspвсеми&nbspэтими&nbspопределяющими&nbspхарактеристиками,&nbspа&nbspдругие&nbspпричины&nbsp-&nbspбез&nbspмотивов,&nbspпотому&nbspчто&nbspони&nbspне&nbspсклонны&nbspк&nbspвыбору&nbspимен&nbspили&nbspповторению.

&nbspКроме&nbspтого,&nbspкогнитивное&nbspили&nbspисследовательское&nbspповедение&nbspявляется&nbspфункцией&nbspпричин&nbsp(а&nbspне&nbspмотивов),&nbspпоскольку&nbspего&nbspдетерминанты&nbsp(в&nbspосновном&nbspвнешние)&nbspне&nbspпроявляют&nbspцикличности,&nbspселективности&nbspи&nbspзамещаемости.

&nbspЭти&nbspчетыре&nbspхарактеристики,&nbspкоторые&nbspопределяют&nbspмотивационную&nbspприроду&nbspинстинктивных&nbspпобуждений,&nbspскорее,&nbspэто&nbspсовокупность&nbspценностей,&nbspа&nbspне&nbspдихотомических&nbspкатегорий.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspпритяжение&nbspразличается&nbspв&nbspтой&nbspстепени,&nbspв&nbspкоторой&nbspоно&nbspявляется&nbspбезусловным,&nbspциклическим,&nbspизбирательным&nbspи&nbspзаменяемым.&nbspИнстинктивные&nbspвлечения&nbspимеют&nbspчетыре&nbspдругих&nbspопределяющих&nbspхарактеристики:&nbspсила&nbspпритяжения,&nbspцель,&nbspдостигнутая&nbspв&nbspрезультате&nbspудовлетворения&nbspвлечения,&nbspобъекта&nbspили&nbspчего-либо,&nbspудовлетворяющего&nbspвлечение&nbspисточник&nbspили&nbspсоматический&nbspпроцесс,&nbspлежащий&nbspв&nbspего&nbspоснове.

Д.&nbspРапапорт&nbspзаключает,&nbspчто:&nbsp«основываясь&nbspна&nbspразных&nbspтеориях,&nbspможно&nbspсделать&nbspпредположение&nbspо&nbspмеханизме&nbspэмоций,&nbspне&nbspпротиворечащем&nbspимеющимся&nbspфактам&nbsp[33].&nbspВоспринимаемый&nbspобъект&nbspявляется&nbspинициатором&nbspбессознательного&nbspпроцесса,&nbspкоторый&nbspмобилизует&nbspбессознательное&nbspинстинктивную&nbspэнергию,&nbspесли&nbspэта&nbspэнергия&nbspне&nbspимеет&nbspоткрытых&nbspсвободных&nbspспособов&nbspее&nbspпроявления&nbsp(это&nbspтот&nbspслучай,&nbspкогда&nbspинстинктивные&nbspтребования&nbspконфликта),&nbspона&nbspразряжается&nbspпо&nbspдругим&nbspканалам,&nbspкроме&nbspпроизвольных&nbspдействий.&nbspПроцессы&nbspразрядки&nbspэмоционального&nbspвыражения&nbspи&nbspэмоционального&nbspчувства&nbsp-&nbspможет&nbspпроисходить&nbspодновременно&nbspили&nbspможет&nbspследовать&nbspодин&nbspза&nbspдругим,&nbspили&nbspможет&nbspбыть&nbspединичным.&nbspПотому&nbspчто&nbspв&nbspнашей&nbspкультуре&nbspредко&nbspоткрываются&nbspспособы&nbspпроявления&nbspинстинктов,&nbspэмоциональные&nbspразряды&nbspразличной&nbspинтенсивности&nbspпроисходят&nbspпостоянно.&nbsp

Концепция&nbspУ.&nbspМак-Дугалла&nbspстрах&nbspтесно&nbspсвязана&nbspс&nbspситуацией,&nbspв&nbspкоторой&nbspпроисходит&nbspдеятельность&nbspчеловека.&nbspВместе&nbspс&nbspтем&nbspон&nbspприписал&nbspстрах&nbspтому&nbspклассу&nbspэмоций&nbspнеудачи,&nbspкоторые&nbspпозволяют&nbspчеловеку&nbspопределить&nbspотсутствие&nbspуспеха&nbspи&nbspдаже&nbspопасность&nbspего&nbspработы,&nbspостановить&nbspнеуместную&nbspситуацию,&nbspактивность,&nbspсыграть&nbspроль&nbspспасения&nbspот&nbspистощения&nbspи&nbspнеэффективной&nbspдеятельности&nbsp[28].

&nbspВ&nbspмотивационной&nbspтеории&nbspэмоций&nbspР.&nbspУ.&nbspЛипера&nbspэмоции&nbspотождествляются&nbspс&nbspмотивами,&nbspкоторые&nbspвоздействуют&nbspна&nbspорганизм&nbspчеловека&nbspтак&nbspже&nbspфундаментально,&nbspкак&nbspи&nbspобъяснение&nbspфизиологического&nbspпроисхождения.&nbspР.&nbspУ.&nbspЛиппер&nbspделит&nbspмотивы&nbspчеловека&nbspна&nbspдве&nbspгруппы:&nbspфизиологические&nbspи&nbspэмоциональные&nbspмотивы.&nbspФизиологические&nbspмотивы&nbspинициируются&nbspи&nbspвозникают&nbspпод&nbspвлиянием&nbspхимических&nbspпроцессов,&nbspпроисходящих&nbspв&nbspорганизме,&nbspэмоциональные&nbspмотивы&nbspопределяются&nbspсигналами,&nbspнапоминающими&nbspраздражители,&nbspвызывающими&nbspперцептивные&nbspили&nbspкогнитивные&nbspпроцессы.&nbspСтрах&nbspпорожден&nbspпрежде&nbspвсего&nbspэмоциональными&nbspмотивами,&nbspпотому&nbspчто&nbspсуществует&nbspпрямая&nbspопасность&nbspдля&nbspорганизма&nbspили&nbspугроза&nbspцелостности&nbspчеловеческого&nbspсознания.&nbspСтрах&nbspвызывает&nbspопределенные&nbspфизиологические&nbspизменения&nbspв&nbspорганизме,&nbspно&nbspони&nbspне&nbspявляются&nbspпервичными&nbspи&nbspне&nbspопределяют&nbspопыт&nbspстраха.&nbspВ&nbspкачестве&nbspосновной&nbspэмоции&nbspстраха&nbspиспользуются&nbspследующие&nbspкритерии:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы