Курсовая с практикой на тему Особенности сформированности счета и счётных операции у старших дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 5
1.2 Особенности сформированности представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
Глава 2. Исследование уровня сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития 16
2.1 Диагностика и результаты сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития 16
2.2 Система коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР 21
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение:
Актуальность работы. В нашем современном обществе присутствует твердая тенденция напряженного роста количества детей с «задержкой психического развития» (ЗПР) различного генеза.
Сегодня отношение этих детей ко всему детскому населению составляет 20-30%, и этот параметр постоянно растет и образовывается из увеличивающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием, а также из увеличения количества детей с диагностируемой задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Б.П. Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.).
Степень разработанности темы исследования. Изучение особенностей формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольников с ЗПР интересует многочисленных исследователей. Данная проблема рассматривается как в общей, так и специальной психолого-педагогической литературе.
Проблемы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику, выдающимися представителями которой были и остаются Я.А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и прочие. Значительное воздействие на становление теории и методики формирования элементарных математических представлений оказали исследования Г.С. Костюка, К.Ф. Лебединцева, Н.А. Менчинской и других ученых, основанные на психолого-педагогических идеях Л. С. Выготского.
Объект исследования – процесс формирования счета и счетных операций у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучить особенности сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;
2. рассмотреть особенности сформированности представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. провести исследование уровня сформированности счета и счетных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития;
4. разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что счетная деятельность – это называние числительных по порядку с выделением итогового числа. В процессе овладения счетной деятельностью дети дошкольного возраста сначала осваивают счет конкретных предметов, звуков, движений, затем развивается отвлеченная счетная деятельность с использованием чисел, цифр и различных арифметических действий. Развитие счетной деятельности у детей дошкольного возраста проходит в пять этапов, они должны научиться называть числительные от «0» до «10» в прямом и обратном порядке; соотносить каждое числительное с соответствующей группой предметов; в конце счета подводить его итог. Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. При обучении счету дети пользуются такими приемами, как установление равенства и неравенства групп предметов способами наложения и приложения предметов, сравнение двух чисел, сопоставление их. У детей старшего дошкольного возраста развиваются счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 10. В процессе обучения счету дети одновременно знакомятся с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Что касается действий сложения и вычитания, то шестилетние дети успешно решают примеры в пределах 5 отвлеченно в словесной форме, в пределах 10 с опорой на наглядный материал, успешно решают простые задачи на сложение и вычитание, правильно объясняют ответы. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста должны владеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством предметов, уметь решать арифметические задачи.
Задержка психического развития это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемой в интеллектуальной деятельности. Детям старшего дошкольного с задержкой психического развития свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению познавательной деятельности, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Дети старшего дошкольного с задержкой психического развития не владеют счетом или наблюдается неосознанный механический счет в прямом порядке, отсутствие обратного счета, а также «безытоговый» счет. В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития представлений о счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР
Изучение ЗПР у дошкольников считается актуальной проблемой специальной психологии.
Создание методов психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития требует глубокого понимания специфических особенностей их психологического развития на различных возрастных этапах .
Дошкольники с задержкой психического развития – это менее изученная группа, ведь клинические проявления того состояния в раннем возрасте схожи с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи и даже педагогической запущенностью .
Впервые термин «задержка психического развития» предложила советский психиатр Сухарева Г.Е в 1959 году.
Понятие «ЗПР» употребляется в отношении к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — функциональной либо органической .
Лебединская К.С. выделяет 4-е группы детей с задержкой психического развития:
1. При задержке психического развития конституционального происхождения ребенок отстает в весе и росте, сохраняет черты лица, характерные для более младшего возраста.
Такие дети характеризуются выраженным отставанием в развитии эмоциональной сферы: при наибольшей выраженности и яркости эмоций