Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология развития и возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности старения у мужчин и женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Теоретические основы особенностей старения у мужчин и женщин. 7

1.1 Возрастные
особенности психического развития в позднем возрасте. Теории старения. 7

1.2 Специфика переживания процесса старения у мужчин. 19

1.3 Особенности
переживания процесса старения у женщин. 21

Глава II. Эмпирическое исследование
особенностей старения у мужчин и женщин  25

2.1
Организация эмпирического исследования. 25

2.2. Анализ
экспериментально-психологических исследований. 26

2.3. Профилактика старения. 29

Заключение. 34

Список литературы. 38

Приложения. 41

Приложение 1. Диагностика функциональных состояний
личности: оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности (Л.Курганский) 41

Приложение 2. Оценка уровня притязаний (авторы А.Крылов и С.Маничева) 46

Приложение 3. Направленность личности (по Б.Бассу) 50

Приложение
4. Тест Куна «Кто Я?». 57

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.

В последнее десятилетие
особое внимание уделяется изучению проблем старения и старости. Это происходит
не только в  культуре и истории отдельно
взятых регионов, но и изучается на международном уровне.

Значительный рост числа
пожилых людей в структуре населения влияет на многие аспекты жизни, включая
политический, экономический, медицинский, социальный и др. Старение населения
многих стран ставит вопросы перед наукой и практикой, способствуя их развитию
на общем уровне общества и на уровне каждого человека[4].

Одной из отличительных
черт мирового населения является – старение (особенно в развивающихся странах).
Об этом свидетельствуют многие факторы, главный из которых – благоприятные
условия для низкой рождаемости в развивающихся странах.

Восприятие 50-60-летних
как стариков выходит из нашего представления. Смертность среди 70-летних в
последнее время снизилась.

Для современного мужчины
после выхода на пенсию становится понятна реальность жизни в среднем 15-20 лет.

Одна из особенностей нынешней ситуации состоит в том, что
«старение» происходит из-за снижения качества жизни многих людей. Это включает
в себя не только бедность и экономическую зависимость, но и плохое здоровье,
что еще больше отдаляет людей от здоровой старости.

Другая сторона проблемы состоит в том, что молодые люди должны
научиться жить в «мире пожилых людей».

Публичные знания о специфической структуре старения, вовлеченности
пожилых людей в социальные взаимодействия, уровне их адаптации – одно из
условий улучшения социальных отношений между представителями разных возрастных
и гендерных групп, что будет способствовать адаптации пожилых людей  к изменениях, происходящим с их телом и
разумом.

Постоянное внимание к проблемам старения помогает увидеть их
актуальность, а также понять, что старение является частью реальности того, что
нас окружает.

Возникает множество
вопросов:

Ø Какова
жизнь человека в старости?

Ø Годами
жить в боли, страдании, инвалидности, бедности и т.д., или нет?

Ø А
может, старость – это время новых возможностей и открытий?

Ø Бывает
счастливая старость?

Ø Кто
проще переживает старение, мужчины или женщины?

Значение исследования состоит
в том, что специфика опыта процесса старения как у мужчин, так и у женщин
является важной проблемой для гендерной психологии и психологии развития.

Между тем государство пытается привлечь внимание к проблемам
пожилых людей. Требуется системный подход к концепции старения.

Чтобы составлять программы помощи и поддержки пожилым людям,
необходимо понимать индивидуальные особенности старения. Что чувствует человек
в определенных условиях – в условиях процесса старения.

Многие исследования, как в отечественной, так и в зарубежной
психологии, посвящены проблеме старения (Б.Г. Ананьева, Л. Божович, Л.
Бороздина, А. Захарова, И. Кон, А. Липкина, М. Лисина, Л. Филонов, Р. Бернс, Э.
Эриксон, К. Роджерс и т.д.) [17,4,2,23,8]

Научная
разработанность темы исследования:

На современном этапе теоретиками и
практиками науки уделяется особое внимание половозрастным особенностям
переживания процесса старения. Однако психологический аспект данного вопроса
недостаточно исследован.

Цель
исследования: выявить особенности старения у мужчин и
женщин.

Объект
исследования – процесс старения.

Предмет
исследования – особенности личности мужчин и женщин
во время старения.

Гипотеза
исследования – личностные
особенности в процессе старения имеет различия по половому признаку.

Задачи
исследования:

1. изучить и систематизировать
подходы к исследованию половых различий переживания процесса старения;

2. выявить особенности психического
развития в позднем возрасте у мужчин и у женщин;

3. определить психологические и
социологические особенности стареющих мужчин и женщин;

4. провести экспериментальное
изучение процесса старения;

5. обозначить способы профилактики
старения, как вида помощи пожилым людям.

Методологическая основа исследования:

Ø принцип
детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических
явлений от порождающих их условий и факторов (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.);

Ø принципы
единства сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.); принцип развития
(Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Фельдштейн Д.И.).

Методы  и методики исследования:

Ø теоретический
анализ научной литературы по теме исследования;

Ø сравнительный
анализ;

Ø Диагностика функциональных состояний личности: оценка
психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и
комфортности (Л.Курганский);

Ø Оценка уровня притязаний (авторы А.Крылов и
С.Маничева).

Ø Направленность личности (по Б.Бассу);

Ø Тест Куна «Кто Я?».

Экспериментальная база:

Были
обследованы 26 человек, проживающих в домах престарелых и в семьях. Возраст
испытуемых от 60 до 75 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Термин «счастливая старость» можно найти в
мифологии или философской литературе, а не в геронтологической литературе. Эта
идея сомнительна и противоречива. Действительно, трудно представить, что
старость – это счастливое время в жизни, особенно по сравнению с другими
периодами онтогенеза. В то же время, если обратиться к самим пожилым людям,
станет ясно, что проблема «счастливой старости» не является чем-то очевидным,
она наполнена чем-то содержательным, что соответствует идее – счастье в каждый
момент жизни.

Попытка
стать «немного счастливее» в старости такая же яркая, как и в молодости, и
успех этого состояния поистине личный. Часто пожилые люди сообщают, что в
старости, впервые испытывая новые радости и незнакомые переживания, впервые
получая удовольствие от себя и окружающих, они могут лучше понимать себя.

Тема
умственного старения не может быть законченной без рассмотрения положительных
критериев старости, которые не всегда коррелируют с полной интеллектуальной
сохранностью.

Мы
говорим о счастливой старости как об уникальной форме старения, которая схожа с
другими типами положительных и отрицательных изменений с точки зрения
возрастных изменений. Допустимо говорить о счастливой старости, когда человек
доволен жизнью, а также своим статусом в этой жизни. Это форма старения, когда
долголетие приносит новые положительные качества, которых раньше не знали.
Самоудовлетворение – важный момент в оценке своей жизни в старости.
Удовлетворенность старостью – очень важный признак. Это свидетельствует об
отсутствии изменений в «Я».

Считается,
что главный признак старения – терпение и настойчивость. Хотя такое мужество
высоко ценится и требует больших потерь. На самом деле это ненормально. Только
деятельность, направленная на достижение жизненных целей – социальная или
личная деятельность, образование, карьера, общение с друзьями, родственниками,
молодежью – может наполнить старость смыслом.

Современная
социальная политика в отношении старения является преступлением и требует
тщательного анализа. До тех пор, пока люди исключены из профессии и продолжают
существовать без смысла, все меры социального обеспечения старения будут
неэффективными. В здоровом обществе тема старения вообще исчезнет, старение
станет этапом зрелости, обретения самодостаточности и открытия для человека
множества новых возможностей.

Резюмируя
все вышесказанное, хотелось бы повторить, что факторы старения у мужчин и
женщин следует рассматривать с точки зрения гендера и социологии.

В
ходе исследования была детально исследована группа пожилых людей. В результате
этого наблюдения было обнаружено, что принятие старения – это наиболее
длительная и сложная часть перехода в новый возрастной период.

Столкновение
с процессом старения может быть как сознательным — когда человек понимает, что
он испытывает из-за старения. А может быть бессознательным – когда человек не
знает, что он сталкивается с процессом старения, но в то же время находится в
состоянии напряжения и тревоги, поскольку не осознает, что с ним происходит.

Как
указано в нашем исследовании, это отношение человека к своим способностям,
понимание и осознание того, с чем он сталкивается, что позволяет ему быстрее
справиться со своим опытом и опасениями по поводу процесса старения, что, в
свою очередь, приводит к повышению человеческой ценности и положительному
характер поведения.

Одной
из целей нашего исследования было выявить особенности  мужчин и женщин в отношении старения. Как
выясняется, важную роль в этом играет социальный статус. Известно, что для
женщин важнее семейное положение, а для мужчин – стаж работы. Роль женщины в
семье важнее, чем забота и внимание членов семьи; роль профессионалов играет
важную роль в мужественности.

Основные проблемы пожилых людей, возникшие
в ходе исследования, можно резюмировать следующим образом:

Ø сужение
круга знакомых;

Ø социальные
нужды, безработица;

Ø отсутствие
или двусмысленность в отношении цели и смысла жизни;

Ø проблемы
с отпуском;

Ø передача
опыта;

Ø семейные
и супружеские проблемы;

Ø плохое
самочувствие (непонимание качества жизни, бессонница, неврозы, нарушение
памяти, внимания, сексуальные проблемы, психические проблемы).

В целом полученные данные подтверждают,
что старение не означает однонаправленный процесс дегенерации. Напротив,
свидетельствует о балансе между работой и образом жизни в это время говорят о
возможности развития человека, особенно развития его личности.

Кроме
того, похоже, что факторы, влияющие на гордость пожилых людей, заключаются в
том, что она подрывает индивидуальное и гендерное разнообразие.

Таким
образом, лучшими чертами поведения мужчин являются стремление к интеллекту,
готовность идти на компромисс и высокие амбиции. Женщины обладают такими
качествами, как смелость, привлекательность, отзывчивость, обаяние, стремление
достичь максимума.

На
основе исследовательских материалов, представленных во многих литературных
произведениях, возникла задача подготовки людей к старению, решение которой не
ограничивается поддержанием естественного состояния человека, а требует
внимания к его психическому состоянию.

А
дальнейшее изучение процесса старения, включая половые и возрастные
особенности, позволит не только понять причины деменции, но и помочь исправить
их, ускорить и улучшить приспособленность пожилых людей к новому возрасту и как
минимум преодолеть хотя бы часть тех негативных факторов, которые связаны с
процессом старения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
I. Теоретические основы особенностей старения у мужчин и женщин

1.1 Возрастные особенности психического развития в позднем возрасте.
Теории старения

Предметом изучения гендерной психологии является
выявление различий и особенностей в понимании мужчины и женщины, как самих
себя, так и окружающих.

Таким
образом, в гендерной психологии учитываются не только гендерные различия, но и
то внимание, которое общество уделяет гендеру. В этом случае меняется предмет
исследования: не пол, а общество является основным фактором определяющим
формирование гендера, поскольку он встроен в систему социальных ожиданий.

Предметом
психологии развития являются особенности разных возрастных периодов, причины и
процессы перехода от одного возраста к другому.

Возраст и
гендер тесно связаны друг с другом. В нашем исследовании психология развития
основана на гендерной принадлежности, а изучение половых характеристик
человека, в свою очередь, выявляет признаки возрастных изменений.

В психологии
развития принято выделять множество периодов. Среди них, например, подростковый
возраст, юность, зрелость, старость.

Ученые
разных дисциплин имеют разные взгляды на то, какой возрастной период считать
старостью, но обычно они выбирают 55-75.

Большинство
ученых придерживаются мнения, что не существует определенного календарного
возраста для раннего старения, поскольку старение – это естественный процесс
возрастных изменений органов и систем, который приводит к старению, но это
человеческая природа. Поэтому найти дату старения сложно даже с биологической
точки зрения. Итак, старик знает, что стареет, он понимает, что
что-то меняется в связи с этим, и он находится в этих изменениях. Таким
образом, по словам

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы