Методика преподавания предмета "Окружающий мир" Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности содержания и методики преподавания предмета «Окружающий мир» по программе «Природа и люди» З.А. Клепининой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1.
Теоретические основы изучения особенностей предмета «Окружающий мир»
. 6

1.1. Специфика учебного предмета «Окружающий мир». 6

1.2. Особенности формирования природоведческих
знаний младших школьников  13

Глава 2.
Практические аспекты преподавания предмета «Окружающий мир» по программе З.А. Клепининой
.. 22

2.1. Анализ программы «Природа и люди» З.А. Клепининой. 22

2.2. Методика проведения уроков по программе
«Природа и люди». 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 48

  

Введение:

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что к в предмете «Окружающий
мир», преподаваемом в начальной школе, интеграция науки (биология и география)
с экологией, общественными науками (социология и история), информатикой
элементами экономики. Перечисленные компоненты можно рассматривать как более
или менее независимые и в то же время взаимосвязанные модули. Еще одной
особенностью этого предмета является его вариативность: учителю начальной школы
предлагается выбор из нескольких учебных пособий (далее — ИМК) разных авторов,
что предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
федерации». Ведущей целью современного начального образования и каждого
предмета является формирование способов деятельности детей, на основе которых
происходит процесс развития их личностных качеств и приобретения необходимых
предметных знаний, что в принципе невозможно без деятельности.

Одним из основных и основных средств обучения, в том числе по предмету «Окружающий
мир», являются устные учебные пособия, а именно учебники. В нашей стране
сложились самые богатые традиции в разработке теории школьных учебников и
другой дидактической и методической литературы.

На сегодняшний день в распоряжении современных школ существует огромное
количество учебников по различным предметным областям, которые входят в состав
определенного УМК. Не является исключением и предмет «Окружающий мир», который
также предполагает использование определенного учебника, предназначенного для
младших школьников. Все это обуславливает актуальность изучения
образовательного потенциала программ  «Окружающий мир» З.А. Клепининой.

Степень научной разработанности.

Интегративный учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе обладает
большим потенциалом формирования созидательного мировоззрения. Знание законов
природы, понимание единства живой, неживой природы и социальных процессов
побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности. Вопросами
дидактического обеспечения и методики преподавания предмета «Окружающий мир»
занимаются Г.Н. Аквилева, Е.В. Григорьева, З.А. Клепинина, О.Н. Лазарева, A.B.
Миронов, H.H. Мулярчик, A.A. Плешаков, М.В. Шептуховский и др. Проблемам
содержания знаний о природе в начальной общеобразовательной школе посвящены
исследования Т.А. Бабаковой, Н.Ф. Виноградовой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой,
Л.В. Симоновой и др. Педагогические условия формирования знаний и представлений
о природе у младших школьников разрабатывали И.В. Гарифуллина, Н.В. Донских,
О.А. Лысова, М.М. Матвеева.

Однако многие вопросы практического использования УМК З.А. Клепининой так
и не стали предметом отдельного научного исследования.

Объект исследования – предмет «Окружающий мир».

Предмет исследования – особенности методики преподавания «Окружающий мир»
по программе З.А. Клепининой.

Цель исследования – проанализировать особенности методики преподавания
«Окружающий мир» по программе З.А. Клепининой.

Задачи исследования:

1. анализ научной литературы по особенностям интегративного курса
«Окружающий мир» в начальной школе,

2. провести анализ программы З.А. Клепининой «Природа и люди»,

3. выявить особенности преподавания по программе З.А. Клепининой.

Основными методами для написания работы выступили:

— теоретические: анализ научной литературы, анализ УМК,

— практические: обобщение и систематизация передового
педагогического опыта по методике преподавания Окружающего мира по программе
.А. Клепининой «Природа и люди».

Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные
выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения методики преподавания
по программе «Природа и люди» З.А. Клепининой.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особенностями курса «Окружающий мир» в
начальной школе являются его интегративный характер, широкие возможности для
развития личности младшего школьника, деятельностный подход к реализации. Также
авторы программ делают акцент на ценностных ориентирах содержания курса,
выделяя ценности природы, жизни, культуры, семьи, здорового образа жизни,
доброжелательного отношения к другим людям и др. Курс окружающего мира
позволяет формировать ключевые компетентности учащегося начальных классов:
общекультурную, ценностно-смысловую, учебно-познавательную, коммуникативную,
информационную, социально-трудовую, личностного самосовершенствования. Все это
не снимает задачу формирования знаний, т.к. именно они являются средством
образования и воспитания ребенка.

Авторы программ делают акцент на ценностных
ориентирах содержания курса, формировании ключевых компетентностей учащегося
начальных классов. Все это не снимает задачу формирования знаний, т.к. именно
они являются средством образования и воспитания ребенка.

Основной целью  программы З.А. Клепининой «Природа и люди»,
является развитие личности младшего школьника. Успешному решению этой проблемы
способствует тот факт, что ее содержание знакомо детям, доступно для
непосредственного восприятия реального окружающего мира.

Согласно
программе, З.А. Клепинина указывает на большое образовательное и развивающее
значение предмета. По ее мнению, он способствует формированию научного
мировоззрения, развивает наблюдательность, логическое мышление и речь,
творческие способности, самооценку, самоконтроль, эмоции, положительные
нравственные качества и формирует ряд трудовых навыков.

Программа З. А. Клепининой сохраняет в обновленном варианте все
позитивное, накопленное многолетним опытом преподавания естествознания, и в то
же время учитывает идеи развивающейся гуманистической школы и педагогики. Современный
ученик начальной школы, став взрослым, войдет в жизнь, отягощенную различными
проблемами. Среди последних экологические проблемы занимают значительное место,
которое современный ребенок должен будет решить в будущем. Успех этой
деятельности напрямую зависит от уровня экологического образования человека,
его экологической культуры. В формировании этого качества личности детство
играет чрезвычайно важную роль, поскольку маленький ребенок психологически
более податлив для внешнего воздействия, его мировоззрение и моральная позиция
все еще нестабильны, и поэтому они активно развиваются и утверждают себя.

Это
положение было учтено Государственными образовательными стандартами, которые
последовательно отражают идею развития экологической культуры среди школьников,
в том числе младших.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей
предмета «Окружающий мир»

 

1.1. Специфика учебного предмета «Окружающий мир»

 

Одно из ведущих мест в учебной программе начальной школы по разнообразию
и широте задач занимает «Окружающий мир», в который входят социальные и
природные объекты и явления в сфере обучения. В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального образования и учебными
планами в процессе изучения окружающего мира реализуются следующие функции:
образовательная, воспитательная, развивающая.

Как отметил О.Н. Лазарева [17], образовательная функция курса направлена
на увеличение объема знаний среди младших школьников и направлена на
формирование у них мировоззрения, системы знаний о природе и обществе, а также
способов познания и взаимодействия с внешним миром. Результатом образовательной
функции, ориентированной на социализацию студентов, их усвоение принятой в
обществе системы ценностей, является формирование у ребенка личного отношения к
усваиваемому содержанию, природе, обществу и реальности. Функция развития
связана с развитием познавательных процессов и личностных качеств, результатом
которых является усложнение характера связей между элементами содержания,
которые устанавливаются в сознании детей. Развитие основано на усвоении знаний,
культуре отношений, системе ценностей, способах работы.

По мнению Н.Ф. Виноградова, тема «Окружающий мир» также характеризуется
культурными и пропедевтическими функциями. Культурологическая функция создает
условия для развития представлений о культуре человеческого общества у младших
школьников. В реализации этого помогает содержание, в том числе знание основных
аспектов культуры. Подготовка учащихся к овладению естественными и
гуманитарными дисциплинами в средней школе обеспечивается пропедевтической
функцией [8].

В стандарте начального образования излагаются основные задачи по
реализации содержания предметной области «Окружающий мир», среди которых
воспитание любви и уважения к природе, своему городу (деревне), своей родине;
понимание личного опыта ребенка с природой и людьми; понимание их места в
природе и обществе; обучение детей рациональному пониманию мира на основе
глубокого эмоционального ценностного отношения к нему.

По словам О.В. Алексеева и А.А. Арасланова, предмет «Окружающий мир»
объединяет ранее изученные отдельно естествознание, географию, историю
(обществознание), а также знания в области экологии, безопасности
жизнедеятельности, информатики, психологии и т.д. [2].

Таким образом, специфической особенностью курса является его комплексный
характер. Как подчеркивает В.А, Квашин, окружающий мир, сочетая общественные
науки, естественную историю и исторические знания, дает «материал о
естественных и социальных науках и гуманитарных науках, необходимых для
целостного и систематического видения мира в его наиболее важных отношениях» [12].

Говоря о преимуществах, которые дает комплексное построение предмета,
Н.Ф. Виноградова перечисляет следующее: ребенок устанавливает более тесную
связь между знанием природы и общественной жизни; понимает взаимозависимости в
системе "природа-общество"; понимает необходимость выполнения норм
поведения, сущность нравственных установок; приближается к пониманию себя как
личности, своих способностей и способностей; подготовка к изучению основ науки
в основной школе [8].

В различных программах можно проследить разные варианты целей обучения
предметной области «Окружающий мир».

О.Н. Лазарева указывает на смену приоритетов целей естественнонаучного
образования младших школьников, которые в настоящее время смещаются на
«разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка» [17]. Все современные
программы окружающего мира ориентированы на развитие тех или иных сторон
личности учащихся [17].

Так, одной из целей программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»)
является духовно-нравственное развитие, программа О.Н. Федотовой, Г.В.
Трафимовой, С.А. Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа») направлена на
развитие психологической культуры и компетенции. Программа Н.Ф. Виноградовой
(УМК «Начальная школа XXI века» предусматривает воспитание эмоционально
положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В цели программы О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») входит воспитание гармонично
развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество. Программа Н.Я.
Дмитриевой, А.Н. Казакова (система развивающего обучения Л.В. Занкова)
ориентирована на развитие логичности и самостоятельности мышления, программа
Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина
В.В. Давыдова) на развитие элементарной эрудиции и общей культуры ребенка.

Н.Ф. Виноградова перечисляет наиболее важные, по ее мнению, для младшего
школьника характеристики развития, формирующиеся при его изучении: умение
применять полученные знания, подбирать рациональный путь решения учебной
задачи; стремление к самостоятельности и проявлению инициативы при изучении
окружающего мира, к нахождению способов получения и систематизации информации;
навыки учебного сотрудничества, выбора целесообразного способа совместной
работы; умение оценивать свое незнание, провести самоконтроль, определить
необходимость новых знаний [8].

 А.А. Плешаков делает акцент на
развитии личностного смысла учения, самостоятельности, ответственности,
этических чувств, эстетических потребностей, навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками, формировании установки на здоровый образ жизни [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы