Психолого-педагогическая диагностика детей с психическими нарушениями Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности сформированности счета и счётных операции у старших дошкольников с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 5

1.2 Особенности сформированности представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10

Глава 2. Исследование уровня сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития 16

2.1 Диагностика и результаты сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития 16

2.2 Система коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР 21

Заключение 33

Список используемой литературы 35


  

Введение:

 

Актуальность работы. В нашем современном обществе присутствует твердая тенденция напряженного роста количества детей с «задержкой психического развития» (ЗПР) различного генеза.

Сегодня отношение этих детей ко всему детскому населению составляет 20-30%, и этот параметр постоянно растет и образовывается из увеличивающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием, а также из увеличения количества детей с диагностируемой задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Б.П. Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.).

Степень разработанности темы исследования. Изучение особенностей формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольников с ЗПР интересует многочисленных исследователей. Данная проблема рассматривается как в общей, так и специальной психолого-педагогической литературе.

Проблемы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику, выдающимися представителями которой были и остаются Я.А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и прочие. Значительное воздействие на становление теории и методики формирования элементарных математических представлений оказали исследования Г.С. Костюка, К.Ф. Лебединцева, Н.А. Менчинской и других ученых, основанные на психолого-педагогических идеях Л. С. Выготского.

Объект исследования – процесс формирования счета и счетных операций у старших дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования – представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования – изучить особенности сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с ЗПР.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;

2. рассмотреть особенности сформированности представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

3. провести исследование уровня сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития;

4. разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что счетная деятельность – это называние числительных по порядку с выделением итогового числа. В процессе овладения счетной деятельностью дети дошкольного возраста сначала осваивают счет конкретных предметов, звуков, движений, затем развивается отвлеченная счетная деятельность с использованием чисел, цифр и различных арифметических действий. Развитие счетной деятельности у детей дошкольного возраста проходит в пять этапов, они должны научиться называть числительные от «0» до «10» в прямом и обратном порядке; соотносить каждое числительное с соответствующей группой предметов; в конце счета подводить его итог. Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. При обучении счету дети пользуются такими приемами, как установление равенства и неравенства групп предметов способами наложения и приложения предметов, сравнение двух чисел, сопоставление их. У детей старшего дошкольного возраста развиваются счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 10. В процессе обучения счету дети одновременно знакомятся с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Что касается действий сложения и вычитания, то шестилетние дети успешно решают примеры в пределах 5 отвлеченно  в словесной форме, в пределах 10  с опорой на наглядный материал, успешно решают простые задачи на сложение и вычитание, правильно объясняют ответы. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста должны владеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством предметов, уметь решать арифметические задачи.

Задержка психического развития  это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемой в интеллектуальной деятельности. Детям старшего дошкольного с задержкой психического развития свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению познавательной деятельности, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Дети старшего дошкольного с задержкой психического развития не владеют счетом или наблюдается неосознанный механический счет в прямом порядке, отсутствие обратного счета, а также «безытоговый» счет. В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР

Изучение ЗПР у дошкольников считается актуальной проблемой специальной психологии.

Создание методов психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития требует глубокого понимания специфических особенностей их психологического развития на различных возрастных этапах .

Дошкольники с задержкой психического развития – это менее изученная группа, ведь клинические проявления того состояния в раннем возрасте схожи с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи и даже педагогической запущенностью .

Впервые термин «задержка психического развития» предложила советский психиатр Сухарева Г.Е в 1959 году.

Понятие «ЗПР» употребляется в отношении к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — функциональной либо органической .

Лебединская К.С. выделяет 4-е группы детей с задержкой психического развития:

1. При задержке психического развития конституционального происхождения ребенок отстает в весе и росте, сохраняет черты лица, характерные для более младшего возраста.

Такие дети характеризуются выраженным отставанием в развитии эмоциональной сферы: при наибольшей выраженности и яркости эмоций

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы