Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности стратегий межличностного познания подростков с девиантным поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Феноменология межличностного познания в современной психологии 6
1.2. Особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте 18
1.3. Межличностное познание подростков с девиантным поведением 24
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования особенностей стратегий межличностного познания 32
2.3. Особенности межличностного познания у подростков с девиантным поведением 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

  

Введение:

 

В современном обществе на то, как проходит социализация подрастающего поколения большое влияние оказывает современная неформальная культура и насыщенное информационное окружение, где в огромном количестве при сравнительно легкой доступности можно найти информацию любого качества и содержания. Как показывают исследования [2, 14, 15, 21] низкий уровень выраженности стратегии сотрудничества и осознанности своего «Я», склонность к защитному поведению, стремление управлять над собеседниками в процессе межличностного взаимодействия, это все что во много присуще подрастающему поколению. Очевидно, что некоторые негативные свойства, которые характерны для инфантильной личности, развиваются у подростков под воздействием именно специфичной для подростков информационной среды, в результате чего процесс взросления замедляется. В силу инфантильности существует большая вероятность развития у подростков девиантного поведения, вовлечение их в среды с повышенным риском появления девиаций. В данной ситуации встает общественная проблема по формированию зрелой личности, созданию специальных условий противодействия вовлечения подростков в информационные потоки и среды, способствующие появлению у подростков девиантного поведения.
В решении задач по формированию зрелой и ответственной личности в подростковом возрасте должны могут быть привлечены представители общественных институтов, специальных социальных и государственных учреждений. Особую роль в решении проблем связанных с возникновением девиантного поведения у подростков приобретают ученые и их исследования, в которых даются трактовки закономерностей существования и развития психики подростка, закономерностей формирование его взаимосвязей с внешним миром, стратегий поведения и межличностного взаимодействия.
В свете изучаемой проблемы следует обратить внимание на исследования развития и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте. Множество исследований посвящено изучению закономерностей формирования у подростков способов преодоления кризиса самоопределения для успешной социализации. (Прихожан, Д.И. Фельдштейн). Огромный вклад в решение проблемы формирования девиантного поведения у подростков может внести изучение стратегий межличностного познания подростков с девиантным поведением, их отличий от детей без девиантного поведения.
Научные разработки доктора психологических наук H.A. Рождественской и ее научной группы (Ю.Е. Мужичкова, A.B. Разумова, A.B. Сорин и др.), показывают, что можно говорить о том, что формирование стратегий межличностного познания значительно зависит о особенностей личности, социальных условий ее развития. А период наиболее благоприятный для развития межличностного познания – это подростковый возраст. Выбранная тема курсовой работы имеет большую практическую значимость, поскольку результаты данного исследования можно применять при построении коррекционной работы с детьми с проявлениями девиантного поведения, при совершенствовании школьной психологической службы, при профессиональной подготовке педагогов. Несмотря на то, что межличностное познание является изученной проблемой, особенности стратегий межличностного познания в процессе становления и функционирования личности подростков с девиантным поведением не изучалась и является актуальной.
Рассматривая процесс особенностей развития личности подростка с девиантным поведением, в первую очередь, необходимо обозначить, что именно происходит с подростком с девиантным поведением и каким образом как стратегии межличностного познания и его элементы влияют на развитие личности такого подростка, какую роль они играют в развитии девиантного поведения.
Объект: личность подростка с девиантным поведением
Предмет: особенности стратегий межличностного познания подростка с девиантным поведением.
Цель: Исследовать особенности стратегий межличностного познания подростка с девиантным поведением
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме стратегий межличностного познания.
2. Исследовать стратегии межличностного познания и ее проявления у подростков с девиантным поведением.
3. Исследовать стратегии межличностного познания и ее проявления у подростков, не проявляющих девиантного поведения
4. Проанализировать особенности стратегий межличностного познания подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: существуют статистически значимые различия в проявлении стратегий межличностного познания у подростков с девиантным поведением и подростков, не проявляющих девиантного поведения
Методы: в качестве методов исследования использовались теоретический анализ литературы, методика диагностики стратегий познания личностных свойств и поведения человека (Н. А. Рождественская, А. В. Сорин), методика диагностики уровня эмоционального интеллекта, методика диагностики уровня социального интеллекта Гилфорда, статистическая обработка данных (критерий Манна-Уитни).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования можно сказать, что формирование стратегий межличностного познания это процесс в первую очередь когнитивный, основанный на получении информации об объекте общения. При этом данный процесс опосредован не только когнитивными процессами, но и находится в тесной взаимосвязи с элементами социального и эмоционального интеллекта, с механизмами социальной перцепции.
Проанализировав особенности развития личности в подростковом возрасте можно сказать, что подростковый возраст – это сложный период развития личности, где единовременно формируются многие сферы личности подростка. В сфере противоречий между разносторонне развивающейся личностью и характером социальных отношений, между растущей зрелостью, но еще неустойчивой психикой и рождаются формы девиантного поведения.
Таким образом, девиантное поведение подростков – это следствие совпадения особенностей социальной ситуации развития, обстоятельств, сложившихся в социальной среде подростка, его личностных качеств и характера его взаимоотношений с взрослыми.
Какие черты личности и социальные установки появятся у подростка к ко времени его перехода в юношеский возраст, такие индивидуальные и психологические особенности будут ему соответствовать на протяжении всей жизни, а для их изменения нужно будет приложить гораздо больше усилий. Именно поэтому большое значение имеет организация коррекционной работы именно в подростковом возрасте.
Проведенное исследование показало, что существуют различия у подростков с девиантным поведением и подростков контрольной группы, как в стратегиях межличностного познания, так и в показателях эмоционального интеллекта. В показателях социального интеллекта статистически значимых различий не обнаружено. А именно были замечены различия по шкалам способности рассматривать личностные свойства сверстника в развитии и способности проверять свои суждения о личностных особенностях людей в адекватной и типичной для них деятельности, а также выявлены различия по шкалам эмпатии и распознавании эмоций других людей по тесту эмоционального интеллекта.
Таким образом, можно сказать, что по подростки с девиантным поведением реже проявляют способности рассматривать личностные свойства сверстника в развитии и способности проверять свои суждения о личностных особенностях людей в адекватной и типичной для них деятельности, а также менее склонны к эмпатии и хуже распознают эмоции других людей. Это значит, что гипотеза о существовании особенностей в формировании стратегий межличностного познания у подростков подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие стратегий межличностного познания имеет несколько близких по значению терминов: межличностное восприятие, социальная перцепция, межличностная перцепция. При этом ни одно из приведенных понятий не отражает феномен стратегий межличностного познания. Действительно данные категории описывают когнитивный компонент межличностного взаимодействия, как и стратегия межличностного познания. При этом восприятие процесс не произвольный, не подразумевающий стратегию. В научных трудах обычно выделяется четыре компонента межличностного познания: когнитивный, аффективный, мотивационный и поведенческий. В рамках рассматриваемой нами темы, можно предположить, что когнитивный компонент реализуется в построении стратегий межличностного познания, аффективный компонент проявляет себя в структуре эмоционального интеллекта, мотивационный и поведенческий компонент сокрыты в социальном интеллекте. Очень важно понимать, что и стратегии межличностного познания и эмоциональный и социальный интеллект – это личностные характеристики характеризующие потенциал действий – как человек может действовать в свойственной ему манере. То есть это не характеристики сродни ситуативной тревожности или фрустрации «здесь и сейчас», а характеристики потенциала. Наиболее изучены в современной психологии именно познавательный компонент межличностного понимания и аффективный. Когнитивный компонент межличностного понимания определяется готовностью внутреннего мира человека определенным образом на уровне рационального мышления. В ходе его изучения стратегий межличностного познания анализируются:
1) типичное содержание представлений людей об особенностях окружающих его индивидов, на которые индивид опирается в процессе познания. Эти представления фиксируются в личности индивида как установки, эталоны, стереотипы;
2) способы межличностного познания по существу представлены межличностным восприятием. И механизмы межличностного познания представлены ниже.
3) условия и факторы, влияющие на межличностное познание. Данные факторы делятся на внутренние и внешние. Внутренние факторы это особенности личности индивида, под влиянием которых формируются стратегии межличностного познания, внешние факторы относятся к социальному окружению, и здесь можно выделить две подгруппы факторов, одна подгруппа факторов – это те события, люди, условия, которые формируют внешние факторы, и те события люди и условия, которые заставляют проявлять свои стратегии межличностного познания;
4) процессы возникновения и развития когнитивного компонента межличностного познания и способы его дальнейшего совершенствования. К данной группе можно отнести: тренинги и семинары, направленные на личностное развитие и развитие коммуникационных навыков, сюда также относятся и развивающие и формирующие эксперименты в различных условиях.
Межличностное познание это не только процессы мышления и когнитивные процессы, большая часть межличностного познания находится в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера личности через идентификацию, эмпатию может играть значительную роль в процессе познания человека человеком Межличностное познание и его стратегии – это сложный процесс имеющий множество граней, сущность которых определяется в свою очередь множеством факторов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы