По методике изобразительного искусства Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности стилизации элементов жостовской росписи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. История жостовского промысла 6

1.1. Основные мотивы жостовской росписи. Технология изготовления подносов 10

1.2. Жостовская роспись подносов в наше время 11

2. Методика и приёмы обучения жостовской росписи учащихся на уроках изо …………………………………………………………………………….14

2.1. Анализ программ по изобразительному искусству В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой и Б. Г. Неменского 15

2.2. Методы и приёмы изучения жостовской росписи на уроках изо 19

2.3. Практика преподавания жостовской росписи на уроках изо 24

Список использованной литературы 35

Приложения 38

  

Введение:

 

Жостовский метод — это старинный русский народный ремесленный стиль росписи на металлических подносах, который до сих пор процветает в деревне Жостово, в 40 км от Москвы. В 1825 году местные мастерские начали делать подносы из папье-маше, но вскоре освоили новый метод — ковку металла.

Стиль Жостовской росписи отличается свободным, обильным и богатым мазком. Художники никогда не работают по установленным правилам. Они рисуют много вещей, но разнообразие смешанных садовых и полевых цветов стало синонимом их вида искусства. «У Жостово сформировался свой стиль — это смесь народной, академической и профессиональной живописи», — говорит Михаил Лебедев, ведущий художник Жостово. В начале 20 века Жостовская школа живописи пришла в упадок.

В советское время его вернули к жизни, когда в местной школе открылся урок живописи. Мастера передавали знания об этом уникальном стиле живописи из поколения в поколение. Сегодня он выставлен в крупнейших национальных музеях и включен в Государственный индекс ценнейших культурных объектов Российской Федерации.

Самые известные мастера Жостовских лотков: О.Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостово ходят легенды, таким виртуозом он был), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно они создали замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд ремесел.

В процессе освоение живописи как учебного предмета необходимо учитывать и методологические основы: концепции воспитания искусством, опираясь на работы: А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.М. Неменского.

Важнейшей составляющей методологического обеспечения являются прогрессивные концепции образования, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусством. Учитывая опыт, изложенный в исследованиях по истории традиционного прикладного искусства в целом и обучению живописи в частности: публикации о роли традиционного прикладного искусства в воспитании школьников А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, А.С. Данченко, Ю.Ф. Лащук, В.Ф. Максимович, С.И. Масленицына, Л.А. Рапацкой.

Необходимо проводить теоретический анализ философской, психолого – педагогической, научно–методической литературы, системный анализ проблемы художественного образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций в области традиционного прикладного искусства, анализ деятельности выпускников учебных заведений традиционного прикладного искусства, организации и проведения педагогического эксперимента, статистической обработки его результатов.

Цель работы — развитие у школьников художественных и творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии.

Задачи:

• Воспитание культуры изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.

• Обладать навыками и умениями художественной деятельности, а также различными формами изображения на плоскости.

• Сформировать устойчивый интерес к искусству и способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

Актуальность темы в том, что на уроках декора и рисования формируется нравственный облик детей. Декоративное искусство влияет на учеников.

Принимая во внимание узоры, используемые различными художниками для украшения подносов, дети знакомятся с определенными культурными особенностями, поэтому они отдают дань уважения тем, кто создал эти прекрасные узоры. В процессе занятия школьники также стали более натуралистичными и научились видеть красоту простых растений.

Объектом моего исследования является роспись жостовских подносов. Предметом исследования – методика преподавания жостовской росписи подносов в учебном заведении.

Методикой исследования –

• обработка источников информации;

• абстрагирование;

• аналогия;

• классификация;

• обобщение;

• сравнительный анализ;

• изучение и анализ литературы.

К практическим методам исследования относится – наблюдение.

Гипотезой курсовой работы исследования — старинный мытищинский народный промысел –Жостовская роспись- способствует духовному росту школьника, укрепляет связь поколений и является обязательным предметом для изучения в школах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема проявления и развития творческих способностей еще не завершена. Мы можем говорить только об улучшении процесса обучения и поиске новых вещей для общения с детьми. Очень интересно развитие детского творческого сознания. Используйте образное мышление, чтобы предопределить замену ярких образов реальными образами. Развитие образного мышления проходит через развитие творческой деятельности, и чем раньше этот процесс начнется, тем лучше. В школе ученики 2-6 классов относятся к наиболее активному периоду развития творческой деятельности. Позитивная эмоциональная среда, конечно же, будет иметь сопутствующее влияние на детей.

Детство — очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте каждый ребенок — маленький исследователь, полный радости и удивления, открывающий для себя странный и волшебный мир вокруг себя. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее его развитие, его потенциал и начальные проявления творчества. Поэтому визуальная, художественная и производственная деятельность — один из самых близких и доступных для детей видов работы в школе, что создает условия для участия детей в собственном творчестве. В процессе они создают красивые и интересные работы. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Обучение искусству, музыке, мировому искусству и культуре в школах — важная часть школьного образования и формирования у детей духовных и нравственных ценностей. Искусство может помочь детям понять окружающий мир, развить навыки наблюдения, переключить внимание с поверхностного наблюдения на тщательный анализ природы, научить различать форму и цвет предметов, сравнивать предметы друг с другом, устанавливать сходства и различия и учить мышлению через образы. Опыт обучения, сострадание, прощение, любовь. К тому же творческая деятельность принесла школьникам много радости. На генетическом уровне неотъемлемые потребности рисования являются врожденными потребностями детей.

Основная задача начальной школы — обеспечить развитие личности ребенка. Источником полноценного развития детей являются два занятия. Во-первых, любой ребенок вырастет, когда он впитает человеческий прошлый опыт, познакомившись с современной культурой. Процесс основан на образовательной деятельности и направлен на приобретение знаний и навыков, необходимых для социальной жизни.

На протяжении веков люди мира искусства — песен, сказок, эпосов, народных гуляний, танцев и предметов домашнего обихода — пытались выразить свое понимание жизни, природы и мира в художественной форме. В этом его культура уникальна. Русское народное искусство — часть разнообразной духовной жизни народа, а также оно прочно заложило фундамент всей русской национальной культуры. Для русской национальной культуры характерен процесс взаимовлияния и взаимообогащения разных народов и национальных искусств.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. История жостовского промысла

Подмосковное село Жостово стало символом уникального народного творчества. Уже более 150 лет многие его обитатели оттачивают искусство украшения подносов. Умелые руки мастеров превратили эту домашнюю утварь в произведение искусства. Подносы украшают букетами или садовыми и полевыми цветами, которые разбросаны на черном фоне. Тем самым даря людям жизнерадостность и пробуждая восхищение красотой и разнообразием природы. Эти чувства разделяет каждый человек, поэтому мало кто остается равнодушным к давно ставшему всемирно известным жостовскому ремеслу [20]. История появления жостовских подносов восходит в конце 18 века миниатюрной лаковой росписи на папье-маше в деревне Данилково близ Федоскино Московской области [5, C.200].

Поднос как домашняя утварь был известен с незапамятных времен, но в 19 веке спрос на подносы вырос в результате роста городов и расширения сети отелей, закусочных и баров, где подносы использовались как для их непосредственное назначение, так и в качестве украшения интерьера. Именно этот новый рынок позволил жостовским мастерам зарекомендовать себя как самобытную индустрию изготовления подносов. Мастера учли опыт других производственных центров, но вместо того, чтобы просто заимствовать понравившиеся формы и техники, они переработали их в свой неповторимый стиль.

Первые подносы были изготовлены в Жостово в 1807 году, когда Филипп Никитич Вишняков основал свою мастерскую. После переезда в Москву его брат Тарас продолжил семейный бизнес. Егор Вишняков начал производство папье-маше и лаков по металлу в селе Осташково в 2 км от Жостово в 1815 году, а Осип Филиппович Вишняков, с именем которого связан расцвет ремесла, открыл свою мастерскую в 1825 году.

С каждым подносом обычно работали три мастера: кузнец, который создавал формы, шпатель, который покрывал поднос слоем земли, и художник, который рисовал. После того, как лоток был просушен, землянин покрыл его лаком. Вначале мастер и члены его семьи работали наравне с другими сотрудниками [3, C. 158].

По мере расширения производства жостовские мастера учитывали и перенимали опыт других мастеров подносов. На мысль о замене папье-маше более прочным металлом их подсказали подносы из Нижнего Тагила, ставшего известным производственным центром еще в 17 веке. Мастера делали большие подносы, расписанные по оригинальным полотнам или гравюрам.

Мастера Жостово восхищались виртуозным мастерством петербургских подносов и учились у них искусству декоративного натюрморта, адаптируя его под свои изделия. Наряду с освоением некоторых техник других мастеров подносов жостовские мастера в первую очередь старались развивать свои собственные местные традиции. Жостовское изготовление подносов родилось из ремесла лаковой миниатюры, которое практиковалось в подмосковных деревнях и поселках [5, C. 200].

До 20 века подносы и лакированные изделия изготавливались в одной мастерской и расписывались одними и теми же мастерами. Даже после того, как изготовление подносов превратилось в особую отрасль, художники Жостово продолжали совершенствовать технику обработки лакированных коробок из папье-маше, используя те же материалы, лаки и масляные краски.

Специфические приемы многослойной росписи, последующие световые кисти на металлизированном или разноцветном фоне, инкрустация перламутром были заимствованы из лаковой миниатюры и применены в изготовлении подносов. Сюжеты, написанные на ранних подносах — экипажи тройки, чаепития и сюжеты деревенских персонажей — были близки к композициям лаковой миниатюры [23, C, 87-90]

Наряду с жанровыми сценами жостовские мастера все чаще разрабатывали собственный стиль декоративных цветочных композиций. Местные художественные традиции и творческое развитие основных достижений других ремесел позволили жостовским мастерам развить свой самобытный стиль и неповторимую систему местного ремесла, которая проявляется в каждом произведении того периода. Жостовские мастера расписывали свои подносы на цветных и золотых фонах, а также использовали черный и белый фон. Поверхность подноса была обработана бронзовой или алюминиевой пылью, которая сквозь лак блестела золотом и напоминала знаменитые хохломские изделия. Цвета выглядели особенно яркими на золотом фоне, а поднос казался действительно ценным предметом.

В 1910-е гг. Изготовление подносов в Жостово, как и многие другие народные промыслы, пережило кризис. Спрос на подносы упал, а производство сократилось. Художники и кузнецы уходили из мастерских в сельское хозяйство или на сезонные работы. Лишь в 20-е годы прошлого века, с возрождением народных промыслов и возрождением мастерских во всей стране, они возродились вокруг Жостово [10, C.121].

В 1920-1930-е годы для Жостово наступили тяжелые времена. Тенденция к бескомпромиссному утверждению современности и реализма, присущая советскому искусству, побудила власть, курирующую народные промыслы, попытаться повлиять на их традиционные тенденции развития и навязать жостовским художникам станковые и натуралистические образцы орнаментально-тематических композиций, которые создавались профессиональными художниками без учета специфики местного ремесла.

Ведущие жостовские художники понимали, что эти нововведения чужды самой природе народного искусства, поэтому эффективно противодействовали этим новым веяниям и внесли новые идеи в традиционную школу живописи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы