Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности стрессоустойчивости преподавателей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей стрессоустойчивости преподавателей 5
1.1. Стресс как социальный феномен и факторы стрессоустойчивости в современном обществе 5
1.2. Стрессоустойчивость преподавателя как компонент педагогической способности 11
Глава 2. Эмпирический анализ исследований особенностей стрессоустойчивости преподавателей 14
2.1.Организация и результаты исследования 14
2.2. Рекомендации по преодолению стресса 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Проблема педагогической деятельности и ее продуктивности являет-ся одной из актуальных для преподавания психологии как науки и педаго-гической практики. Чтобы знать, как преодолеть негативные последствия социальных изменений, мы должны сначала иметь представление о том, какие процессы происходят в организме в ответ на воздействие неблаго-приятных факторов внешней и внутренней среды. Описание этих процес-сов дано в учении канадского физиолога Ханса Селье о стрессе.
Проблема стресса в последние годы стала одной из самых актуаль-ных тем мировой психологической науки и практики.
В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное коли-чество многоплановых исследований различных видов стресса — жизненно-го стресса, посттравматического, профессионального стресса и т.д., с дру-гой стороны, многие авторы отмечают сложность и в значительной степени противоречивый характер концептуально-методологического развития этого психофизиологического феномена.
В настоящее время отмечены методологические трудности в диагно-стике и измерении психологического стресса.
Обсуждаются возможности и ограничения психологических тестов и анкет на основе субъективных оценок.
Конечно, анкеты имеют свои ограничения, а их возможности явля-ются предметом обсуждения и критики. Разработка надежных методов яв-ляется сложным и длительным процессом.
Несомненно, комплексная психодиагностика стресса является важ-ным звеном в мониторинге его многочисленных причин и разрушитель-ных последствий, а также необходимой частью для определения эффектив-ности технологий управления стрессом, их преодоления и предотвраще-ния.
Объектом исследования является эмоциональная сфера личности преподавателей.
Предметом исследования являются психологические особенности стрессоустойчивости педагогов..
Цель: выявить психологические особенности стрессоустойчивости преподавателей.
Цель определила задачи данного исследования:
1. Изучить основные вопросы по данной теме в научной литературе.
2. Выявить особенности проявления педагогов стрессовых состояний.
3. провести эмпирическое исследование
4. Определить пути по преодолению и предотвращению стрессовых состояний.
Гипотеза исследования: своевременное проведение диагностиче-ских, профилактических и корректирующих мероприятий способствует снятию стрессовых состояний, поэтому так важно исследовать проблему стрессоустойчивости педагогов.
Теоретическое обоснование исследования: данная тема прослежи-вается в работах таких психологов и педагогов как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.В. Басова, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина и т.д.
Методы исследования: анализ литературы, источников, наблюде-ние, анализ, сравнение, обобщение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ различных подходов к проблеме стресса позволил нам дать обобщенные характеристики непосредственно понятию «стресс», которое понимается как состояние психологического стресса, возникающего у че-ловека, когда возникает перегрузка нервной системы. Стресс влияет на каждого человека по-разному, потому что каждый человек уникален.
Психологический стресс — это состояние чрезвычайно высокого пси-хологического стресса [3, 1]. Независимо от стресса: психологического или физиологического, один вид часто служит источником другого — эмоцио-нальный стресс неизменно влечет за собой физиологический стресс, а сильный физиологический стресс может влиять на эмоциональное состоя-ние.
Стресс неразрывно связан с устойчивостью человека к стрессу — это было необходимым условием для изучения стресса.
Важным психологическим фактором преодоления стресса является устойчивое поведение человека в стрессовых ситуациях.
Индивидуальная стрессоустойчивость является важным свойством личности, которое помогает человеку действовать в трудных ситуациях. При этом особый стресс является психологическим фактором, обеспечи-вающим мобилизацию жизненных сил в трудных ситуациях.
Стресс — это взаимосвязь личностных характеристик, которые помо-гают человеку пережить травмирующие для него состояния, которые включают интеллектуальный, эмоциональный и физический стресс.
Такие нагрузки в повседневной жизни испытывают учителя. Он тра-тит огромную часть своих сил на работу с детьми, родителями и админи-страцией школы.
Отсюда следует, что в профессиональной деятельности учителя мно-го психологических проблем, таких как чувство напряжения, снижение концентрации внимания, памяти, работоспособности и т.д.
Ориентация личности — это множество устойчивых установок, моти-вов, потребностей, убеждений, которые ориентируют человека на конкрет-ное поведение, но существует прямая связь с понятием стресса.
Направленность учителя оказывает большее влияние на изменение потребностей и мотивов под воздействием стрессовой ситуации.
Кроме того, уровень стресса оказывает огромное влияние на всю атмосферу школы.
Из анализа наших теоретических и эмпирических данных мы видим, что для большинства учителей характерны: беспокойство, нестабильность и состояние напряжения.
Для повышения уровня стрессоустойчивости, актуальных форм ра-боты. Многие методы и техники вместе с системами упражнений будут иметь наиболее эффективный результат. Поэтому выбор технологии и ме-тодов снижения уровня стресса зависит от характеристик деятельности тех, кто нуждается в такой помощи.
Целью исследования было исследование специфики проявлений стресса учителей с различной направленностью личности и выявление эф-фективности психогимнастических упражнений в улучшении.
Результаты эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что стрессоустойчивость учителей с разной направленностью личности являет-ся специфическим проявлением, определяемым тяжестью и преобладанием определенных уровней и типов признаков
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные проблемы решены, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ особенностей стрессоустойчиво-сти преподавателей
1.1. Стресс как социальный феномен и факторы стрессоустойчи-вости в современном обществе
Термин «стресс» (англ. давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого спектра состояний, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия, сложные ситуации.
Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обо-значения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия [4, 24]. Понятие «стресс» использовалось для описания широ-кого спектра состояний человека в неблагоприятных условиях.
На различных уровнях: физиологическом, биологическом и психо-логическом уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Классификация стрессов
Физиологический стресс вызван физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерные физические нагрузки, повышение или пониже-ние температуры, изменения атмосферного давления, затрудненное дыха-ние, болевые раздражители и тому подобное. Психологический стресс де-лится на: информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает во время информационной пере-грузки, когда у человека нет времени для принятия правильных решений в нужном темпе с высокой степенью ответственности за последствия приня-тия решений. Эмоциональный стресс проявляется в опасностях, обидах, угрозах. Его различные формы (импульсивные, общие, тормозные) при-водят к изменению хода психических процессов, сдвигу эмоций, транс-формации мотивов, нарушению двигательного и речевого поведения.
В современной психологической науке и практике было установлено различие между понятиями «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Ричардом Лазаром. Физиологический стресс (на основе концепции «общего адаптационного синдрома» Дж. Селье) — состояние, выраженное у животных и человека на физиологическом уровне под воздействием факторов физиологического стресса. Психологический стресс — это состояние чрезвычайно высокого психологического стресса [3, 1]. Независимо от стресса: психологического или физиологического, один вид часто служит источником другого — эмо-циональный стресс неизменно влечет за собой физиологический стресс, а сильный физиологический стресс может влиять на эмоциональное состоя-ние. Глубоко изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся сосредо-точиться на конкретных механизмах изучаемого явления, не исключая особенности других видов стресса. [1] Существует довольно большое ко-личество концепций, моделей стресса, как у отечественных, так и у зару-бежных исследователей. Среди них когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаря, в основе которой лежит позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения сквозь призму когнитивных процессов; кон-цепции профессионального стресса, социально-психологические теории стресса и многие другие. Автор выдвигает идею косвенного определения реакций, наблюдаемых при стрессе. Он считает, что между внешним раз-дражителем и реакцией включены промежуточные переменные психологи-ческого характера. Одним из таких психологических процессов является оценка угрозы, которая заключается в ожидании человеком опасных по-следствий ситуации, влияющей на него [1, 10]. Концепция угрозы является фундаментальной в концепции Р. Лазаря, когда он описывает сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в сложных условиях, установленных в эмпирических исследованиях. Таким образом, по его мнению, угроза порождает защитные действия или защитные импульсы, которые имеют те же характеристики, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы