Курсовая с практикой Педагогика/Психология Практическая психология

Курсовая с практикой на тему «Особенности стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера в студенческом возрасте»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы поведения в конфликте и акцентуаций характера в студенческом возрасте 7
1.1 Проблема поведения в конфликте в психологии 7
1.2 Проблема акцентуаций личности в психологии 14
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2 Эмпирическое исследование поведения в конфликте и акцентуаций характера в студенческом возрасте 30
2.1 Организация и методики исследования 30
2.2 Результаты эмпирического исследования 33
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение А 50
Приложение Б 54

  

Введение:

 

Актуальность работы. Любые взаимоотношения, как деловые, так и личностные эффективны только при условии уважительного и справедливого отношения сторон, способности принимать во внимание интересы другой стороны и признавать право на их существование, при честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются. Так должно быть, но не всегда бывает в действительности. В реальной жизни человек часто сталкивается с трудно разрешаемыми проблемами, разногласиями и противоречиями в межличностном общении, которые приводят к конфликтам, порождающим противостояние, вызывающим негативные эмоции и дестабилизирующим отношения.
Конфликты присущи любой сфере деятельности человека: бытовой, профессиональной, социальной, политической, культурной. Но особо остро они проявляются в образовательной среде, т. к., с одной стороны, педагогический процесс позволяет подготовить молодое поколение к жизни в непрерывно меняющемся социуме, разрабатывать собственные модели поведения, личные и нравственные ориентиры, а, с другой стороны, все противоречия современного состояния общества находят свое отражение в образовательной среде, что усложняет процессы и механизмы развития, воспитания и образования. При этом педагогическая среда конфликтогенна «по своей природе», так как в субъективный мир студентов, проявляются различия их индивидуальных особенностей, эрудиции, уровня воспитанности и культуры, жизненного опыта, эмоционального состояния и выполняемых социальных ролей [13]. Недостаточная конфликтологическая грамотность студентов, отсутствие знаний, норм и правил поведения в конфликтах усугубляют сложившуюся ситуацию. О нарастании числа конфликтных противоборств в вузовском социуме свидетельствуют средства массовой информации, а также многочисленные психолого-педагогические исследования. В связи с этим, как отмечает Е. И. Степанов, «возникает объективная необходимость поставить нарастающей конфликтности определенные ограничительные рамки, найдя для этого подходящие способы и средства» [21, с. 8].
Многие ученые отмечают, что снижению конфликтности в вузах может способствовать развитие у студентов индивидуально-личностных качеств, которые обеспечивают решение возникающих конфликтов на объективной и справедливой основе, т. е. развитие конфликтологической культуры.
Поэтому современное профессиональное образование должно быть ориентировано не только на освоение студентами знаний, умений, навыков и соответствующих эффективных компетенций для осуществления деятельности, но и прежде всего на воспитание профессиональной и развитой личности, способной жить в мире, согласии, терпимости и гармонии в обществе, т. е. на развитие конфликтологической культуры.
Анализ проведенных научных исследований по проблеме развития конфликтологической культуры личности показал, что остаются недостаточно изученными: сущность понятия «конфликтологическая культура личности студента», индивидуально-возрастные особенности студентов, влияющие на конфликтологическую культуру; механизмы комплексного психологического воздействия на развитие конфликтологической культуры в условиях воспитательно-учебной деятельности профессиональных образовательных учреждений; не определена роль преподавателя в развитии конфликтологической культуры личности студента.
Таким образом, актуальность проблемы развития конфликтологической культуры личности студента обусловлена противоречиями между:
 социальной потребностью общества в личности, обладающей конфликтологической культурой и возможностью образовательного учреждения удовлетворить эту потребность;
 необходимостью развития конфликтологической культуры личности студента образовательного учреждения.
Данные противоречия определили актуальность нашего исследования – изучение поведения в конфликте и акцентуаций характера в студенческом возрасте.
Объект работы. Поведение в конфликте.
Предмет работы. Особенности поведения в конфликте и акцентуаций характера в студенческом возрасте.
Цель работы. Изучить поведение в конфликте и акцентуации характера в студенческом возрасте.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты поведения в конфликте;
 рассмотреть теоретические аспекты акцентуаций личности в психологии;
 изучить психологические характеристики студенческого возраста;
 провести эмпирическое исследование поведения в конфликте и акцентуаций характера студентов с помощью выбранных методик.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и синтез теоретических данных;
2. Эмпирический метод: опрос;
3. Метод обработки: процентный анализ.
Методики исследования:
1) Методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (К. Томас);
2) «Характерологический опросник» (К. Леонгард).
Гипотеза исследования. Тип акцентуации характера влияет на особенности поведения в конфликте в зависимости от курса.
Теоретико-методологическая база. В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Известные классические труды: П. Б. Ганнушкин (автор выделяет несколько групп психопатий: циклоиды, астеники и т. д.), К. Леонгард (выделяет 12 типов акцентуированных характеров: гипертимный, дистимный, циклотимный и т. д.), А. Е. Личко (занимался типологией характеров подростков: гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип и т. д.), Г. Шмишек (по мнению Шмишека, не менее половины всего населения имеют определенный тип акцентуации: гипертинический тип, тревожно-боязливый тип, дистимический тип и т.д. ) и современные прикладные исследования (А. С. Акимова, В. П. Дворщенко, В. Н. Духневич, Е. А. Некрасова, В. В. Пономаренко и др.) дают исчерпывающую картину представлений о характере и его акцентуациях.
Однако описанные классиками типологии не совпадают друг с другом, разработанные авторами опросники трудносочетаемы, а полученные с их помощью данные временами противоречат друг другу. Кроме того, обработка и интерпретация большинства из этих методик занимает значительное время. Таким образом, эффективная диагностика акцентуаций на практике затрудняется отсутствием единой их классификации и дефицитом экономичных по времени методов их диагностики.
В палитре инструментария для оценки особенностей характера заметное место принадлежит методикам К. Томаса и К. Леонгарда, которые мы использовали в своей работе.
База эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе одного из профессиональных образовательных учреждений в г. Ачиске «Х». В эмпирическом исследовании приняли участие 30 студентов (15 студентов первого курса и 15 студентов четвертого курса).
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе курсовой работы, могут быть применены для диагностики и улучшения социально-психологического климата коллектива студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в нашей курсовой работе мы изучили теоретические аспекты конфликтности студентов, стратегии поведения в конфликте, особенности акцентуации характера студента и определили его психологический портрет в процессе обучения в вузе.
В практической части мы провели эмпирическое исследование с помощью выбранных методик. Исследуемую группу составили 30 студентов первых и четвертых курсов. Выбор студентов четвертого и первого курсов был сделан с целью получения более качественных показателей т. к. стиль поведения, психологический портрет и характер меняется в процессе обучения в техникуме.
В ходе исследования мы выяснили, что в исследуемой группе преобладают две стратегии поведения в конфликте – Сотрудничество и Компромисс. Это говорит о достаточной зрелости нашей выборки (студентов).
Несмотря на то, что по опроснику К. Томаса мы выявили зрелость исследуемой группы, по анкете К. Леонгарда были полученные данные, которые вызывают тревогу. А именно, уровень акцентуированного поведения по всем показателям и в группе первокурсников, и в группе четверокурсников, превышает норму.
Полученные результаты по использованным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют предположить, что взаимодействие акцентуированных студентов с окружающими затруднено.
Поэтому, можно сделать следующий вывод: особенности акцентуаций характера у студентов действительно влияют на их стратегии поведения в конфликте.
Исследуемые нами учащиеся нуждаются в психолого-педагогической помощи по программе профилактики конфликтного поведения. Целью программы является изучение возможности психолого-педагогической помощи акцентуированным студентам в преодолении конфликтного поведения.
Возможно, что для получения более точных результатов нам следует расширить выборку студентов и провести дополнительное исследование с использованием других методик. Данное исследование мы можем провести в выпускной квалификационной работе.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Проблема поведения в конфликте в психологии

Конфликт неразрывно связан с жизнью человеческого общества. В переводе с латинского понятие «конфликт» означает столкновение, противоборство. Противоборство характерно для всего существующего. Многообразные различия между людьми приводят к борьбе за свои интересы, ценности и потребности, что часто принимает форму конфликта. Поэтому проблемы конфликтного противоборства нашли свое отражение в многочисленных философских и религиозных учениях, народном творчестве и различных научных исследованиях.
Анализируя взгляды древних мыслителей и религиозные учения на проблему конфликтов, важно отметить, что многие мыслители того времени (Аристотель, Конфуций, Платон) указывали на необходимость развития и воспитания в человеке нравственных качеств, позволяющих ему жить в согласии с самим собой и окружающим его миром.
Представления древних философов создали установку на формирование двух основных направлений в изучении конфликтов: социологического и психологического.
В центре психологических теорий изучения конфликта – человек, субъект конфликта, и психологические особенности его конфликтности. Представители психологического подхода (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер) были убеждены, что любой конфликт вне зависимости от его масштаба и вида имеет личностную первопричину, то есть конфликт начинается с отношения и поведения конкретных личностей, чьи действия обусловлены внутренними психическими процессами.
Основой психологического подхода изучения конфликтов послужила психоаналитическая теория З. Фрейда, согласно которой человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Согласно психоанализу (З. Фрейд) человек имеет конфликтную природу, т. к. в нем борются неосознаваемые и осознаваемые желания, направленные на одни и те же объекты. Они часто имеют противоположное содержание, что и объясняет конфликтность человека [15].
Американский психолог К. Хорни отрицает, что конфликт свойственен человеку изначально. Изучая базисные конфликты, автор указала, что конфликтность человека формируется под влиянием окружения и, в частности, родителей [25].
А. Адлер рассматривал поведение человека в социальном контексте. Содержание конфликта индивида с обществом Адлер видел в попытке человека освободиться от чувства неполноценности [1].
К. Юнг предложил типологию характеров личности, во многом объясняющую поведение личности в конфликте [1].
Зарубежные психологические теории конфликта значительным образом повлияли на развитие современных психологических концепций, т. к. изучение внутренних противоречий и конфликтов человека служит объяснением его «проблемного» взаимодействия с другими людьми. Длительное время в нашем обществе господствовала бесконфликтная парадигма, исключавшая конфликты из социальной жизни. Но изменяющаяся ситуация, переход к демократии, которая подразумевает плюрализм, множественность социальных и индивидуальных интересов, их конкуренцию и соревновательность, привели к необходимости смены парадигмы бесконфликтности конфликтологической парадигмой, ориентирующей сознание людей на неизбежность и необходимость конфликтов, которые «приучают жить в цивилизованных рамках «баланса интересов», выстраивая снизу и сверху модель социального партнерства и сотрудничества» [18]. Признание конфликта в качестве «неотъемлемого элемента» развития нашего общества (А. В. Дмитриев, Е. Мелибурда), «естественного фрагмента жизни» (С. М. Емельянов, Н. Ф. Вишнякова, Н.В. Гришина), «одной из форм человеческого взаимодействия» (О. Н. Громова, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов) привело к повышенному интересу к данному феномену, а также многообразию подходов его изучения и определения.
Среди имеющихся определений конфликта можно выделить два основных подхода. Первый подход рассматривает конфликт в широком смысле и отождествляет понятие «конфликт» с понятием «противоречие». Данной позиции придерживается Е. Н. Степанов, определяя конфликт «как разрешаемое социальное противоречие» [24, с. 45].
Сторонники другого подхода полагают, что не каждое противоречие приводит к конфликтам. Д. П. Зеркин отмечает, что конфликты провоцируют лишь те противоречия, которые достигли интересов людей, но для того, чтобы они стали реальностью, необходимы определенные условия: противоположные взгляды, представления о своих интересах и путях их реализации, существенно различное отношение к интересам других, противоречивые цели, ставящиеся людьми для достижения целей, то есть все, что «произрастает» на базе интересов. Автор рассматривает конфликт как «состояние конкретного противоречия, при котором на первый план выходят противостоящие общественные субъекты, вступающие в борьбу за свои противоречивые интересы и цели, а в случае единства цели, за взаимоисключающие средства для ее достижения» (Д. П. Зеркин) [7, c. 44]. Идеи Д. П. Зеркина разделяет ряд ученых, определяя конфликт как «столкновение противоположных точек зрения, взглядов, мнений» (В. А. Кручинин) [13, с. 36], «как отношение между субъектами социального противоборством на взаимодействия, основе которое противоположно характеризуется направленных их мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.)» (С. М. Емельянов) [6, с. 24 — 25], «взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон» (А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова) [11, с. 38], «проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон» (А. В. Дмитриев) [5, с. 73], «феномен, в котором происходит столкновение человеческих стремлений, борющихся между собой» (A. v. Hertel ).
А. Я Анцупов, А. И. Шипилов отмечают, что противодействие субъектов разворачивается в трех сферах: общении, поведении, деятельности. В процессе общения люди передают или принимают информацию, взаимодействуют друг с другом, обмениваются мнениями, взглядами, убеждениями. При этом процесс общения предполагает также обмен эмоциями как положительными, так и отрицательными. Любое противодействие, проявляющееся в общении или деятельности, с целью выражения несогласия с мнением оппонента, всегда сопровождается негативными эмоциями. С точки зрения ученых, если оппоненты вступают в конфликтное противоборство, но не переживают эмоций (например, в процессе дискуссии) или, наоборот, переживают, но внешне не проявляют их, не противодействуют, то такие ситуации являются предконфликтными [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы