Курсовая с практикой на тему Особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темпо-ритмической
стороны речи у дошкольников с заиканием. 6
1.1. Формирование темпо – ритмической стороны речи в
онтогенезе. 6
1.2. Нарушения темпо-ритмической стороны речи у дошкольников. 13
1.3. Технология формирования темпо-ритмической стороны речи
при заикании у дошкольников. 17
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей
темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием. 20
2.1 Организация и методика изучения темпо-ритмической
стороны речи у дошкольников с заиканием. 20
2.2. Результаты изучения особенностей темпо-ритмической
организации речи у дошкольников с заиканием. 21
2.3. Коррекционная работа, направленная на формирование
темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием. 28
Заключение. 37
Список источников информации. 39
Приложения. 44
Введение:
Актуальность данного
исследования заключается в том, что проблему заикания можно считать одной из
наиболее актуальных проблем современного мира. В основе проявления речевой
симптоматики лежат речевые судороги, что приводит к дисгармонии трех
периферических систем управления (дыхания, голоса, произношения).
Заикание является одним
из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным
симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая
в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает
коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств,
затрудняет его социальную адаптацию.
В начальной стадии
заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание
может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх
перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно
переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Заикание – одна из
сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом
аспектах. Она интенсивно изучалась и освещалась в литературе на протяжении
всего ХХ в. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии
связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Н. Г. Неткачева, В. А.
Гиляровского.
В связи с этим в общей
проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно
проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте,
построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению
дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и
взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и
наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая
все компоненты речевой системы.
В экспрессивной речи
более или менее в форме судорожного заикания нарушается ритмическая
организация, вызывающая неуместные паузы, настойчивость, использование
слов-эмболов, редактирование речи, плохие высказывания.
Иногда судорожный спазм
длится несколько секунд, значительно затрудняя общение заикающихся людей.
Все эти явления
усиливаются психологическими симптомами, в основе которых лежит выражение
различной степени вербального страха вследствие ситуативной и коммуникативной
зависимости. Проявление негативного психического состояния сопровождается
различными пищевыми реакциями, двигательными навыками, иногда приобретенными
особенностями ритуального поведения, и сопровождается различной степенью
напряжения мышц, не участвующих в речевом поведении.
В связи с этим
дошкольное образование занимает особое место в общей проблеме заикания.
Тщательная профилактическая и коррекционная работа в этом возрасте с учетом
факторов, приводящих к возникновению дефектов, позволяет значительно снизить
процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.
На дошкольном этапе
легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее эффективно может
проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
Изучение
темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием раскрыто в работах
В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, С.В. Леоновой, Н.А. Власовой.
Несмотря на наличие
определенного круга работ теоретико-практического плана у детей с заиканием
довольно часто встречаются нарушения темпо-ритмической стороны речи, что
требует более углубленного рассмотрения данной проблемы.
Цель исследования: изучить особенности темпо-ритмической стороны
речи у дошкольников с заиканием, сформулировать направления коррекционной
работы.
Объект исследования: устная речь у дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: особенности темпо-ритмической стороны речи у
дошкольников с заиканием.
Задачи:
1. Анализ специальной
литературы по теме исследования
2. Изучение особенностей
темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
3.Анализ и интерпретация
полученных экспериментальных данных.
4. Формулирование
направлений коррекционно-развивающей работы для дошкольников с заиканием
Методы исследования: теоретические
– анализ источников литературы.
Экспериментальные – педагогический эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 2
комбинированного вида в 2020 г. В нём принимали участие 10 детей; них 5
нормально развивающихся и 5 детей с заиканием.
Теоретическая значимость: в данной работе представлен анализ литературы
по проблеме исследования, который может быть использован в других
исследовательских работах.
Практическая значимость: работе представлена коррекционная программа,
которая может быть использована педагогом на практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Доречевая вокализация
играет очень большую роль в доречевом и "дограмматическом" периодах.
Она включает в себя формирование коммуникативных умений, создание
предварительной основы для развития семантических и синтаксических аспектов
выразительной речи. Кроме того, характер интонации при предварительном
произнесении речи может отражать биологическое и психическое состояние ребенка,
его активность и коммуникативные навыки. В дальнейшем, подражая — ребенок
учится перенимать все элементы звучащей речи, включая ритм и ритмичность.
Поэтому нарушение ритма
— ритма речи — это нарушение плавности речи, то есть ее ритма и ритмичности.
Состояние поля эмоциональной воли у детей с нарушениями ритмического ритма
зависит от выраженности дефекта и его фиксации. В процессе развития языка ритм
становится "скелетом" слов и играет важную роль в процессе усвоения
лексики. Выбирать стихи классического размера, их больше распевают, при этом
речь замедляется с обычным акцентом, а слова соединяются с гласными. Эти стихи
могут быть выполнены. Хорошо использовать для чтения стихи из программного
материала. При составлении связного текста дети нарушают его структуру: не
наблюдается связи предложений между собой, предложения простые,
нераспространённые. Также дети допускают ошибки при изменении слов по родам,
числам, падежам, не используют диалог, прямую речь.
Анализируя полученные
данные можно сделать вывод, что в темпо-ритмической стороне речи у детей с
заиканием хуже усваивается восприятие темпо-ритмических компонентов на слух,
таких как логическое ударение, тембр, а вот воспроизведение у детей
сформировано гораздо лучше.
В процессе коммуникации
людей, в процессе общения очень большую роль играет именно восприятие
темпо-ритмических компонентов речи, они помогают понять смысл высказывания,
несут на себе смысловую нагрузку. Следовательно, их несовершенство влияет на
качество понимания детьми речи.
Типичные недостатки
темпо — ритмической стороны речи определены к разным уровням её
сформированности. Из данных обследования компонентов темпо-ритмической стороны
речи мы видим, что два ребёнка имеют достаточный уровень. У одного ребенка
выявлен средний уровень развития, он допускал ошибки в определении наличия
повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения, очень часто
допускал ошибки при дифференциации типов ритма в стихотворном тексте.
У двух детей старшего
дошкольного возраста с заиканием низкий уровень сформированности темпо —
ритмической стороны речи, испытуемые допускали очень грубые ошибки при
определении слова, которое выделено логическим ударением, при дифференциации
повествовательного, восклицательного, вопросительного типа интонации в
предложении и стихотворном тексте, а также допустили ошибки при выполнении
задания на различение тембра голоса на материале междометий. А в группе детей с
нормальным развитием трудностей не обнаружено.
На основании изученной
методической и специальной литературы по теме, были выделены основные этапы и
направления для логопедической работы по формированию интонационной
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе коррекции
темпо — ритмической стороны речи у заикающихся детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
1.1. Формирование темпо – ритмической стороны речи в
онтогенезе
Ритм — чередование каких-либо элементов.
Ритмичность
— отсутствие сбоев, перерывов в работе чего-либо.
Овладение
темпо-ритмической организации речи анализируют многие исследователи: Е.Ф.
Архипова, М. Зееман, М.М. Кольцова, И.А. Поварова, Р.В. Тонкова-Ямпольская,
Ю.О. Филатова, Н.Х. Швачкин и др.
Таблица 1.
Развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе. Возраст Характеристика 1. 5-6
мес. Лепетная речь, являясь
ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка,
потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или
прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет
слоги “та-та-та”, “га-га-га” и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую
фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе.
Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и
зрительным контактом со взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха
(в первую очередь) и зрения. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у
ребенка с сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребенок
подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва-ва-ва, га-га-га). При этом
можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя (второй этап в развитии
лепета). 2. 8-9
мес., 11-12 мес. Наблюдаются некоторые
различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то,
что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков — на 11-12
месяце. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой
облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской
речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают
не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие
фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических
единиц.