Курсовая с практикой на тему Особенности стратегий поведения в конфликте у подростков из разных типов семей (полные и не полные).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ.. 5
1.1 Проблема
конфликтов в психологии. 5
1.2 Особенности
поведения подростков в конфликтных ситуациях. 10
1.3 Психологическая
характеристика особенностей личности подростков из неполных семей. 16
Глава 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.. 21
2.1 Организация и
методы исследования. 21
2.2 Анализ и
интерпретация результатов исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
Введение:
В подростковом возрасте, традиционно относящемся к числу кризисных
возрастов, нередко возникают конфликтные ситуации в различных сферах — семье,
школе, кругу сверстников. Ход социализации подростка во многом зависит от того,
каким образом он будет реагировать в этих конфликтных ситуациях, от его
стратегии поведения в конфликте. Преобладание того или иного стиля, стратегий
во многом определяется не только социальным контекстом, но и
индивидуально-психологическими особенностями личности участника конфликта.
Подростки часто не умеют находит конструктивный выход из конфликтной ситуации и
разрешают ее в эмоционально-негативных формах, используя вербальную, физическую
агрессию, уход из дома и т.п.
В этом возрасте как ключевом этапе становления личности
психологической задачей является самоопределение или формирование личностной
идентичности, формируются основные формы адаптации и развития. Особое развитие
приобретает креативность, которая касается исключительно видоизменения
устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей
поведения и стереотипов мышления. Развитие и усовершенствование креативности
позволит подростку выработать навык нахождения эффективных решений проблем, в
том числе и в конфликтных ситуациях. Осознанное целенаправленное использование
своей креативности дает возможность личности достичь желаемого результата и
самореализоваться. Все это приводит к мысли, что творчески развитая личность
должна справляться с трудностями достаточно эффективно.
Подростковый возраст содержит много острых и потенциально опасных
моментов. Ни в каком другом возрасте у некоторых юношей и девушек грань между
нормой и патологией не является такой тонкой, как в ранней юности. Между тем
многие из тех трудностей, в которых запутывается молодой человек, могут быть
разрешены простым откровенным разговором с тактичным и умным взрослым. Одно из
условий помощи взрослого подростку в его самовоспитании — знание образов Я
формирующейся личности.
Объект поведение подростков в конфликтных ситуациях.
Предмет стратегии поведения в конфликтных ситуациях подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Цель: данной работы является изучение стратегий поведения в
конфликтных ситуациях подростков из полных и неполных семей.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к рассмотрению проблемы
исследования в психологии.
2. Изучить особенности поведения в конфликтных ситуациях
подростков из полных и неполных семей.
3. Провести сравнительный анализ стратегий поведения в конфликтных
ситуациях подростков из полных и неполных семьей.
Гипотеза: не существует различий в выборе стратегий поведения в
конфликтной ситуации у подростков из полных и неполных семей.
С целью проведения эмпирического исследования направленного на
выявление особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях была
сформирована выборка из 22 человек, учащихся 8 класса . База исследования: МБОУ «Бородинская сош».
Исследование поведения подростков в конфликтных
ситуациях производилось посредством методики "Стратегии поведения в
конфликте", разработанной К. Томасом.
Заключение:
Кризисность
подросткового возраста создает почву для возникновения многочисленных
внутриличностных и межличностных конфликтов.
Подростковый
возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и
поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны.
Можно
выделить следующие особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте:
во-первых, конфликты являются неизбежным порождением кризиса подросткового
возраста. Разрешение кризиса невозможно в старой системе отношений и поэтому
обязательно должно идти через конфликт, который в данном случае имеет
положительное значение, он освобождает место для нового и направлен на
разрушение старой системы отношений с миром; во-вторых, конфликтные ситуации
возникают, прежде всего, в ближайшем социальном окружении; в-третьих,
психосоциальные конфликты в этом возрасте распространены настолько широко, что
их можно рассматривать как норму; в-четвертых, на уровень и характер
конфликтности подростков существенно влияют особенности семейного воспитания.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей.
Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя
решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо
также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения
всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей
испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими
проблемами.
Дети из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны,
они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они
очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. Дети из неполных
семей раньше становятся самостоятельными.
Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных
трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного
воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной
семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся
ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт
множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Экспериментальная
база нашего исследования — Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное
Учреждение "Средняя Общеобразовательная школа №28 города Белгорода".
В исследовании участвовали 30 школьников в возрасте 13-15 лет, учащиеся 7-8
классов, из них 15 юношей и 15 девушек.
При
обработке данных выяснилось, что частота выбора каждой из стратегий поведения в
конфликтных ситуациях (избежание, соревнование, приспособление, компромисс,
сотрудничество) подростков, воспитывающихся в неполных семьях, не отличается от
частоты выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков,
воспитывающихся в полных семьях.
При
обработке данных выяснилось, уровень конфликтности подростков, воспитывающихся
в неполных семьях, не отличается от уровня конфликтности подростков,
воспитывающихся в полных семьях.
Таким
образом, основная гипотеза нашей работы о том, что выбор стратегии поведения в
конфликтных ситуациях у подростков не взаимосвязан с воспитанием в полной или
неполной семье, подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ 1.1
Проблема конфликтов в психологии
Благодаря
значительному научному вкладу психологов в эту область, разработка гипотез
теории конфликтов в значительной степени возможна. С начала двадцатого века.
Зарубежные психологи особенно эффективно изучают конфликты.
Психоаналитическое
направление (З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни Э. Фромм) определяет причины личных
конфликтов:
-В
бессознательном человека;
—
Взаимодействие с окружающей средой;
—
Неспособность выполнять личные желания.
Социальная
ориентация в психологии конфликтов (У. МакДугалл, С. Сигел) фокусируется на
социальных инстинктах (страх, самоутверждение, инстинкты толпы и т.д.)
существует в любом обществе и, следовательно, приводит к конфликту.
Существует
этическое направление, выделяется теория конфликта австрийского исследователя
К. Лоренца и его голландских последователей Н. Тинбергена. Основной причиной
конфликта здесь является агрессия, которая может проявляться как у отдельных
людей, так и у целых групп или групп людей. Доминирующее направление
конфликтологии занимает теория групповой динамики, основателем которой является
К. Левин.
Теория
объясняет функционирование малых социальных групп, закон формирования и
развития их структур, взаимоотношения между индивидами, которые их формируют.
Существует неоспоримая связь между индивидом и окружающей средой, и нарушение
или искажение этой связи приводит к напряженности и приводит к личностному
конфликту.
Отношения
между людьми всегда важны для отдельных людей и приводят к их особым реакциям и
эмоциям, поэтому в обществе существуют эмоциональные предпочтения и отвращения.
Согласно теории социальной метрологии Я. Морено, их исследования способны
предотвращать и разрешать межличностные конфликты, а также координировать
отношения определенной группы или общества в целом.
Важной
теорией психологического конфликта также является Чикагская школа (Т. Шибутан),
теория представления Д. Мида, теория торгового анализа Э. Берна. Принимая во
внимание основные противостоящие стороны "личность-среда",
"личность-личность", эти теории уделяют особое внимание рациональной
организации любых интерактивных и бесконфликтных отношений.
Среди
психологических теорий внутреннего конфликта наиболее ценным является подход Л.
Петровской к Общему подходу к конфликту, Исследование социализированного
конфликта А. Рояк, Т.Драгунова, Метод личного внутреннего конфликта А. Леонтьева,
В. Мясищева, А. Спиваковской и др.
Современные
направления в развитии конфликтологии в психологии: Теория организационных
систем; переговорный процесс (Р. Фишер, Д. Рубин); направление игры в
предотвращении конфликтов.
Конфликты
могут быть скрытыми или явными, но они всегда основаны на отсутствии согласия.
Поэтому мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более
сторонами — отдельными лицами или группами.
Основную
роль в возникновении конфликта играют так называемые конфликтные слова,
действия (или бездействие), которые способствуют возникновению и развитию
конфликта.