Курсовая с практикой на тему особенности социализации подростков под влиянием современных субкультур
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации подростков 5
1.1. Особенности социализации подростков 5
1.2. Субкультура как фактор социализации подростков 10
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение социализации подростков с учетом влияния субкультур 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа исследования социализации подростков под влиянием молодежных и подростковых субкультур 18
2.1. Диагностика особенностей социализации подростков 18
2.2 Условия психолого-педагогического сопровождения социализации подростков с учетом влияния субкультур 22
Заключение 28
Литература 30
Приложения 33
Введение:
Актуальность исследования. Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом подрастающего поколения. Общество, озабоченное своим будущим, видит в формировании культуры личности ребенка одну из важнейших своих задач.
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, поскольку в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное развитие ребенка, подростка, а впоследствии и молодого человека как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, но и нахождение собственной ниши.
Представления о роли подростковой субкультуры в современной культуре противоречивы. Это связано с отсутствием постановки вопроса о теоретических основах подростковой субкультуры. Подростковая субкультура имеет много связей со взрослой культурой. Очевидно, что невнимание к подростковой субкультуре, к состоянию межличностных отношений оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур общества. Вопросы, возникающие в подростковом возрасте и в подростковой субкультуре, касаются взаимодействия поколений [Мудрик, А.В.,2014].
Подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности, своеобразный характер социализации, идентификация в системе современной культуры. Глубокие изменения, происходящие в обществе, коснулись всех сфер его жизни, в том числе системы образования, воспитания и общественно-культурной деятельности. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социокультурных ролей.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд сложных социальных проблем: распад семьи, увеличение числа неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост числа беспризорников, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и тревогу школы, семьи, социальных институтов и широкой общественности.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации подростков и рассмотреть особенности подростковой субкультуры как фактора социализации личности.
Объект исследования: социализация подростков.
Предмет исследования: подростковая субкультура как фактор социализации подростков.
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение может выступать действенным механизмом минимизации негативных последствий вовлечение в молодежные субкультуры данной категории учащихся и повышение уровня социализации подростков в целом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития подростка;
2. Раскрыть сущность процесса социализации;
3. Выявить специфику подростковой субкультуры;
4. Исследовать особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности.
Теоретические методы: психоанализ, системный, сравнительно–исторический.
Эмпирический метод : анкетирование, интервью.
База исследования – МБОУ СОШ №38 г. Курска
Структурa курсовой рaботы состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
В результате изучения и анализа литературы по проблеме социализации подростков, мы пришли к следующим выводам.
Социализация – это вхождение человека в общество, ассимиляция определенная система ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активное самосозидание личности.
Выявлены особенности социализации подростков, что необходимо учитывать в работе и общении с ними. Кратко можно сказать, что особенности социализации подростков тесно связаны с их возрастными изменениями; с возникшими противоречиями, когда имеется несоответствие между возникшими у подростка потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.
Социализация подростков в общеобразовательной школе может определяться особенностями и условиями данного образовательного учреждения, затрудняя или облегчая адаптацию и индивидуализацию подростков. О степени адаптации подростка к обществу свидетельствует уровень его социализации.
Анализируя идею педагогического сопровождения О.С. Газман, выявлено, что ее сущность заключается в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на его реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в достижении успеха в самостоятельных действиях.
Мы также обнаружили, что педагогическая поддержка процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимуме по сравнению с поддержкой участие учителя. Педагогическая поддержка предполагает способность учителя быть рядом, следовать за учеником, сопровождая его в его индивидуальном прогрессе в обучении. Аккомпанемент рассматривается В. А. Сластениным и И. А. Колесниковой как основа форм педагогического поддержка, применимая к старшеклассникам [9].
Таким образом, если построить грамотно целесообразную педагогическое сопровождение, по выделенным нами направлениям, в соответствии с принципами, методами и этапами, которые были определены на основе анализа теории и практики, то может выступать действенным механизмом минимизации негативных последствий вовлечение в молодежные субкультуры данной категории учащихся и повышение уровня социализации подростков в целом.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе констатирующий и контрольный опыт показал, что педагогическая деятельность по педагогическому сопровождению процесса социализации подростков, вовлеченных в молодежную субкультуру в условиях общеобразовательной школы, будет эффективной, если она будет строиться целенаправленно и системно на основе разработанной программы педагогической поддержки при соблюдении следующих условий:
— разделение работы на индивидуальную и групповую;
— с учетом особенностей подросткового возраста;
— сложность когнитивной, эмоциональной и операциональной сфер реализации педагогического сопровождения;
— обеспечение сознательного отношения подростков к приобретению просоциального опыта.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Особенности социализации подростков
Социализация — это процесс интеграции человека с социальной системой, проникновения в социальную среду путем овладения им социальными нормами, принципами и ценностями, знаниями и умениями, позволяющими ему эффективно функционировать в обществе. Важным параметром социализации являются институты социализации, от которых зависит ее содержание. К институтам социализации относятся политические, экономические и социальные институты, в том числе семья, детские сады, школы, неформальные группы и официальные организации. Эффективность социализации зависит от нравственного, культурного и экономического состояния социальных институтов: семьи, школы и т. д.
В спорах о значении институтов для социализации личности предпочтение обычно отдается семье.
Ведь по сравнению с влиянием других социальных институтов семья занимает особое место в социализации личности. Его нельзя ничем заменить. Об этом свидетельствует судьба детей, воспитанных вне семьи. Как правило, эти люди страдают отсутствием адаптации, нарушением эмоциональных контактов, групповой идентичности.
Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно — в детском и подростковом возрасте. Изучая возрастные особенности социализации, многие авторы подчеркивают существенные различия специфики процесса социализации в разные возрастные периоды. Это подростковый возраст, в котором «правильное» поведение сменяется «плохим». Подросток пытается действовать против правил или взрослых. Он занят важной работой – воспитанием самостоятельности, самостоятельности. Конечно, такая работа не проходит без осложнений и ошибок [Щепанская, Т.Б.,2009].
На этом этапе родители не узнают своего ребенка – он сильно меняется. От почти полного послушания, свойственного маленьким детям, подростки нередко переходят сначала к сдержанному непослушанию, а затем к скрытому непослушанию родителям.
Уже в раннем подростковом возрасте заметно стремление ребенка к самоуважению. Особенно интенсивно это становится в возрасте 12-13 лет. Подросток стремится к самоутверждению в учебе, физическому и умственному совершенствованию, старается добиться успеха в любом виде деятельности.
В связи с быстрым ростом и перестройкой организма в подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».
Таким образом, особенности социализации подростка коррелируют с его потребностями в автономии и независимости, самоопределении, общении со сверстниками. Подросток применяет уже усвоенные на более ранних этапах жизни образцы поведения в обществе, продолжает осваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, достигает определенного более высокого социального статуса, получает общественное признание. Кроме того, он ориентируется на оценку своего поведения взрослыми и сверстниками.
Стремление к общественному признанию приводит подростка к подражанию взрослым, уважаемым окружающим сверстникам и даже моделям так называемых успешных людей, которых показывают СМИ.
Однако, как бы мы ни повышали роль школы в социализации, семья все же остается ее важнейшим социальным институтом. Именно поэтому успешная социализация учащихся в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, а тесное взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации всегда дает положительный эффект.
Трудности социализации старшеклассников в семье возникают в связи с тем, что по мере взросления их взгляды и понимание общественных явлений меняются и часто не совпадают с родительскими. При привычных для ранней юношества быстрых личностных изменениях вероятность расхождений во взглядах старшеклассников и родителей резко возрастает по сравнению с предыдущими периодами развития [Боголюбов, А.Ю.,2017].
Через направленность ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной деятельности старшеклассника приобретают характер устойчивых мотивов общения и деятельности и, пройдя сложный диалектический путь, превращаются в убеждения. Вот почему эффективную социализацию можно рассматривать как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей старшеклассника, которые наиболее благоприятны для развития общества и личности во всем богатстве и многообразии их потенциальные возможности.
Современные юноши и девушки еще не способны сделать четкий и осознанный выбор ценностей, выстроить устойчивую и стройную систему. Анализ содержательного аспекта ценностных ориентаций свидетельствует о доминировании у старшеклассников таких личностно значимых ценностей, как «здоровье», «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь». Ценности, связанные с активным отношением личности к окружающей действительности («общественное признание», «активная деятельная жизнь», «творчество»), менее значимы и занимают нижнюю часть иерархической структуры.
Для сельских юношей и девушек характерны: большая направленность интересов на возможность получения образования; высокий уровень «закрытости» тем, связанных со сферой секса, сексуального развития и т. д. Для юношей и девушек, обучающихся в городских школах, более актуальны другие проблемы: профессиональное самоопределение, поиск «понимания» и т. д.
Среди нравственных качеств одноклассников школьники больше всего ценят понимание, доброту, общительность, готовность помочь, честность. Выбор ценностных ориентаций в зависимости от пола свидетельствует об определенных различиях в предпочтениях юношей и девушек. Таким образом, юноши придают совместно выявленным ценностям жизненную мудрость, что объясняется стремлением как можно скорее стать взрослыми, ведь зрелость, как правило, связана с жизненной мудростью. Для девушек характерно стремление к лидерству, стремление продемонстрировать свою уникальность и неповторимость, поскольку наиболее значимыми они считают такие ценности: общественное признание, такие как уважение к окружающей среде, коллективу, товарищам, самостоятельность в действиях и суждениях, точность [Чупров В.И.,2014].
Подростковый возраст по многим причинам считается кризисным, поэтому неудивительно, что подростки в кризисе ориентируются именно на себе подобных, так как переживают то же самое и могут лучше их понять, чем родители или другие старшие. Подростки часто настолько полностью идентифицируют себя с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки групповых ценностей. Как правило, это усиливает остроту кризиса, делает отношения со старшим поколением более напряженными и конфликтными. Однако такая нетерпимость распространяется не только на пожилых [Башкатов, И.П.,2014].
Молодые люди могут сильно изолироваться в своем кругу и грубо отвергать «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением, культурным уровнем, вкусами и талантами, а нередко и забавными чертами одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков « их». Важно понимать (что не значит мириться или разделять) такую нетерпимость как защиту от «затуманивания» сознания идентичности». Такое стереотипное «идеологическое» видение себя и мира помогает подросткам справиться с кризисом и отсутствием более постоянной идентичности (кризис идентичности у подростков связан с тем, что они уже вышли из детства, но еще не приняты миром взрослых и не освоили принятые в этом мире роли) [Блохин М.В.,2014].