Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности социализации детей в сфере общения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты социализации детей в сфере общения. 6

1.1. Психолого-педагогический аспект
развития учащихся младших классов. 6

1.2. Особенности процесса
социализации в младшем
школьном возрасте. 10

Глава 2.
Практические аспекты социализации детей в сфере общения. 29

2.1. Организация и методы
исследования. 29

2.2. Анализ результатов исследования. 32

Заключение. 46

Список
использованных источников. 49

  

Введение:

 

Становление личности существенно зависит от всей
совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической
ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию
личности школьника.

Л.В. Мардакаев в «Словаре по социальной педагогике»
дает такое определение: «Социализация – это процесс становления личности. В
процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей
и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному
обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и
социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат».

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее
человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

В современных условиях все больше требуются активные
волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять
инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла
необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения
ребенка.

Степень изученности проблемы. В науке к настоящему времени накоплен
достаточный объем знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой
проблемы.

Проблемы
социализации личности разрабатываются представителями разных наук. Социологи
рассматривают влияние социализации на социальную структуру общества, систему
общественных отношений и подчеркивают, что с помощью социализации человек
приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни (А.
И. Кравченко, Г. В: Осипов, Н. Дж. Смелзер).

Психологические
исследования, выявляют социализирующие функции непосредственного окружения
человека, отмечая, что социализация способствует принятию и наследованию
ценностей, норм, культуры общества, овладению необходимыми социальными навыками
в разнообразных социальных взаимодействиях (Г. М. Андреева, И;. G. Кон, Б. П.
Парыгин, Д. И. Фельдштейн).

Объект исследования: общение младших школьников.

Предмет исследования: особенности социализации детей в
сфере общения.

Цель исследования: изучить особенности социализации
детей в сфере общения.

Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте
наблюдаются проблемы социализации детей, для чего необходима работа по
коррекции социализации.

Задачи исследования:

1. Изучить
психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов

2.
Проанализировать особенности процесса социализации в младшем школьном возрасте

3. Изучить
практические аспекты социализации детей в сфере общения.

Теоретико-методологическая основа
исследования:


аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г.
Дробницкий, Э.В. Заутурова,  М.С. Каган,
В.П. Тугаринцев и др.);

 — концепция
структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н.
Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных
периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников;

— эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент;

— математические и статистические методы обработки
экспериментальных данных.

Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении
научных представлений о способах социализации детей в
сфере общения.

Практическая значимость результатов
исследования
заключается в том, что  его материалы
могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов
образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.

База исследования: МАОУ
Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Улан-Удэ. выборка составила 15 субъектов: 8 девочек и 7 мальчиков младшего
школьного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Младший школьный возраст
является исключительно важным периодом жизни ребенка,
поскольку определяет его личностное и
психическое развитие. В процессе учебной
и социальной деятельности в эти годы у ребенка
формируются предпосылки для безболезненного перехода к подростковому периоду.

Переход к школьному
образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае,
если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для
дальнейшего формирования его личности. В младшем школьном возрасте выделяются
следующие особенности и основы психологических изменений в развитии:

¾ Изменения в
познавательной сфере ребенка.

¾ Память
приобретает четкий познавательный характер, растет формирование техник запоминания
информации.

¾ Изменения в
восприятии.

¾ Наблюдается
целенаправленное и произвольное внимание к объектам образовательной
деятельности.

¾ Развитие воли.

¾ Все школьные
мероприятия по своей природе являются абсолютно произвольными и, следовательно,
требуют строгой дисциплины.

¾ Абстрактное и
обобщенное мышление.

¾ Ребенок осознает
свои изменения в результате учебного процесса.

В то же время, как
отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего
ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и
качеств.

Основу социального развития младших школьников всегда составляет не какой-либо один фактор или причина, а
несколько, причем нередко они действуют в совокупности.

Основной целью
экспериментального исследования являлось изучение социализации детей в сфере
общения.

Экспериментальная выборка составила 15 субъектов: 8
девочек и 7 мальчиков.

Далее был определен уровень благополучия взаимоотношений в группе: было соотнесено число
членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II);

— с числом членов в группы, оказавшихся в
неблагоприятных группах (III-IV).  Если (I+II)больше, чем (III+IV), то уровень благополучия
взаимоотношений высокий, если (I+II) равно (III+IV), то уровень средний, если (I+II)меньше, чем (III+IV), то низкий.

Получается, что сумма категорий I-II ровна 8 человек
(53%), а III+IV = 7 человек (47 %).

Отсюда следует, что эти
категории практически равные. Отсюда можно сделать вывод, что уровень
благополучия взаимоотношений в данном коллективе средний.

Только
50% учащихся включили в круг значимых людей некоторых одноклассников, у 30%
были родители, братья и сестры, у 20% детей только родители.

Это
говорит о том, что в данном классе социализация происходит не на достаточном уровне,
необходима работа по реализации общения детей.

Реализация
работы по социализации детей в общении будет происходить по программе,
рассмотрим ее ниже.

Цель: создать
педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся
начальной школы овладеть навыками социализации.

Задачи
программы:

1 Формирование у учащихся начальных
классов умения ориентироваться в новой социальной среде;

2 Формирование положительной Я –
концепции;

3 Формирование коммуникативной культуры,
развитие умения общаться и сотрудничать;

4 Развитие волевой регуляции поведения и
деятельности;

5 Воспитание духовно–нравственных качеств
личности;

Реализация этой программы позволит ученикам безболезненно принять и освоить
новые социальные роли в школе, успешно функционировать в иной системе школьных
отношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей в сфере
общения

1.1. Психолого-педагогический
аспект развития учащихся младших классов Исходя из возрастной
периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом
учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое
сознание и мышление, развивает их соответствующие способности (рефлексия,
анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль
игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются
эффективным методом личностного развития младшего школьника. Следовательно, в
младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на
образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не
становится субъектом учебной деятельности, для этого ему необходимо создавать
условия. Благодаря тому, что активные действия являются основой игровой
деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик
становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.

Переход к школьному
образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае,
если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для
дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием
учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их
интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной,
социально значимой деятельности.

До 8 лет у детей можно
найти только репродуктивные образы-представления известных объектов или
событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в
основном статичны. Продуктивные образы-представления результата новой
комбинации некоторых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих
образов, вероятно, связано с началом обучения в школе [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы