Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования особенностей стратегий сетевой активности студентов 5
1.1. Понятие сетевой активности 5
1.2. Психологические аспекты использования сети Интернет 11
1.3. Выводы 14
Глава 2. Исследование особенностей стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки 15
2.1. Описание выборки и методов исследования 15
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 18
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования особенностей стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки 22
2.4. Выводы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37

  

Введение:

 

Актуальность темы заключается в том, что глобальная сеть Интернет функционирует как мощное и всеобъемлющее информационное поле — часть общей информационной сферы. Почти две трети жителей планеты являются сегодня активными членами тематических социальных и глобальных сетевых обществ. У пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд психологических феноменов — интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм социально-психологической активности, непосредственно связанных с этим новым средой.
В частности все большую актуальность приобретает проблема сетевой активности пользователей. Проблему сетевой активности изучали как зарубежные (К. Янг, А. Голдберг, Д. Ґринфилд, Дж. Сулер, Р. Дэвис, М. Орзак, М. Гриффитс, А. Войскунский), так и отечественные исследователи (Н.Л. Сунгурова, Д.Г. Богуславская, А. Егоров, Н. Кузнецова, В. Бурова, Л. Пережогин), однако до сих пор не разработана четкая и общепринятая система критериев исследования стратегий сетевой активности.
Одной из основных особенностей Интернет-среды являются его уникальные возможности для коммуникации, самовыражения и самоопределения, для так называемых «игр с идентичностью» (К. Янг, С. Таркл, Е. Белинская, А. Жичкина, Дж. Сулер, Н. Чеботарева, И. Шевченко). Именно возможность создавать виртуальную самопрезентацию, которая помогает компенсировать неудовлетворенность реальным Я, является одним из факторов Интернет-зависимости и тесно связана с реализацией поведения в сетевом пространстве.
Объект исследования – стратегии сетевой активности как способ выражения виртуального Я.
Предмет исследования – психологические особенности стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки.
Цель исследования – теоретически проанализировать и дать общую характеристику понятию сетевой активности, подростковому возрасту, определить психологические особенности личностного развития подростков и роль удовлетворенности потребности в безопасности в подростковом возрасте, а также провести эмпирическое исследование и установить психологические особенности личностного развития подростков в связи с удовлетворенностью потребности в безопасности.
Гипотеза: На основе анализа теоретических исследований, можем предположить, что тенденция создавать в Интернете самопрезентации, которая не тождественна реальному Я, и позволяет в виртуальной реальности реализовать черты Я-идеала а также вытеснены черты, может быть одним из факторов сетевой активности.
Задачи исследования:
1) теоретически проанализировать и дать общую характеристику понятию сетевой активности;
2) теоретически изучить и определить психологические аспекты использования Интернета;
3) провести эмпирическое исследование и установить психологические особенности стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки;
4) предложить практические рекомендации по использованию социальных сетей в качестве вспомогательных средств для обучения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав проблему исследования особенностей стратегий сетевой активности студентов разных направлений профессиональной подготовки, мы пришли к следующему выводу. Характерным свойством сети, в отличие от всех других форм организационной структуры, является то, что в ней не существует четко выраженных центров и границ. Поэтому именно сеть как основная форма организации современного мироустройства является гибкой системой ситуационных связей, которые формируются между субъектами глобального пространства, позволяет зафиксировать новую социальную структуру.
Эмпирически было установлено, что в зависимости от направления профессиональной подготовки наблюдаются статистически значимые различия поведения.. Студенты гуманитарной профессиональной направленности специализации при сетевом взаимодействии имеют более выраженные личностные качества: склонность к постановке целей, предрасположенность к высокой степени концентрации, уверенность в своих действиях, проявление волевых качеств и структурирование задач для достижения начатого ранее, ценность и приоритетность настоящего «здесь и сейчас», осознанное распределение ресурсов, а также более эффективно восприятие информации по аудиальному каналу в виде лекций, семинаров, веб-чатов, групповых дискуссий, прослушивания аудио записей.
Психологическая эффективность взаимодействия с компьютером наиболее раскрывает интеллектуальные способности и влияет на усвоение материала, сохраняя положительный эмоциональный фон, при наиболее выраженных личностных качествах: экстравертность, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, привязанность, и наоборот требует экспертную помощь и программы адаптации из-за неудовлетворительного состояния при отрицательном психо-эмоциональном фоне и проявлении эмоциональной неустойчивости, слабого контроля эмоций и импульсивности действий.
Характерной особенностью студентов естественно-научного направления профессиональной подготовки является создание «компенсаторной» виртуальной самопрезентации, которая существенно отличается от реального Я и позволяет в виртуальном мире реализовывать желаемый Я-образ. Причем, у студентов гуманитарного направления профессиональной подготовки Я-виртуальное существенно ближе к Я-идеальному, чем у студентов естественно-научного направления.
Психологическая эффективность взаимодействия с компьютером наиболее раскрывает интеллектуальные способности и влияет на усвоение материала, сохраняя положительный эмоциональный фон, при наиболее выраженных личностных качествах: экстравертность, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, привязанность, и наоборот требует экспертную помощь и программы адаптации из-за неудовлетворительного состояния при отрицательном психо-эмоциональном фоне и проявлении эмоциональной неустойчивости, слабого контроля эмоций и импульсивности действий.
Также установлено, что поведенческие признаки интернет-зависимости в наибольшей степени обусловлены неинтегрированностью Я-концепции, негативным отношением к себе и ожиданиям негативного отношения других, отсутствием устойчивой системы ценностей. Поэтому, делаем вывод о том, что убеждение в том, что межличностные отношения можно устанавливать только в сети, связано, прежде всего, с неуверенностью человека в себе в реальной жизни и ожиданием негативного отношения со стороны других; переживания одиночества и депрессии вне Сети — с восприятием реальной жизни как бессмысленного и неинтересного.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психологические аспекты исследования особенностей стратегий сетевой активности студентов
1.1. Понятие сетевой активности
Глобализация в современной ее форме привела к зарождению сетевого мироустройства, где субъекты сетей осознают себя целостностью глобальной среды, которая открыта для любых форм взаимодействия и не ограничена определенными связями. Чтобы выжить в современном мире люди и страны должны принимать сетевой способ взаимодействия; даже чтобы противостоять сетевым принципам современного развития им все равно нужно находиться в сети.
Сеть, в свою очередь, является организационной структурой, характеризующей взаимодействие совокупности объектов, объединенных определенными формами связей, основанных на взаимодействии людей [11]. Основой взаимодействия является реализация совместных интересов независимо от геополитического фактора; это обеспечивает соответствующие социально-политические и культурно-исторические изменения в современном мире.
Р. Барбрук, в создании сети видит новую парадигму общества, в пределах которой должны перестроиться бизнес, правительство и культура [16]. Это свидетельствует о том, что сетевое общество основывается, в первую очередь, на изменении парадигмы общественных отношений и системы государственного управления, которая требует нового стержня построения цивилизационной культуры, в роли которого и выступает сеть.
По мнению А. Давыдова, «в сети все действия и предметы стремятся к подчинению сетевой логике, в силу чего для изолированных систем просто нет места … поэтому сеть — это высокопотенциальный сплав людей и идей, движение силы которого — риск, динамика и непрерывна творчество» [2].
Примерно такого же мнения придерживается и А. Соломонс, обосновывая в работе «Власть сетей» целесообразность внедрения в научный оборот категории сети для того, чтобы закрыть лакуны, которые проявляются при сопоставлении старых теоретических моделей с новой действительностью [6].
Глобально стратегический характер понимания сети предложил теоретик концепции сетевого общества М. Кастельс, по мнению которого сеть — это коллективное взаимодействие, которая через волокно и эфир связывает в единое целое объекты живой и неживой природы. Узлом сети может стать все, что способно прибегать к обмену данными. Причем узлу совсем не обязательно обладать развитым интеллектом, поскольку умный результат можно получить, правильно соединив не слишком сложные вещи. Такое сочетание вовсе не меняет принцип осуществления действия и именно благодаря этому задает новые правила поведения [3].
Характерным свойством сети, в отличие от всех других форм организационной структуры, является то, что в ней не существует четко выраженных центров и границ. Поэтому именно сеть как основная форма организации современного мироустройства является гибкой системой ситуационных связей, которые формируются между субъектами глобального пространства, позволяет зафиксировать новую социальную структуру, которая характеризует вариативность и мобильность развития современного мира [8]. То есть, речь идет об уровне социальной самоорганизации, который обеспечивает внутреннюю целостность и непротиворечивость сети, каждый из элементов которой является составной сетевой системы более общего и находится в ней на условиях равноправного связи.
Исходя из этого, необходимо указать на основные критерии объединения в сети, Анализ литературы показывает, что ими могут быть [9, 19, 21]:
1) мотив,
2) формы взаимодействия,
3) способы функционирования в сети,
4) средства сосуществования в сети,
5) правила.
Однако, несмотря на это, сеть как организационная структура не имеет определенных закономерностей своего функционирования: она носит эпизодический и случайный характер, а потому определить конкретные стандарты, которых целесообразно придерживаться в пределах определенной сети, практически невозможно [9].
Все это свидетельствует, что сеть как форма социальной организации имеет существенные преимущества перед традиционными иерархическими связями, поскольку они наиболее подвижные и наиболее адаптивные [21].
Однако в функционировании сетей наблюдаются определенные трудности, связанные, в первую очередь, с координацией функций управления сетью, а также различными размерам
и сетей, мешает налаживать коммуникативные связи, как в рамках отдельной сети, так и между ними. Такая подвижность сетей является достаточно эффективной формой социальной жизнедеятельности, поскольку путем латентного, децентрализованного и скоординированного налаживания взаимодействия им удается обеспечить высокий уровень организации социальных действий.
Подвижность и мобильность сетей приводят к возникновению новых форм социальной организации в условиях глобализации. Это подтверждается и исследованиями Г. Смитса [11], по мнению которого сети децентрализовано выполняют и распределяют принятия решений; у них нет центра, они действуют по бинарной логикой: включения / выключения, все, что происходит в сети, полезное и необходимое для ее существования. Поэтому, если узел сети перестает выполнять полезную функцию, то он отчуждается ней и сеть заново реорганизуется.
Это соответствует так называемому стратифицированному подхода в функционировании сетевого общества, согласно которому отдельные сети являются более важными элементами в отличие от других, которые еще находятся в сети, однако их пребывания в ней ни в коей мере не может приводить к доминированию одних сетей над другими.
Таким образом, сеть как форма социальной организации является абсолютно свободной от любых форм регламентации, а также ценностно-нейтральной, поскольку она является условием и средством реализации определенных целей.
Исходя из этого, можно классифицировать основные признаки сетей. Так, по мнению А. Неклесса [5], к ним следует отнести неформальность, мобильность и дискретность.
Особым признаком функционирования субъектов в сети является независимость, которая, по мнению В. Чучкевич [6], характеризуется:
• свободой выбора задач и ответственностью за них;
• множественностью лидеров (лидер как носитель ресурсов, индивидуальный стиль функционирования сети);
• объединяющей целью (индивидуальный интерес каждого члена сети недостижим вне сети)
• добровольностью связей (что, в свою очередь, обеспечивает гибкость структуры и состав сети, быстрое изменение объема ресурсов в ней)
• множественностью уровней взаимодействия (каждый действует с другим без посредничества).
К основным признакам субъектов сетевых структур Ю. Хабермас, [7] в отличие от других, относит открытость, спонтанность, опасность, чрезмерную рыхлость и бюрократизацию.
Одним из способов создания сетей также технология как «специфический компонент социальной структуры», в рамках которого формируются инструменты, правила, процедуры и приемы, с помощью которых «люди влияют на природу, себя и других людей» [20].
В процессе реализации таких технологий и создаются соответствующие сети, которые модифицируют социальную структуру в условиях глобализации. Следует отметить, что важным аспектом налаживания сетевой коммуникации в современном обществе является формирование новой системы взаимосвязей между людьми, которая определяется степенью активности по включению в структуры сетевого общества и является основным критерием определения уровня общественного развития, стабильности и эффективности его управленческой системы.
Однако, по нашему мнению, важным способом создания сетей является объединение людей и структур на основе решения общих проблем, которые беспокоят субъектов глобального пространства. Так, до сих пор актуальной остается формула «проблемных сетей» [25] Согласно ей, в соответствии с каждой проблемы создается сеть субъектов, обладающих определенными знаниями, опытом и ресурсами для решения актуальных проблем.
Именно поэтому, в зависимости от специфики проблем и возможностей их решения, целесообразно определять характер (горизонтальный, вертикальный), устойчивость и продолжительность соответствующих форм сетей. Надо отметить, что именно устойчивость и продолжительность сетей характеризует рост и определяет тип взаимодействия между субъектами сети, ведь для человека характерны не любые формы связи, а именно те, которые основаны на паритетности, равноправия взаимодействия, а главное, служат не узкокорпоративными интересам, а общими [10, 18].
Следует отметить, что главным при таких условиях является не защита интересов и прав отдельного человека или государства, а превращение их в предмет интереса партнеров сетевого общества, где совместно выводится формула соответствующего решения. Так, по мнению А. Давыдова, сетевое общество постоянная смена результата, почти мгновенное перекомпоновки значительного количества отношений любого рода, четко оформленные структуры в сетевом обществе эпизодическими и случайными [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы