Методика преподавания предмета "Окружающий мир" Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Особенности содержания и методики преподавания предмета «окружающий мир» по программе А.А. Вахрушева и др. «Мир и человек» («Окружающий мир»).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  6
1.1.
Сущность и понятие исследовательских умений в педагогической литературе  6
1.2.
Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности
младших школьников. 13
1.3.
Использование процесса экспериментирования как средство развития
исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. 17
ГЛАВА 2.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО
ПРОГРАММЕ А.А. ВАХРУШЕВА И ДР. «МИР И ЧЕЛОВЕК» («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») 26
2.1.
Диагностика уровня сформированности исследовательских умений у детей
экспериментальной группы.. 26
2.2.  Экспериментальная работа по развитию
исследовательских умений на уроках «Окружающего мира». 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 56
Приложение
1. 57
Диагностический
материал. 57

  

Введение:

 

Процессы,
связанные с глобализацией и интеграцией РФ в мировое образовательное
пространство, обусловливают насущную необходимость модернизации всех звеньев
системы образования как в содержательном наполнении учебных предметов, так и в
разнообразии технологий, методов, приемов их преподавания, а также оценивания
учебных достижений учеников.

Учебно-воспитательный
процесс в современных образовательных заведениях следует организовывать на
качественно новом уровне, то есть так, чтобы каждый ученик имел возможность не
только успешно овладеть определенной совокупностью знаний, умений и навыков, но
и научиться их использовать как по конкретным алгоритмам, так и в нестандартных
условиях. Важным этапом на пути создания атмосферы заинтересованности,
неравнодушия к образовательному материалу, совместного поиска решения учебных
задач, развития у воспитанников самостоятельности, гибкости, критичности,
оригинальности эмпирического и теоретического мышления для выполнения указанных
задач является многоаспектная экспериментальная работа, осуществляемой в
дошкольных и общеобразовательных заведениях.

В
условиях развития национальной системы общего среднего образования важное
значение приобретает инновационная деятельность общеобразовательных учебных
заведений, которая характеризуется как системным экспериментированием,
разработкой, апробацией, внедрением образовательных инноваций, так и процессом
внесения качественно новых элементов в образовании [5].

В
последнее время повысилось внимание к проблемам организации опытно-экспериментальной
работы в учебных заведениях в научных исследованиях Т. Б. Волобуевой, Л. И.
Даниленко, Н. М. Кушнаренко, А. И. Чернышева, В. М. Шейко. Однако
специализированное исследование, посвященное обоснованию эффективности
экспериментальной деятельности школьников на уроках «Окружающего мира», на
сегодня в отечественной науке отсутствует. Данная ситуация и высокая важность
привлеченной к анализу проблемы обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально
проверить результативность применения экспериментов как средства развития
исследовательских умений младшего школьника на уроке окружающего мира по
программе А.А. Вахрушева и др. "Мир и человек" ("Окружающий
мир").

Объект исследования: процесс преподавания предмета «окружающий мир».

Предмет исследования: особенности содержания и методики преподавания
предмета "окружающий мир" по программе А.А. Вахрушева и др. "Мир
и человек" ("Окружающий мир").

Поставленная
цель обусловила следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия исследовательские умения у детей
младшего школьного возраста.

2. Раскрыть сущность понятия экспериментирование.

3. Определить эффективные способы работы с детьми младшего
школьного возраста на уроке  окружающего
мира через экспериментирование

4. Выявить практический опыт и результативность использования
экспериментирования как средство развития исследовательских умений младших
школьников на уроке по дисциплине «Окружающий мир» по программе А. А. Вахрушева
и др. «Мир и человек» («Окружающий мир»).

Методологической
основой исследования является теория познания; основные
положения системного подхода как методологического способа познания
педагогических фактов, явлений и процессов; личностно- деятельностный и
личностно-ориентированный подходы к рассмотрению функционирования системы
«учитель – ученик»; ведущие идеи философии и психологии, образования и
воспитания.

В исследовании приняли
участие учащиеся 3 класса школы № 1 пгт. Уруссу Ютазинского района республики
Татарстан в количестве 15 человек.

В процессе исследования
использовался комплекс взаимосвязанных методов:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта.

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
его результатов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, при написании
научных работ, посвященных проблематике.

Структура
работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследовательская
компетентность – это целостное, интегративное качество личности, сочетающее в
себе знания, умения, навыки, опыт деятельности исследователя, ценностные
отношения и личностные качества, проявляемая в готовности и способности
осуществлять исследовательскую деятельность с целью получения новых знаний
путем применения методов научного познания, применения творческого подхода в
целеполагании, планировании, принятии решений, анализе и оценке результатов
исследовательской деятельности.

Исследовательская
деятельность дает возможность увидеть разнообразные процессы, свойства природных
объектов, понять сущность природных явлений. Он способствует воспитанию
наблюдательности, мышления, речи младших школьников.

Организация
опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования – процесс достаточно
сложный и трудоемкий. Реализацией эксперимента занимаются не только инициаторы
и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии.
Однако, следует помнить, что качество и результат эксперимента чаще всего
зависит от его правильной организации и установки качественного контроля за его
проведением.

педагогически правильно
организованное наблюдение является основой и необходимым условием проведения
опытов, учебного экспериментирования. Опыты на уроках позволяют воспроизводить
явление или процесс в специально созданных условиях, следить за их ходом,
увидеть те признаки, которые в природе непосредственно воспринять трудно или
невозможно.

В нашей педагогической
практике мы считаем необходимым оптимально сочетать выполнение учащимися
репродуктивных и творческих опытов. Отметим, что репродуктивные опыты ученики
выполняют по образцу и под непосредственным руководством учителя с
использованием устных инструкций, или опосредованным руководством (например, с
помощью письменных инструкций).

Творческие опыты является
способом самостоятельного решения школьником учебной проблемы.

Опыт
организации опытно-экспериментальной работы в начальном звене образования (и в
частности при изучении естествознания) позволяет сделать вывод, что она будет
эффективной при соблюдении следующих педагогических условий: обеспечения
преемственности в проведении опытов и наблюдений за природой в дошкольных
учебных заведениях и в начальной школе; 
целенаправленного обучения учащихся методике учебного наблюдения и экспериментирования;
учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей младших
школьников; оптимального сочетания репродуктивного и творческого подходов в
организации опытов и учебных наблюдений; предложенные учащимся направления
исследовательской работы должны быть разнообразными; темы исследований должны
быть интересными ученикам и иметь практическую направленность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1.1. Сущность и понятие исследовательских умений в
педагогической литературе

Исследовательская компетентность,
по мнению многих педагогов (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской др.)
относится к числу ключевых. В классификации И. А. Зимней исследовательская
компетенция входит как компонент «компетенции, касающейся деятельности
человека». В классификации А. В. Хуторского исследовательская компетентность
рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая
включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности,
способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии», она
служит компонентом компетентности личностного самосовершенствования,
направленного на освоение способов интеллектуального и духовного развития [22,
с. 55-61].

Рассматривая
исследовательскую компетентность с позиций системного подхода, В. А. Адольф, А.
А. Деркач, Т. А. Смолина и др. считают ее составляющей профессиональной
компетентности, а Б. С. Гершунский, В. В. Лаптев рассматривают ее как элемент
общего и профессионального образования.

С позиций
процессуально-технологического подхода А.В.Хуторской исследовательскую
компетентность рассматривает как владение человеком соответствующей
исследовательской компетенцией, под которой автор понимает знание как результат
познавательной деятельности человека в определенной области науки, методов,
методики исследования, которыми он должен овладеть, чтобы осуществлять
исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его
ценностные ориентации [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы