Курсовая с практикой Иностранные языки Лингвистика

Курсовая с практикой на тему Особенности современного медийного экологического дискурса в английском и русском языках

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
I. Специфика современного медийного дискурса в английском и русском языках 4
1.1. Общая характеристика современного экологического медийного дискурса как узкого определения 4
1. 2. Роль медийного дискурса в англоязычной среде 7
1. 3. Особенность медийного экологического дискурса в русскоязычной публицистике 11
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
II. Анализ медийных дискуссий 15
2. 1. Общее сравнение экологического дискурса в английском и русском языках 15
2. 2. Экологический дискурс в газетах и журналах 18
2. 3. Специфика терминологии экологического дискурса в публицистике 33
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

  

Введение:

 

В последние годы общественный интерес к проблемам окружающей среды резко возрос, что привело к появлению большого количества медиатекстов и политических, журналистских, общественных заявлений на эту тему. Осознание населением планеты вредного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду привело к тому, что политическое руководство различных стран потребовало незамедлительных мер по защите окружающей среды. В данный момент каждое развитое государство строит и финансово поддерживает разноуровневые программы по улучшению окружающей среды. Кроме того, общество в социальной его стороне проявляет все больший интерес к экологическим проблемам, что отражается в многочисленных публикациях в прессе, а также в экологических телевизионных и радиопрограммах.
Можно отметить появление все большего количества научных, экономических и морально-эстетических исследований, посвященных окружающей среде. Это привело к появлению нового типа дискурса — экологического, использование которого необычно широко: от обширных научных трактатов, основанных на глубинных исследованиях, до постов в социальных сетях и акций поддержки, посвящённых решению экологических вопросов силами обычных людей. Это в какой-то степени даже стало модным: использование тканевых мешков вместо пластиковых пакетов, разделение мусора, деревянные зубные щётки, бамбуковые упаковки. Детский контент на Ютуб пестрит яркими видео об энергосбережении и переработке мусора. В связи с этим следует подчеркнуть, что относительно новый тип дискурса — экологический — привлекает внимание лингвистов всего мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на разных языках, посвященные изучению экологического дискурса. Крайняя заинтересованность учёных всего мира данным вопросом и придаёт актуальности нашей работе.
Соответственно, объектом данного исследования является экологический дискурс. Предметом – современный экологический медийный дискурс в английском и русском языках.
Целью работы является анализ специфики явления экологического дискурса и выделение его терминологии.
Соответственно цели, можно выделить такие задачи:
1. Дать общую характеристику медийному дискурсу как явлению;
2. Определить роль медийного дискурса в английском и русском языках;
3. Проанализировать явление медийного дискурса в газетах и журналах;
4. Выделить специфическую для дискурса терминологию в публицистике.
Наши исследования основывались на научно-популярных статьях из англоязычных газет и журналов по вопросам окружающей среды.
При написании работы использовались такие общенаучные и узко-лингвистические методы исследования: описательный, сравнительный, классификационный методы; метод семантического анализа, метод контекстного анализа, метод обобщения, метод типологизации.
Теоретическая ценность работы заключается в исследовании ключевых моментов экологического дискурса в контексте публицистики по теме окружающей среды.
Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что полученные теоретические установки могут быть использованы на учебных курсах по теории дискурса, текстовой лингвистики, стилистики, специальных курсах по лингвистическим и культурологическим исследованиям, в учебном курсе эколингвистики для формирования экологическое мировоззрения студентов, а также в практике собственной дискуссионной речи и проведения разнообразных дебатов по теме.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В наше время сохранение естественной среды обитания живых организмов — биосферы — стало одной из первоочередных проблем мирового населения и изучается в контексте различных научных дисциплин, включая эколингвистику. Обращение различных наук к понятию «экология» объясняется так называемым «озеленением» научных знаний.
Экологические проблемы связывают ученых, политиков, журналистов, сторонников всех видов искусства и жителей различных стран, независимо от их расы и национальности. Таким образом, многие концепций современного экологического дискурса выходят за рамки узкоспециализированного коммуникативной сферы и подпадают под другие дискурсивные практики.
Мы выяснили, что дискурс является основной категорией современной лингвистики, в которой сочетаются языковые и социальные практики. Используя научный анализ этого явления, мы можем рассмотреть взаимодействие языка и общества, а также выделить роль языка как в организации социального взаимодействия, так и в формировании языковой и социальной личности.
Явление дискурса неоднозначное, в связи с его сложной внутренней структурой, содержит когнитивный, прагматический, семантический и формально-языковой уровне. В экологическом дискурсе функционально-стилистическая типология предметного поля «Экология и защита окружающей среды» используется как методологическая основа дифференциации текста.
Такая типология позволяет, по нашему видению, учитывать не только лексическую специфику текстов экологического дискурса, но и их принадлежность к определенной сфере общения и их соотнесение с целями и намерениями коммуникантов, поскольку все тексты создаются и воспринимается во время социального взаимодействия.
В первом разделе нашей работы рассматриваются ключевые вопросы дискурсивной лингвистики: дискурс, тема дискурса, категории дискурса. В исследовании уточняется определение экологического дискурса, исследуется проблема типологии дискурса.
Уточняя понятие экологического дискурса, он отметил, что это сложное коммуникативно-речевое явление, которое:
— это тип социальной коммуникации, основанный на речевой деятельности людей в определенном историческом и культурном контексте на основе общего предмета — экологии и охраны окружающей среды, которые служат ключевыми понятиями;
— это совокупность экологических текстов различных сфер общения и речи (наука и журналистика, художественная литература, официальное деловое и повседневное общение), объединенных общей темой и формирующих экологическое сознание получателей.
Для анализа конкретного типа экологического дискурса рассматриваются его категории: участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, материал (тема), жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы.
Основной темой экологического дискурса является состояние природы как среды обитания людей и других живых существ и защита окружающей среды от загрязнения. Однако содержание экологических текстов очень разнообразно. Это может включать в себя глобальную экологическую
проблемы, вызванные изменением климата на Земле, последствиями природных и техногенных катастроф, отношением потребителей к природе и ее ресурсам со стороны человечества, появлением смертельных болезней и эпидемий по вине людей и т. д.
Главной особенностью экологического дискурса СМИ является сочетание нейтрального и разговорного или эмоционально окрашенного словаря (выразительные заголовки, слова и фразы с оценочной коннотацией, метафоры, сравнения, гипербола) и т. д.
Коммуникативные намерения, то есть цели и намерения адресата, являются определяющими для формы и содержания экологического текста.
Изучив тексты СМИ на экологическую тематику, мы выяснили, что большинство из них направлены на воздействие получателей в процессе распространения информации о природе и окружающей среде, в которых адресаты заинтересованы. Это призвано вызвать беспокойство общественности по любым изменениям в природе, происходящих через человеческие ошибки, способствовать повышению экологической осведомленности людей и их активизации в защите окружающей среды, что в конечном итоге теоретически должно привести к глобальным изменениям к лучшему.
Практические результаты исследования имеет смысл применять на учебных курсах по теории дискурса, языковой лингвистики, стилистики, специальных курсах лингвокультурологии и эколингвистики с целью развития определенного экологического мышления студентов, а также в практических занятиях по английскому языку.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Специфика современного медийного дискурса в английском и русском языках
1.1. Общая характеристика современного экологического медийного дискурса как узкого определения
Экологический дискурс (ecological discourse, environmental discourse) можно рассматривать с точки зрения антонимической пары позиций: во-первых, как дискурс, который ограничивается исключительно вопросами экологии как науки — экологического дискурса, который имеет специфические особенности на всех уровнях языка, и, во-вторых, экологический дискурс может пониматься обществом более широко, то есть экологический дискурс, который окружает человека в его повседневной жизни.
