Курсовая с практикой на тему Особенности сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного
возраста с нарушениями интеллекта. 5
1.1. Понятие
«навыки самообслуживания» как психолого-педагогический феномен 5
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта. 8
1.3.
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
с нарушениями интеллекта. 13
Глава 2.
Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта. 19
2.1.
Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. 19
2.2.
Организация и содержание работы по формированию навыков самообслуживания у
детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 22
2.3. Анализ
результатов исследования. 30
Заключение. 33
Список
литературы.. 35
Введение:
В современных условиях
для правильной социальной адаптации детей необходимы не только определённые
знания, но и умения использовать их в повседневной жизни. Поэтому одной из
важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков,
необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в
воспитании любого ребенка, но в отношении ребёнка с нарушением интеллекта приобретает
особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только
снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их
деятельность по уходу за ребенком), но и способствует укреплению его
уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии и
формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки для
развития других видов деятельности. Поэтому формирование у детей с нарушением
интеллекта базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков
должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях, так и в
семье.
Проблемой формирования
навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта занимались Е.А.
Кинаш, Е.В. Моржина, А.А. Мифтвахова, С. Паустовская, Е.Т. Смирнова, Н.
Чулкова, Т. Яковец и др. Все они пришли к выводу о том, что труд по
самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к
порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого,
уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Простейшая
предметно-манипулятивная практическая деятельность является наиболее легко
осваиваемой детьми дошкольного возраста. Именно эта деятельность, как правило,
обеспечивает переживание успеха и обладает наибольшей побудительной силой для
ребенка. Однако у умственно отсталых детей даже она вызывает серьезные
затруднения,
Заключение:
Навыки самообслуживания
играют важную роль в повышении адаптационных возможностей у дошкольников с нарушением
интеллекта, они развивают самостоятельность и речь, мелкую моторику рук,
повышает самооценку, является важным шагом на пути к независимости. Навыки
самообслуживания у дошкольников с нормативным развитием формируются под
воздействием воспитания при определённом уровне развития мышления и т. д. В
формировании навыков самообслуживания играет важную роль подражание взрослым,
эмоции, полученные от самостоятельности и повышение самооценки среди
коллектива. Обучающийся с нормативным развитием умеет делать практически все
самостоятельно: одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми
приборами, а также поддерживать чистоту и порядок в своей комнате или в классе.
Дошкольники с нарушением
интеллекта характеризуется отсутствием прогредиентности состояния, на всех
этапах психических процессов имеют место элементы недоразвития, а в некоторых
случаях атипичное развитие психических функций. У дошкольников с разной
степенью умственной отсталости наблюдается: расстройства мышления, речи, не
зрелость эмоционально-волевой сферы, особенности восприятия, внимания и памяти.
Формирование навыков
самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта не происходит
самопроизвольно. При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать
особенности дошкольников: различные нарушения движений, слухового и зрительного
восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития
функций контроля, нарушения интеллектуального развития.
В практической части был
осуществлен подбор методики исследования с выделением критерия и уровней
формирования умений детей по каждому
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта 1.1. Понятие «навыки
самообслуживания» как психолого-педагогический феномен
Воспитание способности к
самообслуживанию у ребёнка сильно связано, с приучением его к самостоятельной
деятельности.
Навык – это действие,
доведенное до автоматизма, обусловленное путем многократного повторения, оно
производится безотказно, быстро и одинаково в независимости от внешних
факторов. Навык, который стал потребностью – это привычка.
Воспитание навыков и
привычке к самообслуживанию себя позволяет эффективно решать задачи увеличения
представлений и знаний детей об окружающих нас вещах, воспитания сенсорики,
развития речевого аппарата и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, а
также умения выполнять действия, подражая словесной инструкции, умение
ориентироваться на представленный образец и соблюдать правильную
последовательность действий.
Самообслуживание – это обслуживание
самого себя, без посторонней помощи и обслуживающего персонала. В нашем случае
дети дошкольного возраста обслуживают себя без помощи взрослых.
С точки зрения
психологов, самообслуживание – это труд, направленный на удовлетворение личных
потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с
соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей личной одеждой.[1]
Самообслуживание – это
постоянная забота о чистоте тела, опрятности в одежде, готовность сделать для
этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней
потребности, соблюдать гигиенические правила.
По мнению отечественного
ученого педагогики К.Д. Ушинского, «формирование культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания одно из важнейших направлений в работе с
детьми».[2]
В своих работах Л.Ф.
Островская пишет: «Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о
порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без
требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические
требования».[3]
Г.А. Урунтаева считает:
«Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно
приложить волевые усилия».[4]
Оценивая воспитательное
значение самообслуживания, прежде всего, следует выделить его жизненную
необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных
потребностей ребенка. Навык самообслуживания это-понятие, употребляемое в
дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и
обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды. В педагогическом
отношении навыки самообслуживания это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно
связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности.[5]
Исходя из этих положений,
можно сказать, что самообслуживание является основным видом труда ребенка
дошкольного возраста. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий
должно приучать детей к систематическому труду. Именно через самообслуживание
ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми,
осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт
важность заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о
себе и окружающих его людях.
В современных условиях
остро стоит вопрос формирования у детей навыков самообслуживания в обществе и в
домашних условиях. При этом общество в разные периоды развития к ребенку предъявляет
разные требования, обусловленные сформировавшимися установками. Поэтому
формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста столь же
важно для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Формирование
умений и навыков самообслуживания отождествлены с культурно-гигиеническими и
санитарно-гигиеническими навыками, так как напрямую связаны с соблюдением
чистоты и порядка. Самообслуживание также является видом детского труда,
которое направленно на обслуживание самого себя, а именно: одевание,
раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.
На сегодняшний день
задачи развития навыков самообслуживания остаются актуальными на всех
возрастных этапах развития личности дошкольников. Следует обратить внимание на
то, что взрослые, окружающие ребенка, должны оказывать помощь в развитии умений
и навыков самообслуживания, тем самым вызывать у детей желание и потребность в
приобретении собственного опыта, в получении определенных умений,
способствующих успешной социализации.
Таким образом,
формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста способствуют
процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он
будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным
его членом. У дошкольника развиваются самостоятельность, умение преодолевать
трудности, способность к волевым усилиям. [1] Востроилова Н. В. Проблема
развития самостоятельности у детей 2-3 лет / Н. В. Востроилова // Дошкольная
педагогика. 2015. № 2. С. 8-11. [2] Молодова Л.П. Методика работы с
детьми по развитию культурно-гигиенических навыков : методическое пособие /
Л.П. Молодова. Минск: Ковчег. 2014. 128 с. [3] Островская Л.Ф.
Культурно-гигиенические навыки старших дошкольников и ее развитие / Л.Ф.
Островская, Р.С. Буре // Воспитатель и дети, 2017 №7. С. 9-13. [4] Урунтаева Г. А. Как приобщить
малыша к гигиене и самообслуживанию: методическое пособие / Г.А. Урунтаева,
Ю.А. Афонькина. – Москва : Просвещение, 2005. 275 с. [5] Флерина Е.А.
Культурно-гигиенические навыки : учебное пособие / Е.А. Флерина / Под ред. Д.В.
Менджерицкой. – Москва : Наука, 2015. 182 с.