Курсовая с практикой Гуманитарные науки Теория социальной работы

Курсовая с практикой на тему Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Развитие отечественной системы подготовки кадров для социальной работы: теоретический и исторический аспекты……….……………….…………………………………………….….…8
1.1 Понятие и сущность подготовки кадров для социальной работы …………………………………………………………………………….…….….8
1.2 История развития подготовки кадров для социальной работы в России…………………………………………………………………………….12
2 Подготовка кадров для социальной работы в России на современном этапе: практические аспекты и основные направления развития…………………………………………………….……………………19
2.1 Цели, задачи, нормативная основа и содержание подготовки кадров для социальной работы на современном этапе в России…………………………19
2.2 Основные направления развития системы подготовки кадров для социальной работы в современной России…………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………..…………………..……………31
Приложение А Профессиональные задачи специалиста по социальной работы………………………………………………………………………………………………………38

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. В настоящее время основной задачей Российской Федерации является построение демократического правового государства с общепринятыми социальными ценностями. Российская Федерация в соответствии с Конституцией 1 является социальным государством, что предполагает приоритетность социальной политики в национальной стратегии развития государства. Зачастую менее защищенные граждане РФ остаются в стороне от общества, при этом наделяются статусом, ожиданиям общества не соответствующим. Экономический кризис усугубил трудности россиян, связанные с обеспечением защищенности и безопасности, воспитанием и развитием детей и пр. Существующие проблемы определяют потребность в оказании помощи, нуждающимся гражданам, со стороны социума и государства. Социальная защита и поддержка осуществляется посредством подготовлено-организуемой социальной работой. Важно посредством социальной работы со всеми категориями граждан, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, сократить количество проблемных ситуаций. Указанными обстоятельствами подчеркивается насущная потребность в создании целостной системы подготовки специалистов социальной сферы, что требует изучения и осмысления.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретические основы, историю развития системы подготовки кадров для социальной работы исследовали Е.А. Балханова, С.А. Канаева, И.М. Крючкова, Н.В. Кузнецова, Т.Е. Мальцева, С.И. Назарова, К.М. Оганян, Э.А. Рамазанова, Л.Л. Романова, Н.Ф. Басов, Г.Ф. Тактаева, Г.Б. Хасанова, Д.В. Чернов, Н.Б. Шмелева, Ю.А. Щукина и др. ученые и практики. Практические аспекты, особенности, проблемы и перспективы развития отечественной системы подготовки кадров для социальной работы нашли отражение в трудах О.И. Агеевой, А.Р. Айдемировой, Т.С. Базаровой, О.А. Бахчиевой, М.А. Вильцман, Н.В. Гарашкиной, В.А. Дегтерева, М.В. Зотовой, К.В. Истоминой, Л.Ж. Каравановой, С.С. Лебедевой, Е.В. Прониной, Н.М. Полевой, В.В. Сизиковой, Г.Е. Соловьева,
Цель работы – выявить особенности подготовки кадров для социальной работы в современной России.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и сущность подготовки кадров для социальной работы;
2) исследовать исторический аспект развития подготовки кадров для социальной работы в России;
3) проанализировать цели, задачи, нормативная основа и содержание подготовки кадров для социальной работы на современном этапе в России;
4) определить основные направления развития системы подготовки кадров для социальной работы в современной России.
Объект исследования – система подготовки кадров для социальной работы в современной России.
Предмет исследования – теоретические основы, особенности и прикладные аспекты организации подготовки кадров для социальной работы в современной России.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные – метод теоретического анализа специальной литературы по заявленной проблеме исследования, обобщения, системного анализа и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Нормативно-правовая основа исследования: положения Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, регламентирующего организацию подготовки кадров для социальной работы.
Научная новизна результатов исследования заключается в анализе теоретических, правовых основ и прикладных аспектов подготовки кадров для социальной работы в свете актуального законодательства и реальных проблем в исследуемой сфере.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей подготовки кадров для социальной работы на современном этапе, а также в определении основных направлений развития системы подготовки кадров для социальной работы.
Структура работы соответствует актуальности, поставленным целям и задачам, представлена введением, двумя главами (четыре раздела), заключением, библиографическим списком, приложения, содержащего пояснительный материал.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Система подготовки отечественных кадров для социальной работы в сравнении с подготовкой кадров других отраслей сложилась сравнительно недавно (четверть века), нас совереном этапе имеет определенную специфику: стандартизация, интеграция профессионального образования и социальной среды, реализация социально-психологического, квалитологического, компетентностного, биографического, превентивного и др. подходы.
Перед системой подготовки кадров для социальной работы на современном этапе поставлен ряд актуальных задач: выявление доминирующего спектра потребностей, мотивов, устремлений личности, стремящейся работать в социальной сфере; умение определять личностно-развивающий потенциал профессиональной деятельности в социальной сфере; ориентация будущего специалиста на социальные взаимодействия в разных социальных сферах; способность поддерживать активные действия обучающегося по социальному выбору, его стремление к творческому обновлению форм и методов социальной работы, готовность адекватно оценивать собственные практические достижения, искать резервы профессионального развития и личностного роста.
Практическая реализация профессиональной подготовки социальных работников невозможна без тесного единства общекультурного и профессионального блоков вузовских дисциплин. Выработка компетенций социального работника тесно связана с профессиональной деятельностью в социальной среде, которая является основным объектом профессиональной деятельности социального работника.
Социальный работник должны знать интересы и потребности клиента, условия его жизни, его социальную историю и историю жизни семьи. Кроме того они должны уметь осуществлять сбор информации, связанной с нуждами клиентов, определять «проблемное поле» существования, владеть техниками и методами изучения личности и ее микросреды, получать объективную информацию о процессах, которые нуждаются в оптимизации.
Результатом решения обозначенных задач должно стать формирование у будущих социальных работников системы знаний и навыков, основанных как на фундаментальных дисциплинах в области теории и технологии социальной работы, так и изучении современных проблем деятельности социальной сферы и возможных способов их решения с использованием передовых социально-ориентированных технологий.
Подготовка специалистов по социальной работе должна базироваться на идеологических основах современного общества, системе взглядов, присущих конкретному обществу. Сближение ценностей взаимодействующих субъектов позволит прийти к эффективному сотрудничеству, которое обеспечит решение социальных задач современного общества.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Развитие отечественной системы подготовки кадров для социальной работы: теоретический и исторический аспекты
1.1 Понятие и сущность подготовки кадров для социальной работы

В первую очередь необходимо определить понятие социальной работы. Любое промедление или неверное решение в социальной сфере негативно сказывается на социально-экономическом и психологическом самочувствии всего российского общества. Решить сложные и многообразные задачи в социальной сфере невозможно без специалистов по социальной работе. Социальная работа возникла в качестве специфичного общественного явления, укоренилась в социальной практике как особая сфера деятельности людей на этапе современного развития. На сегодняшний день диалектика общественного развития обуславливается новыми социальными установками. В нашу жизнь входит много нового и наука день за днем переформируется, создает иной вид социального мышления. Соответственно и социальная работа становится особым видом профессиональной, научной и образовательной деятельности 13, с. 117.
М.В. Зотова подчеркивает, что «в связи с этим актуализируется вопрос о качестве профессиональной подготовки будущих социальных работников в процессе практики, представляющей важное и неотъемлемое звено в профессиональном становлении, обеспечивающей интеграцию теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью» [18, с. 46].
В деятельности социального работника присутствуют функции: социальная, коммуникативная, прогностическая, педагогическая, психологическая, правовая, альтруистическая, управленческая и многие другие. Профессия «социальный работник» относится к типу профессий «человек – человек», поскольку она соответствует следующим признакам:
— в качестве предмета труда выступает другой человек или группа клиентов – получателей социальных услуг;
— основные производственные задачи работника социальной службы непосредственно связаны с межличностными отношениями, в частности воздействием на людей или оказанием им социальной помощи (например, уход, социально-бытовое обслуживание, юридические, информационные и медицинские услуги и др.);
— успешность профессиональной деятельности зависит от овладения социальным работником коммуникативной культурой, средствами общения 23, с. 11.
Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию 36, с. 34. Специфичность социальной работы и в том, что человеческая жизнь признается абсолютной ценностью, независимо от политических, религиозных и национальных особенностей, социального статуса и внешнего вида, каждый человек заслуживает уважения, имеет право на достойное существование.
Как профессиональная деятельность, социальная работа направлена на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем, на гармонизацию социальных отношений в обществе 43, с. 35.
Социальная работа – профессиональная оплачиваемая деятельность, цель которой является организация помощи людям по преодолению серьезных трудностей в своей жизни за счет предоставления помощи, защиты или консультирования. К социальному работнику, как правило, обращаются лица, находящиеся в состоянии жизненного затруднения, замешательства, стресса. В настоящее время клиентом социальной работы определяется лицо, обратившееся к помощи социального работника и/или являющееся реципиентом социальной помощи. Социально-профессиональная группа специалистов по социальной работе заняла достаточно обширную профессиональную нишу – от учреждений социального обслуживания населения до учреждений образования и здравоохранения 44, с. 246.
Лицу, определенному как клиент социальной службы, в зависимости от нуждаемости оказывается социально-психологическая, материальная, социально-бытовая, социально-медицинская, консультативная и иные виды помощи 38, с. 44.
Социальная работа безотлагательна, то есть она не приемлет отложения решения проблемы клиента на завтра. В структуре социальной работы как профессиональной деятельности выделяются элементы: субъект, содержание, управление, объект, средства, функции, цели.
В современной модели социальной работы объединяются: внимание к биографическому времени индивида, рефлексивно-терапевтический подход, экзистенциальное общение, социальная терапия. Структурные изменения основаны на приобретении социальными работниками новых компетенций в русле экосистемной или гуманистической модели, касаясь организационных модификаций в социальных службах. Рекомендуются биографический анализ, изъятие клиента из актуальной ситуации, бережность его самоистолкования. Изучение случая (case study), ситуации захватывает сюжеты жизненного пути и перестает выглядеть сухим абстрактным обобщением. Теория интеракционизма – система идей о жизненном мире, где есть интеракции: социальный работник как чувствующий, думающий, действующий субъект добивается перехода клиента из состояния зависимости к развитию независимости. Социальная служба показывает человеку, что он не одинок, не отвергнут обществом и государством, от его собственного решения, а не только от социальных технологий зависит, остается ли он объективированным клиентом или обретет субъектность, ответственность за собственные действия 33, с. 92.
Профессиональные задачи специалиста по социальной работе представлены Приложением А.
Социальный работник включен в современную систему образования, которая может характеризоваться со следующих позиций:
— укрепляются цели и ценности образования, связанные с поиском путей и механизмов их трансляции в общекультурные ориентиры человека;
— усиливается ориентация на реализацию потребностей человека, в связи с чем, расширяется спектр образовательных услуг, связанных с выбором путей самообразования и самореализации;
— появляются практики, признающие компетентности, полученные вне системы формального образования и требующие новых форм получения дополнительных знаний и умений (школы третьего возраста, студии арт-терапии и др.);
— развивается содержание образования, приближенного к практике деятельности социальных групп, к их реальным инициативам и стандартам;
— возникают потребности в использовании информационно-коммуникативных технологий, приближенных к практической деятельности и практическому обучению социальных работников 24, с. 31.
В России сегодня существует три уровня профессиональной деятельности:
— социальный работник (работает с населением, не имеет профессионального образования),
— специалист по социальной работе (работает с населением и координирует деятельность привлеченных учреждений, организаций и специалистов, имеет высшее или среднее специальное образование),
— руководитель учреждений и служб социальной защиты населения (выполняет руководящие функции и имеет высшее профессиональное образование).
Проблема заключается в том, что многие сотрудники работают, не имея профильного профессионального образования. В результате их трудовые функции ограничены, а деятельность мало эффективна [34, с. 108]. И здесь на первое место выходят вопросы профессиональной подготовки кадров для социальной работы. Профессиональная подготовка представляет собой часть системы профессионального образования будущих социальных работников, что означает «процесс овладения знаниями, умениями, навыками и компетенциями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности» 32, с. 7.
Практическое решение стоящих перед системой подготовки кадров для социальной работы в России невозможно без знания и учета исторического аспекта ее развития.

1.2 История развития подготовки кадров для социальной работы в России

Понимание современных проблем и разработка стратегий развития системы профессиональной подготовки социальных работников возможны только с опорой на исторический опыт, отраженный посредством исторического анализа в многочисленных трудах научно-педагогического сообщества.
В России подготовка социальных работников идет разными путями. Она осуществляется в университетах, педагогических, медицинских и других вузах и колледжах, на курсах повышения квалификации. Сроки обучения разные: от нескольких месяцев до 4-5 лет. В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.
1. Допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием работают в отделениях по обслуживанию больных, престарелых, одиноких граждан. Молодые исследователи социальной работы людей — им предоставляется право поступать в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.
2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых лиц, социальными педагогами и т.д.
3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года) 11, с. 37-38.
Этапы становления и развития профессионального образования по социальной работе фактически являются отражением современных процессов, характерных как для системы образования, так и для социальной работы как направления профессиональной деятельности в нашей стране.
Периодизация становления и развития профессионального образования по социальной работе также представлена тремя этапами:
– с 1991 по 1999 г., определяется постановкой самой проблемы подготовки кадров для социальных служб, поиском целевых ориентиров и теоретических оснований профессионального образования по социальной работе в России;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы