Курсовая с практикой на тему Особенности структуры подростковой группы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения подростков 4
1.1. Девиантное поведение, его причины, предпосылки и
проявления. 4
1.2. Особенности психики и поведения подростков. 9
1.3. Последствия девиантного поведения, начавшегося в
подростковом возрасте 16
1.4. Психологические факторы и последствия девиантного
поведения подростков. 18
Выводы по главе. 27
Глава II. Методы
исследования, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. 28
2.1. Методики изучения девиантного поведения подростков. 28
2.2. Методы и формы профилактики девиантного поведения. 29
2.3. Психолого-педагогические условия реабилитации и
ресоциализации девиантной личности. 31
Выводы по главе. 35
Заключение. 36
Библиография. 37
Введение:
Актуальность
исследования заключается в том, что в наше время человек более чем когда-либо
подвергался травмирующим факторам. Стресс и другие виды нервных срывов могут
возникать как на рабочем месте, так и в повседневной жизни. Урбанизация,
ускоряющая ритм жизни, информационная перегрузка усиливают напряжение, часто
способствуют возникновению и развитию пограничных форм психоневрологической
патологии, что делает проблему психопрофилактики одной из важнейших задач
защиты психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью
ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации,
психопатизации и предрасположенности к ним.
Объект исследования: подростковая группа.
Предмет исследования: особенности
структуры подростковой группы.
Цель исследования: изучить особенности
структуры подростковой группы.
Задачи:
1.
Изучить девиантное поведение, его причины, предпосылки и проявления
2.
Проанализировать особенности психики и поведения подростков
2.
Изучить последствия девиантного поведения, начавшегося в подростковом возрасте
3.
Проанализировать психологические факторы и последствия девиантного поведения
подростков
4.
Проанализировать методики изучения девиантного поведения подростков
5.
Изучить методы и формы профилактики девиантного поведения
3.
Проанализировать психолого-педагогические условия реабилитации и ресоциализации
девиантной личности
Методы:
анализ теоретической научно-методической литературы, анализ, синтез.
Заключение:
Девиантное поведение
подростков – это совокупность форм поведения и форм поведения, отклоняющихся от
принятых обществом правил.
Психология
подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все
дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его
уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и
культурно-национальных особенностей.
Правонарушения
несовершеннолетних регулируются различными социальными институтами.
Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского
вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической
помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и
преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Малолетние правонарушители после осуждения попадают в ситуацию социальной
изоляции, поэтому многие факторы, влияющие на развитие их личности, выпадают из
зоны просоциального педагогического воздействия. А сама среда заключения
является разрушительной для еще не сформировавшейся подростковой личности.
Условия содержания, профессиональная деформация воспитателей, проблемная семья,
и низкая культура самого подростка не обеспечивают в полной мере потребности
ребенка развиваться, а зачастую эта потребность и не возникает. У современных
подростков нарушения часто возникают на фоне стресса характера с преходящими
непсихологическими отклонениями.
Своевременное распознавание типа или акцентуации характера у
подростков чрезвычайно важно как для профилактики, так и для педагогической и
социально-психологической коррекции определенных поведенческих расстройств,
эмоциональных расстройств или нервно-психологических расстройств. Формы
и методы работы при этом могут быть самыми различными, но основной целью любой
работы с несовершеннолетними осужденными является реконструкция его
собственного «Я», внутреннего стержня, определяющего его духовность и нравственность.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения
подростков
1.1. Девиантное поведение, его причины, предпосылки и
проявления
Девиантное поведение
подростков – это совокупность форм поведения и форм поведения, отклоняющихся от
принятых обществом правил. Проявляется как агрессивность, садизм, воровство,
ложь, бродяжничество, тревога, депрессия, целенаправленная изоляция, попытки
самоубийства, гиперчувствительность, виктимизация, фобия, расстройства пищевого
поведения, наркомания, обсессивно-компульсивное расстройство. Тип отклонения
рассматривается и как отдельное психическое расстройство, и как симптом
какого-то синдрома, заболевания. Диагностика проводится
клинико-психологическими методами. Лечение включает в себя применение
медикаментозных средств, психотерапию, психотерапевтические и социально-реабилитационные
мероприятия.
«Девиация» означает
«отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением,
социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%.
Большое количество статистических данных объясняется особенностями, присущими
только этой возрастной группе: социальной, физической и психологической
незрелостью. Юноши и девушки в возрасте 14-18 лет растут в неблагоприятных
социальных условиях, имеют генетическое бремя психических расстройств,
наркомании, наркомании и алкоголизма и наиболее уязвимы к поведенческим
отклонениям.
Причины подростковых
предубеждений можно разделить на две широкие категории. Первая-это специфика
социальной среды:
Семьи с одним родителем.
В условиях, воспитанных одним из родителей, высок риск формирования
патологических отношений с ребенком, основанных на требованиях безусловного
подчинения, отсутствия участия и непонимания. Нет никакой модели взаимодействия
с противоположным полом.
Напряженность в
отношениях между родителями конфликтных асоциальных семей, частые ссоры, отсутствие
взаимопонимания негативно сказываются на воспитательном процессе.
Антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, распространенность
алкоголизма стали образцом действия.
Учебно-воспитательные
ошибки. Недостаточное внимание учителей, неумение установить контакт с
подростками становятся основой для формирования плохой успеваемости, конфликта
с классом, учителями.
Второй комплекс причин,
приводящих к формированию девиантного поведения несовершеннолетних, — это
медико — биологические факторы. Физиологической основой девиации является:
Отягощенная
наследственность. Развитию предвзятости способствуют сниженные защитные
механизмы, ограниченные адаптационные функции личности. Эти особенности
наблюдаются при наследовании психической недостаточности, аномальных черт
характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
Патология центральной
нервной системы. В первые годы жизни развиваются тяжелые заболевания
черепно-мозговой травмы, комплекс биологической неполноценности нервных клеток
головного мозга. Проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, сниженной
адаптивности.
Особенности полового
созревания. Гормональная перестройка организма, активное созревание коры
головного мозга, формирование высших психологических функций могут проявляться
обострением черт характера, асоциальным поведением.
Патогенез девиантного
поведения сложен. В основе развития девиаций лежат дезориентирующие состояния в
системе социальных ценностей и норм. Возрастной кризисный период характеризуется
острой потребностью в самоопределении, самовыражении. Отсутствие благоприятной
социальной среды, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых личностей
(сверстников, взрослых) приводит к формированию патологических паттернов
поведения. Они часто основаны на желании привлечь к себе внимание, доказать
свою значимость, независимость, самостоятельность, силу. Действия часто носят
незаконный и антиморальный характер.
Существует несколько
способов классификации девиантного поведения подростков. В рамках медицинских
методов российскими психиатрами, психотерапевтами и патологами широко
распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем. Она основана на том,
как она взаимодействует с реальностью, вопреки природе социальных норм:
Виды просроченной
задолженности. В том числе действия, которые считаются преступными: кража,
грабеж, насилие.
Аддиктивный тип.
Формируется желание уйти от реальности, сохранить сильные эмоции. Искусственно
подростки добиваются изменения своего психического состояния: они используют
химические вещества (алкоголизм, наркомания, наркомания), фокусируют свое
внимание на определенных раздражителях, действиях (транс, мастурбация).
Патогенетический тип.
Поведение определяется патологическими чертами характера, сформированными в
процессе воспитания. В группу входят выдающиеся личности, психозы (истерия,
шизофрения, эпилепсия и др.).
Виды психопатологии.
Поведенческие реакции у подростков-проявления психопатологических синдромов и
симптомов психических заболеваний. Например: апатия-симптом депрессии,
гипомания — проявление биполярного расстройства.
Сверхспособности таланта и
гениальности проявляются в отклонении от нормального поведения.
Нет четко определенных
стадий подростковой предвзятости. Развивайтесь от личностного девиантного
поведения к регулярному повторяющемуся поведению, организованной деятельности и
образу жизни. Прогресс может занять недели, месяцы или годы.
Основными клиническими
проявлениями девиантного поведения несовершеннолетних являются трудности
социальной адаптации