Сочетание этих точек зрения позволяет нам более широко взглянуть на этот тип дискурса. Экологический дискурс рассматривается нами как экологический скрипт, продуцирующийся в ситуации реального общения, предмет которого реализуется в процессе его создания и развития, тесно связан с проблемой окружающей среды. Экологический дискурс, являющийся языковым чипом с его внутренними дифференциальными характеристиками, сочетает в себе специфические черты, присущие различным типам дискурса. Изначально он основополагался исключительно как научный дискурс. В данном случае это профессиональный дискурс ученых-экологов, чей скрипт речи записан в научных статьях, отчетах, монографиях, а также в средствах массовой информации, он носил чисто научный характер, и этот дискурс обладал абсолютно всеми характеристиками любого научного дискурса. [17, с. 95].
В то же время экологический дискурс можно рассматривать в политическом контексте, ведь деятельность учёных напрямую спонсируется государством, поэтому без вмешательства политики в вопросы текущих разработок и исследований обойтись не могло. Этот тип дискурса является и социополитическим, и социокультурным явлением. Экологический дискурс активно участвует в формировании экологического сознания, пропуская многие понятия и различные точки зрения. Кроме того, следует иметь в виду, что экологический дискурс также может изучаться в рамках медиа (массово-информационного дискурса), который непосредственно связан со СМИ со всеми их характеристиками. Они, как известно, отображают в своей хронике и политическую, и научную, и прочие аспекты жизни государства. Следует уточнить, что мы рассматриваем экологический дискурс как отдельный тип дискурса, специально стилизованную речь с конкретной тематикой, элементы которого можно найти в различных ситуациях общения.
Лингвокультурология — безусловно, самая юная отрасль этнолингвистики. Её задачей является изучение взаимосвязи языка и культуры этноса, его менталитета. Лингвокультурология основана на триаде Э. Бенвениста «язык — культура — человеческая личность» [1, с. 45] и представляет собой своего рода призму, через которую исследователь может видеть материальную и духовную идентичность аутентичной этнической группы и выделить её специфические атрибуты. В сознании представителей отдельных национально-культурных общностей реальность воспринимается по-разному, что отражается в речи.
Языковые и культурные соответствия также аспектное соотношение понятий одного языка понятиям другого. Понятие — это единица коллективного сознания, которая имеет языковое выражение и отличается этнокультурной спецификой [2, с. 70]. Полагаться на это необходимо при анализе экологического дискурса, к примеру, на немецком языке, представленного понятием «экология», специальным форматом и жанровыми канонами [7, с. 192]. Именно в этой стране огромное количество государственных программ направлено на заботу об экологии.
В последнее время термин «дискурс» получил широкое распространение в лингвистике. Однако в его определении нет единого мнения. В Лингвистическом энциклопедическом словаре «дискурс» рассматривается как целостная устная или записанная речь в сочетании с экстралингвистическими факторами (прагматическими, социокультурными, психологическими и т. д.); как речь, основанная на насущных событиях; как диалог, с точки зрения целенаправленных социальных действий; как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Соответственно дискурс — это язык «погруженный в жизнь» [14, с. 136-137].
Исходя из специфики учебного материала и конкретных задач, поставленных в работе, мы считаем, что лучше всего определять дискурс как набор ссылок на понятия [20, с. 39]. Его использование позволяет нам сосредоточиться на дискурсе как на предмете изучения, и разбор его концепции как уникального явления в данном случае является инструментом анализа.
Экологический дискурс, будучи типом научного дискурса, имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, это разница в получателях. Все мы являемся адресатами экологического дискурса, поскольку владение информацией о состоянии окружающей среды относится к установке жизнеобеспечивающих условий для всего населения земного шара. Различия наблюдаются в его метаязыке.
Сравнивая экологический дискурс английском и русском языках, на имеет на синтаксическом и лексическом уровнях много общего. Однако следует отметить, что понятие «экология» в словаре этих языков трактуется по-разному. В английском, по сравнению с русским языком, отражена более обширная система представлений о правильном и нежелательном отношении человека к окружающей среде, в форме советов.
Это указывает на довольно высокий уровень экологической осведомленности, который проистекает не только из традиционных неписаных правил повседневного поведения сознательных граждан, но и из постоянного внимания членов сообщества к целенаправленному развитию объектов и использованию инноваций для блага всех живущих в социокультурной среде, беспокойство о благополучии будущего поколения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы