Курсовая с практикой Педагогика/Психология Клиническая психология

Курсовая с практикой на тему Особенности школьной адаптации первоклассников с хроническими заболеваниями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Научно-теоретические
подходы к школьной адаптации первоклассников с хроническими заболеваниями.. 6

1.1. Основные подходы к школьной адаптации. 6

1.2. Особенности протекания школьной адаптации у
первоклассников с хроническими заболеваниями. 10

Глава 2. Исследование
особенностей процесса школьной адаптации первоклассников с хроническими
заболеваниями   15

2.1. Организация, методы и результаты исследования. 15

2.2. Практические рекомендации по оптимизации процесса
школьной адаптации первоклассников с хроническими заболеваниями. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

Библиографический список.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ. 34

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что начало школьного обучения
для ребенка — это период новизны и стрессовых ситуаций, а потому он является
чрезвычайно ответственным этапом в ее жизни. Усложненные требования программы,
а так же различные психофизиологические особенности ребенка не всегда дает
возможность первоклассникам быстро изменить свою привычную деятельность на
учебную. От того, насколько хорошо подготовлен ребенок к школе, умение ребенка
принять социальную роль школьника, умение общаться со сверстниками и взрослыми,
определять степень своей самостоятельности и свободы в коллективе
одноклассников, будет зависеть его успешная адаптация.

Особенно остро проблема о школьной адаптации стоит у детей с различными
хроническими заболеваниями. Данный факт обусловлен следующими обстоятельствами:

— по данным ВОЗ, количество детей с хроническими заболеваниями
увеличивается с каждым годом. Так, если количество первоклассников с
хроническими заболеваниями в 2010 году составляло только 10%, то по данным 2020
года, их количество возросло до 25%;

— из-за проблем тяжести заболеваний, их течения и последствий, дети с
хроническими заболеваниями имеют проблемы взаимодействия с окружающей средой,
не могут в целом адекватно реагировать на происходящие изменения в окружении, т.к.
такие дети более трех месяцев в году находятся в госпитализации и не могут
полноценно взаимодействовать с коллективом сверстников;

— у детей с хроническими заболеваниями, наиболее часто возникают проблемы
с успеваемостью уже на самых ранних этапах обучения, т.к. несмотря на частые
пропуски по болезни, учителя предъявляют к ним такие же требования, как и к
остальным детям. Таким образом, ребенок поневоле оказывается в числе отстающих,
не может соперничать со своими сверстниками;

— у детей с хроническими заболеваниями очень частно можно наблюдать и
отклонения в физических показателях. Такие дети не занимаются активным спортом,
из-за лекарств можно наблюдать заторможенность или перевозбудимость;

— у детей с хроническими заболеваниями наблюдаются проблемы и в
поведенческой сфере: болезненная восприимчивость своего заболевания зачастую
вызывает у ребенка негативизм не только по отношению к окружающим, но и к
самому процессу обучения в целом.

Именно поэтому в наше время проблема школьной адаптации первоклассников с
хроническими заболеваниями к обучению является актуальной и требует эффективных
средств помощи таким детям.

Процесс школьной адаптации является одним из самых изучаемых научных
объектов. Это объясняется, прежде всего, универсальностью этого явления, ведь
адаптационные процессы объективно обусловлены любыми динамическими изменениями,
происходящими в различных системах.

В психолого-педагогической литературе проблема адаптации изучалась на
разных уровнях — от раскрытия содержания понятия (Ю. Александровский, Ф.
Березин, В. Казначеев), к выявлению особенностей ее проявления в различных
видах деятельности (В. Мерлин, В. Рождественский, Я.Стреляу) и факторов,
детерминирующих этот процесс в тех или иных условиях (А. Мороз, М. Раттер).

Однако, до сих пор проблемы школьной адаптации у детей с хроническими
заболеваниями в научных исследованиях остались не решенными. Тем самым
актуальность данного исследования — неоспорима.

Объектом данного исследования выступила школьная адаптация
первоклассников с хроническими заболеваниями.

Предметом исследования стал процесс школьной адаптации первоклассников с
хроническими заболеваниями.

Цель исследования — проанализировать особенности школьной адаптации
первоклассников с хроническими заболеваниями.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что школьная
адаптация у первоклассников с хроническими заболеваниями будет проходить
намного сложнее, по сравнению с первоклассниками, не имеющих хронических
заболеваний.

Задачи исследования:

1. изучить научно-теоретические подходы к школьной адаптации
первоклассников,

2. определить особенности процесса протекания школьной адаптации
первоклассников с хроническими заболеваниями,

3. провести исследование школьной адаптации первоклассников с
хроническими заболеваниями,

4. разработать рекомендации по оптимизации процесса школьной адаптации
первоклассников с хроническими заболеваниями.

Методы исследования:

— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования,
аналитический и описательный методы;

— практические: исследование, тестирование, диагностирование;

— методы качественной и количественные обработки полученных результатов.

Практическая значимость полученных результатов в том, что полученные
результаты могут послужить основой для дальнейшего исследования школьной
адаптации младших школьников с хроническими заболеваниями, а предложенные
рекомендации могут лечь в основу разработки коррекционных программ и
направлений по оптимизации этого процесса.

Структура работы обусловлена логикой поставленных задач и состоит из
введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассматривая проблему
школьной адаптации, ученые и педагоги-практики в ее основных признаков чаще
всего относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм
поведения. Причины школьной дезадаптации чрезвычайно разнообразны. Они могут
быть вызваны не только несовершенством педагогической работы, неблагоприятными
социально-бытовыми условиями, но и хроническими заболеваниями.

Было выявлено, что адаптация —
универсальная форма взаимодействия человека с окружающей средой, сложное
социально обусловлено явление, а  процесс
адаптации протекает на биологическом, психологическом, социальном уровнях. Факторами,
влияющими на успешность адаптации ученика к обучению, является изменение
социальной позиции, социальное окружение.

Признаками дезадаптивных проблем первоклассника
являются состояния тревожности, фрустрации, депрессии, нехватка уверенности в
себе, невротические проявления.

Дети с хроническими
заболеваниями тяжелее приспосабливаются к школьной жизни, у них с первых дней
обучения наблюдается ухудшение состояния здоровья, которое может сопровождаться
возникновением нервных и психических заболеваний.

В связи с проблемами тяжести
заболеваний, их течением и последствиями дети с хроническими заболеваниями
имеют проблемы во взаимодействии с окружающей средой, не могут адекватно
реагировать на изменения в окружающей среде, так как такие дети
госпитализируются более трех месяцев в году и не может полностью
взаимодействовать с одноклассниками. У детей с хроническими заболеваниями чаще
всего возникают проблемы с успехом на самых ранних этапах обучения, потому что,
несмотря на частые пропуски занятий по болезни, учителя предъявляют к ним такие
же требования, как и к другим детям. Таким образом, ребенок неохотно
оказывается среди отстающих, не в состоянии конкурировать со своими сверстниками.
У детей с хроническими заболеваниями могут наблюдаться очень частные отклонения
в физической работоспособности. Такие дети не занимаются активными видами
спорта, из-за лекарств можно наблюдать заторможенность или повышенную
возбудимость. Дети с хроническими заболеваниями имеют проблемы в поведенческой
сфере: болезненная восприимчивость к их заболеванию часто вызывает у ребенка
негатив не только по отношению к своему окружению, но и к процессу обучения в
целом.

Безусловно, первоклассники, которые посещали детские
учреждения, значительно легче адаптируются к школе чем «домашние», не привыкли
к длительному пребыванию в детском коллективе, к определенному устойчивому
режиму. Легче проходит период адаптации к школе у здоровых детей. Они лучше
справляются с умственными и физическими нагрузками, по сравнению с детьми с
хроническими заболеваниями.

По результатам проведенного исследования, которое было
осуществлено на базе МОУ 122
г. Новосибирска среди детей с хроническими заболеваниями
и детей их не имеющих, было выявлено:

— дети, не имеющие
хронических заболеваний, в целом, отмечены педагогами, как успешно выполняющие
школьные задания, выполняют их легко и свободно, самостоятельно, настроение в
школе очень хорошее, и теплые и дружественные взаимоотношения с
одноклассниками;

— дети, имеющие хронические
заболевания, в целом, отмечены педагогами, как дети, которые плохо усваивают
материал, выполнят задания с трудом, для выполнения заданий нужна помощь, имеют
высокий уровень тревожности, депрессии, сфера общения с одноклассниками —
ограничена.

По статистическому критерию Манна-Уитни по всем
шкалам, результаты статистически различны: первоклассники с хроническими
заболеваниями статистически достоверно обладают низким уровне успешностью
выполнения школьных заданий, степенью усилий при выполнении школьных заданий,
самостоятельностью, сниженным уровнем настроения с которым ребёнок идёт в
школу, взаимоотношениями с одноклассниками. Общая оценка школьной
адаптированности на низком уровне — дети дезадаптированы. Тем самым гипотеза
исследования доказана полностью.

По результатам проведенного исследования были
разработаны рекомендации по оптимизации процесса школьной адаптации
первоклассников с хроническими заболеваниями.

Школьная дезадаптация у
первоклассников с хроническими заболеваниями, это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе в форме нарушений обучения и поведения,
конфликтных отношений, заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности,
искажений в личностном развитии.

Несоответствие требований,
предъявляемых к ребенку, ее возможностей является разрушительной силой для
растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении период  начального обучения. И, хотя проявления
школьной дезадаптации в этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее
последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.

Школьная дезадаптация
первоклассников с хроническими заболеваниями, требует различных приемов
коррекции.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические подходы к школьной
адаптации первоклассников с хроническими заболеваниями 1.1. Основные подходы к школьной
адаптации Как известно, адаптация является одной из центральных концепций биологии,
физиологии, психологии и многих других наук, которые изучают живые организмы,
особенно людей.

Адаптация (лат. Adapto — приспосабливать) — в широком смысле означает
приспособление к внешним раздражителям [12].

В
широком смысле адаптация означает «… любое взаимодействие индивида и среды, в
которой координируются их структуры, функции и поведение» [14].

В
узком смысле это определение рассматривается в контексте взаимоотношений
человека с небольшой группой. Здесь процесс адаптации понимается как вхождение
индивидуума в небольшую группу, усвоение им установленных норм, отношений,
занятие определенного места в структуре отношений между его членами [3].

Различают следующие вида адаптации:

Психологическая адаптация характеризуется приспособлением человеческой
психики к условиям окружающей среды и жизни.

Социальная адаптация — это явление, которое предполагает «адаптацию
человека к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений
с социальными объектами, роль пластичности поведения и интеграцию индивида в
социальные группы» [6]

Физиологическая
адаптация представляет собой устойчивый уровень активности и взаимосвязи
функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления,
обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма и трудовую активность
человека в различных (том числе и социальных) условиях существования,
способность к воспроизводству здорового потомства [1].

В
психологии адаптацию рассматривают как результат деятельности и  целостной самоуправляемой системы,
подчеркивая при этом ее системную организацию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы