Курсовая с практикой на тему Особенности стрессоустойчивости преподавателей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей стрессоустойчивости преподавателей 5
1.1. Стресс как социальный феномен и факторы стрессоустойчивости в современном обществе 5
1.2. Стрессоустойчивость преподавателя как компонент педагогической способности 11
Глава 2. Эмпирический анализ исследований особенностей стрессоустойчивости преподавателей 14
2.1.Организация и результаты исследования 14
2.2. Рекомендации по преодолению стресса 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность исследования.
Проблема педагогической деятельности и ее продуктивности являет-ся одной из актуальных для преподавания психологии как науки и педаго-гической практики. Чтобы знать, как преодолеть негативные последствия социальных изменений, мы должны сначала иметь представление о том, какие процессы происходят в организме в ответ на воздействие неблаго-приятных факторов внешней и внутренней среды. Описание этих процес-сов дано в учении канадского физиолога Ханса Селье о стрессе.
Проблема стресса в последние годы стала одной из самых актуаль-ных тем мировой психологической науки и практики.
В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное коли-чество многоплановых исследований различных видов стресса — жизненно-го стресса, посттравматического, профессионального стресса и т.д., с дру-гой стороны, многие авторы отмечают сложность и в значительной степени противоречивый характер концептуально-методологического развития этого психофизиологического феномена.
В настоящее время отмечены методологические трудности в диагно-стике и измерении психологического стресса.
Обсуждаются возможности и ограничения психологических тестов и анкет на основе субъективных оценок.
Конечно, анкеты имеют свои ограничения, а их возможности явля-ются предметом обсуждения и критики. Разработка надежных методов яв-ляется сложным и длительным процессом.
Несомненно, комплексная психодиагностика стресса является важ-ным звеном в мониторинге его многочисленных причин и разрушитель-ных последствий, а также необходимой частью для определения эффектив-ности технологий управления стрессом, их преодоления и предотвраще-ния.
Объектом исследования является эмоциональная сфера личности преподавателей.
Предметом исследования являются психологические особенности стрессоустойчивости педагогов..
Цель: выявить психологические особенности стрессоустойчивости преподавателей.
Цель определила задачи данного исследования:
1. Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.
2. Выявить особенности проявления педагогов стрессовых состояний.
3. провести эмпирическое исследование
4. Определить пути по преодолению и предотвращению стрессовых состояний.
Гипотеза исследования: своевременное проведение диагностиче-ских, профилактических и корректирующих мероприятий способствует снятию стрессовых состояний, поэтому так важно исследовать проблему стрессоустойчивости педагогов.
Теоретическое обоснование исследования: данная тема прослежи-вается в работах таких психологов и педагогов как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.В. Басова, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина и т.д.
Методы исследования: анализ литературы, источников, наблюде-ние, анализ, сравнение, обобщение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ различных подходов к проблеме стресса позволил нам дать обобщенные характеристики непосредственно понятию «стресс», которое понимается как состояние психологического стресса, возникающего у че-ловека, когда возникает перегрузка нервной системы. Стресс влияет на каждого человека по-разному, потому что каждый человек уникален.
Психологический стресс — это состояние чрезвычайно высокого пси-хологического стресса [3, 1]. Независимо от стресса: психологического или физиологического, один вид часто служит источником другого — эмоцио-нальный стресс неизменно влечет за собой физиологический стресс, а сильный физиологический стресс может влиять на эмоциональное состоя-ние.
Стресс неразрывно связан с устойчивостью человека к стрессу — это было необходимым условием для изучения стресса.
Важным психологическим фактором преодоления стресса является устойчивое поведение человека в стрессовых ситуациях.
Индивидуальная стрессоустойчивость является важным свойством личности, которое помогает человеку действовать в трудных ситуациях. При этом особый стресс является психологическим фактором, обеспечи-вающим мобилизацию жизненных сил в трудных ситуациях.
Стресс — это взаимосвязь личностных характеристик, которые помо-гают человеку пережить травмирующие для него состояния, которые включают интеллектуальный, эмоциональный и физический стресс.
Такие нагрузки в повседневной жизни испытывают учителя. Он тра-тит огромную часть своих сил на работу с детьми, родителями и админи-страцией школы.
Отсюда следует, что в профессиональной деятельности учителя мно-го психологических проблем, таких как чувство напряжения, снижение концентрации внимания, памяти, работоспособности и т.д.
Ориентация личности — это множество устойчивых установок, моти-вов, потребностей, убеждений, которые ориентируют человека на конкрет-ное поведение, но существует прямая связь с понятием стресса.
Направленность учителя оказывает большее влияние на изменение потребностей и мотивов под воздействием стрессовой ситуации.
Кроме того, уровень стресса оказывает огромное влияние на всю атмосферу школы.
Из анализа наших теоретических и эмпирических данных мы видим, что для большинства учителей характерны: беспокойство, нестабильность и состояние напряжения.
Для повышения уровня стрессоустойчивости, актуальных форм ра-боты. Многие методы и техники вместе с системами упражнений будут иметь наиболее эффективный результат. Поэтому выбор технологии и ме-тодов снижения уровня стресса зависит от характеристик деятельности тех, кто нуждается в такой помощи.
Целью исследования было исследование специфики проявлений стресса учителей с различной направленностью личности и выявление эф-фективности психогимнастических упражнений в улучшении.
Результаты эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что стрессоустойчивость учителей с разной направленностью личности являет-ся специфическим проявлением, определяемым тяжестью и преобладанием определенных уровней и типов признаков
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные проблемы решены, гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ особенностей стрессоустойчиво-сти преподавателей
1.1. Стресс как социальный феномен и факторы стрессоустойчи-вости в современном обществе
Термин «стресс» (англ. давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого спектра состояний, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия, сложные ситуации.
Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обо-значения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия [4, 24]. Понятие «стресс» использовалось для описания широ-кого спектра состояний человека в неблагоприятных условиях.
На различных уровнях: физиологическом, биологическом и психо-логическом уровнях (рис. 1).
Рис. 1. Классификация стрессов
Физиологический стресс вызван физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерные физические нагрузки, повышение или пониже-ние температуры, изменения атмосферного давления, затрудненное дыха-ние, болевые раздражители и тому подобное. Психологический стресс де-лится на: информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает во время информационной пере-грузки, когда у человека нет времени для принятия правильных решений в нужном темпе с высокой степенью ответственности за последствия приня-тия решений. Эмоциональный стресс проявляется в опасностях, обидах, угрозах. Его различные формы (импульсивные, общие, тормозные) при-водят к изменению хода психических процессов, сдвигу эмоций, транс-формации мотивов, нарушению двигательного и речевого поведения.
В современной психологической науке и практике было установлено различие между понятиями «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Ричардом Лазаром. Физиологический стресс (на основе концепции «общего адаптационного синдрома» Дж. Селье) — состояние, выраженное у животных и человека на физиологическом уровне под воздействием факторов физиологического стресса. Психологический стресс — это состояние чрезвычайно высокого психологического стресса [3, 1]. Независимо от стресса: психологического или физиологического, один вид часто служит источником другого — эмо-циональный стресс неизменно влечет за собой физиологический стресс, а сильный физиологический стресс может влиять на эмоциональное состоя-ние. Глубоко изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся сосредо-точиться на конкретных механизмах изучаемого явления, не исключая особенности других видов стресса. [1] Существует довольно большое ко-личество концепций, моделей стресса, как у отечественных, так и у зару-бежных исследователей. Среди них когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаря, в основе которой лежит позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения сквозь призму когнитивных процессов; кон-цепции профессионального стресса, социально-психологические теории стресса и многие другие. Автор выдвигает идею косвенного определения реакций, наблюдаемых при стрессе. Он считает, что между внешним раз-дражителем и реакцией включены промежуточные переменные психологи-ческого характера. Одним из таких психологических процессов является оценка угрозы, которая заключается в ожидании человеком опасных по-следствий ситуации, влияющей на него [1, 10]. Концепция угрозы является фундаментальной в концепции Р. Лазаря, когда он описывает сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в сложных условиях, установленных в эмпирических исследованиях. Таким образом, по его мнению, угроза порождает защитные действия или защитные импульсы, которые имеют те же характеристики, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям.