Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная педагогика

Курсовая с практикой на тему Особенности социализации в младшем школьном возрасте на примере МБОУ ООШ №14 г. Темрюк

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема социализации в работах отечественных и зарубежных психологов 5
1.2. Технология социализации младших школьников 11
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. Характеристика базы исследования 14
2.2. Программа социализации младших школьников в условиях МБОУ ООШ №14 г. Темрюк 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

  

Введение:

 

стандарта начального общего образования указывают на тот факт, что главное в педагогической деятельности сегодня – это развитие и воспитание обучающегося для его успешной социализации в обществе.
По мнению ряда ученых В.А. Богданова, Л.С. Выготского, В.М. Коротова, А.В. Петровского процесс социализации личности определяется общением со сверстниками, которое складывается в малых группах, классах, формальных и неформальных объединениях и так далее. Общение в классном коллективе значимо для младшего школьника – именно здесь ребенок имеет многообразные возможности для самореализации, обретает индивидуальность, добивается признания. В во время учебы в начальной школе на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в обществе. Исходя из этого, перед педагогом начальных классов стоит крайне важная задача – сформировать классный коллектив школьников для успешного процесса социализации детей младшего школьного возраста и положить начало для взрослой жизни полноценного гражданина страны.
Объект исследования – процесс социализации учащихся начальной школы.
Предмет исследования – диагностика уровня социализации учащихся начальной школы.
Цель исследования – выявить особенности социализации младшего школьника.
Гипотеза: социализация младшего школьника представляет собой процесс социальной адаптированности, социальной автономности, социальной активности и гуманистические нормы жизнедеятельности личности, и зависит от среды обитания ребёнка, факторов данной среды, где он находится, потребностей, желаний, взглядов, привычек и самой структуры социализации, формирующиеся в течение жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему социализации в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Рассмотреть особенности социализации младших школьников .
3. Изучить особенности социализации младших школьников в условиях МБОУ ООШ №14 г. Темрюк
4. Разработать программа социализации младших школьников в условиях МБОУ ООШ №14 г. Темрюк.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, проведение проективных методик, математическая и графическая обработка информации.
База проведения исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение ООШ №14 г. Темрюк.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: психолого-педагогическая теория социализации, предложенная А. А. Реаном, Т.С. Борисова, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителем в процессе социализации учащихся вв начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социализация — сложный процесс, имеющий многоуровневую структуру, компоненты которой взаимодополняют друг друга. Тем не менее, социализация обладает лёгкой деформируемостью, что может негативно отразиться при каких-либо нарушениях протекания процесса.
В каждом возрастном периоде развития школьников формируются специфические личностные особенности социально-коммуникативной культуры. В частности, младший школьный возраст ученики рассматривают как уникальный период социального, коммуникативного развития, когда формируется целей комплекс индивидуальных особенностей, в будущем определяет возможность быть активным во многих видах деятельности. С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция: он становится членом классного коллектива приступает к систематическому обучению. В этом возрасте воспитанники занимают социальную позицию в системе формальных и неформальных отношений среди ровесников. Постепенно в них формируется собственный, относительно устойчив статус, который впоследствии переносится в другие социальные группы; специфические возрастные возможности социализации школьника реализуются благодаря участию учеников в игре, общении, познавательный, предметной и других видах деятельности. Во время познавательной деятельности ребенок познает окружающий мир и самого себя; во время предметной — создает и преобразует материальные условия своей жизни, а также жизни других людей. В обоих видах деятельности ребенок формирует и изменяет самого себя, развивает свои индивидуальные возможности. Особенно ценны создание условий для проявления учащимися положительных качеств, дающих им возможность развиваться и самовыражаться.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема социализации в работах отечественных и зарубежных психологов

Воспитание подрастающего поколения на любом этапе развития являлось актуальнейшей социальной задачей. Приоритетность этой задачи в сегодняшних условиях увеличивается, потому что сейчас на первый план выступает социализация личности индивидуума, то есть уяснение с раннего возраста общечеловеческих ценностей, норм и правил, декларируемых обществом, в котором ребенок будет существовать в дальнейшем. Ценностные ориентации индивидуума нацелены определить его социализацию в виде социальной мотивации образа действий, обусловленную потребностями личности. Данный аспект рассматривается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой, Г.Е. Глезерман, Э.Г. Гарунова, Т.А. Мальковской. Аспекты социализации с учетом макро-, микро-мезофакторов отражены в работах С.А. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренка, А.В. Запарожца.
Согласно Г.С. Арефьевой социализация является процедурой становления индивидуума в процессе сотрудничества его с окружающей вселенной [2, с. 45].
А.В. Мудрик изучал проблему социализации в связи с воспитанием. Учебный трактует данный феномен, как становление индивидуума в процессе вей жизни в ходе присвоения и воспроизведения культуры. А.В. Мудрик описывает социализацию как комплекс следующих составляющих [19, с. 56]:
— спонтанная социализация индивидуума, происходит в партнерстве и под влиянием независимых конъюктур жизни, социума. Сущность, характеристики и итого данной социализации детерминируются социально-экологическими и социокультурными явлениями;
— сравнительно направляемая социализация, когда страна создает некоторые экономические, законотворческие, координационные мероприятия с целью достижения ряда целей. Они воздействуют на трансформацию вариантов и особенностей развития, на общежитейский путь определенных групп населения (обязательное образование, возраст его начала, сроки выхода на пенсию и так далее);
— сравнительно общественно надзираемая социализация, проявляющаяся в систематически создающимися социумом и страной правовых, организационных, вещественных и духовных основ, ведущих к развитию индивидуумов;
— относительно осознаваемое самоизменение индивидуума. Оно может иметь и прообщественный, не соответствующий нормам и правилам антиобщественный характер (строительство, совершенствование, разрушение себя), в соответствии с персональными возможностями и в соответствии или вразрез имеющихся жизненных ситуаций.
Анализируя процесс социализации, Н.Ф. Голованова рассматривает социализацию как педагогическую проблему. Педагогика, будучи наукой о педагогических процессах, нацелена изучать структурную сущность социализации, ее корреляции в целом процессе развития личности, варианты, методы ввода детей в социальные отношения, а так же педагогические предпосылки, облегчающие ребенку познание общественной реальности и освоение роли субъекта социального бытия. Н.Ф. Голованова определяет параметры актуальности процесса социализации для становления личности [10, с. 16]:
— параметр целеполагания, предполагающий вычленение в роли целевого ориентира воспитания воплощение индивидуумом своих индивидуальных возможностей;
— параметр осмысления социализации, предполагающий поиск свежей сущности образовательного процесса;
— параметр педагогической роли социализации, предполагающий отбор эффективных вариантов овладения детьми общественным опытом;
— параметр результативности, заключающий в себе осмыслением качества образования, выбор мерил эффективности образования.
Изучение социализации как педагогического феномена дает возможность обосновать его суть в виде структуры, заключающей в себе несколько связанных между собой компонентов:
— коммуникативный компонент – постижение языка и речи;
— познавательный компонент – получение необходимой системы знаний об окружающем человека мире;
— поведенческий компонент – присвоение человеком определенного типа поведенческой активности;
— ценностный компонент – отношение индивидуума к моральным ценностям социума [10, с. 32].
Социальное развитие идет следующими путями: в процессе бессознательного взаимодействия индивидуума с обществом и вселенной и в результате направленного присвоения человека к общественной культуре. Иной вариант социального становления реализуется через целенаправленное образование, сущностью которого становятся разные моменты общественной культуры.
А.В. Попова и С.Н. Шадрина, изучая социальное развитие ребенка в онтогенезе, выделили ступени развития [20, с. 181-183]:
1. первичный цикл познания мира людей заканчивается к трем годам. Далее начинается иной уровень социального развития, где не только общество обуславливает взаимоотношения с ребенком, но и он сам. При этом происходит вычленение свое «Я». Ребенок все активнее вступает в отношения с окружающими людьми и с обществом;
2. возникновение метафизического отношения к деятельности, становление произвольности интеллектуальной сферы, внутреннего плана действий отмечается у детей в возрасте шести-девяти лет;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы