Специальной педагогики и психологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности сформированности навыка пересказа у младших школьников с ЗПР.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития младших школьников с ЗПР 5

1.1. Характеристика учащихся с задержкой психического развития 5

1.2. Особенности физического развития детей с задержкой психического развития 13

Глава 2. Практические аспекты сформированности навыка пересказа у младших школьников с ЗПР 20

2.1. Диагностика сформированности навыка пересказа у младших школьников с ЗПР 20

2.2. Рекомендации по формированию навыка пересказа у младших школьников с ЗПР 28

Заключение 32

Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.

Изучив специальную литературу по данной теме, мы предполагаем, что формирование навыка пересказа является эффективным средством раз-вития речи младших школьников с ЗПР. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразитель-ных средств языка.

В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков по-строения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. У учащихся происхо-дит формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание высказывания с предметом и темой высказывания.

Проблема широко отражена, какв отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Мар-кова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и в за-рубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

Цель исследования: изучить особенности сформированности навыка пересказа у младших школьников с ЗПР.

Объект исследования: у младшие школьники с ЗПР.

Предмет исследования: процесс формирования навыка пересказа у младших школьников с ЗПР.

В соответствии с целью нами определены задачи исследования:

1. Охарактеризовать учащихся с задержкой психического развития

2. Изучить особенности физического развития детей с задержкой пси-хического развития

3. Провести диагностику сформированности навыка пересказа у млад-ших школьников с ЗПР

4. Предложить рекомендации по формированию навыка пересказа у младших школьников с ЗПР

Теоретико-методологическая основа исследования:

— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как ме-тодологической основы ФГОС начального образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);

— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Бра-тусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников;

— эмпирические: наблюдение, беседа;

— математические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обо-гащении педагогических знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной дея-тельности педагогов образовательных организаций и организациях допол-нительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Всем детям с задержкой психического развития свойственно отставание в речевом развитии. Недоразвитие речи носит системный характер и прояв-ляется как правило, в задержке формирования, а в сложных случаях – в от-сутствии фразовой речи.

У детей с задержкой психического развития замедляется период дет-ского «словотворчества», затягивается процесс использования в речи «неологизмов». Дети с задержкой психического развития плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встреча-ется много неправильных грамматических конструкций.

До настоящего времени не существует как четких диагностических ра-мок ЗПР, так и единого мнения о возрасте, до которого правомерен данный диагноз. Ошибки при диагностике задержек психического развития ведут к выбору неадекватной обучающей программы и возникновению школьной дезадаптации, на фоне которой в дальнейшем может формироваться девиа-нтное поведение. Все вышеупомянутое обуславливает актуальность данного литературного обзора.

Проведенные нами исследования продемонстрировали, что школьники с задержкой психического развития с большим трудом могут составлять предложения и фразовые высказывания. Так же, что является не маловаж-ным, дети с задержкой психического развития при составлении предложений делали ошибки в употреблении словоформ, нарушали грамматическую связь слов в тексте, долго обдумывали ответ, нарушали порядок слов. Абсолютно все задания вызвали затруднения при выполнении их детьми с аномальным психическим развитием, ни один ребенок не смог выполнить задания само-стоятельно, без подсказок.

Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что дети, име-ющие отклонения в психическом развитии не имеют высокого или же средне-го уровня владения навыками составления фразовых высказываний и пере-сказа.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЛАД-ШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1. Характеристика учащихся с задержкой психического развития

В отечественной педагогике и психологии комплексное изучение детей с задержкой психического развития как особенности и аномалии детского раз-вития началось в 60-е годы двадцатого века. На сегодняшний день изучение и исследование таких детей развернуто еще в большей степени, чем раньше.

Так, последние результаты говорят о наличии разнообразных наруше-ний в психической и личностной сфере детей с задержкой развития. Такие нарушения индивидуального характера имеют свои отличительные особен-ности их компенсации. Однако существуют единые критерии для определе-ния понятия задержки психического развития.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что поня-тие задержки психического развития является обратимым недостатком раз-вития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического разви-тия позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, пси-хомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально- волевой сферы и прочее [1, c. 79].

Дети с задержкой психического развития могут характеризоваться ря-дом признаков, по которым возможно определение данного состояния от та-ких нарушений, как педагогическая запущенность или олигофрения. Данное утверждение находит свое подтверждение в работах специалистов, которые отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них фор-мируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обу-чаемость. Однако представляется важным отметить, что, несмотря, на все перечисленные нами характеристики, без специальной коррекционной рабо-ты, такие дети стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморф-ной клинической симптоматики — незрелости сложных форм поведения, ин-формированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истоща-емости, утомляемости, низкой работоспособности.

Далее нам бы хотелось перейти к вопросу классификации вариантов задержки психического развития для наиболее полной характеристики дан-ного нарушения. В литературе нами были встречено несколько подходов и концепций к выделению типов и вариантов задержки психического развития личности ребенка. Так, в соответствии с подходом К.С. Лебединской, кото-рая разработана на основе этиопатогенетического подхода, выделены следу-ющие варианты задержки психического развития.

1. Церебрально-органический генез. Данный вариант задержки психического развития характеризуется незрелостью и поврежденностью ря-да психических функций личности. В соответствии с подходом Юрковой И.А., таким детям свойственен органический инфантилизм, который харак-теризуется отсутствием живости и яркости в проявлении и переживании эмоций, отличается бедностью воображаемых образов, творческим подходом к игре, наличием монотонности и однообразием в игре и учебной деятельно-сти. Все это, как отмечает автор, сопровождается двигательной растормо-женностью. С точки зрения другого автора, а именно Ковалева В.В., при данном варианте развития задержки психического развития выявляется наличие эмоциональной незрелости в сочетании с повышенной интеллекту-альной недостаточностью, повышенным уровнем утомляемости и низкой ра-ботоспособностью.

2. Конституциональный психический и психофизический инфанти-лизм. В соответствии с данным вариантом развития в первую очередь выде-ляются черты эмоциональной и личностной незрелости, которые сочетаются с инфантильностью психики в целом. Такая инфантильность психики соот-ветствует и инфантильному телосложению такого ребенка, «детскостью» мимики, преобладающими эмоциональными реакциями в поведении. В дан-ном варианте задержки психического развития дети могут проявлять нестан-дартный и творческий подход к игровой деятельности, которая для них яв-ляется более привлекательной, чем деятельность учебная. Такие дети не лю-бят и не хотят заниматься, учиться, что в свою очередь выливается в форми-рование трудностей, связанных с социальной адаптацией личности в обще-стве. Специалисты отмечают отличительные особенности детей данного ва-рианта задержки психического развития:

• Инфантильное телосложение;

• Яркость и выразительность эмоций;

• Непосредственность поведения;

• Наивность;

• Преобладающий тип мотивации – эмоциональный,

• Предпочтение игровой деятельности;

• Изобретательность;

• Активность.

Среди специалистов в данной области принято считать, что трудности в межличностных взаимодействиях ребенка, трудности в обучении, в целом характеризующееся как школьная дезадаптация, может быть связана, прежде всего, с несформированностью учебной мотивации и слабостью волевых установок. Как отмечают Мельникова А.Ф. и Сухарева Г.Е., можно говорить о конституциональной природе незрелости эмоционально-волевой сферы, о че свидетельствуют сохранность интеллекта, общая гармоничность облика, а также данные наследственности [6, c. 59].

3. Соматогенное происхождение задержки психического развития ребенка. Данный вариант возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы. Таких детей в первую очередь отмечает физическая и психическая астения, которая приводит сни-жению уровня работоспособности, что впоследствии приводит к формиро-ванию таких черт личности как робость, боязливость. Такой ребенок, вслед-ствие своего физического и психического развития растет в ограниченных условиях, что способствует сужению круга общения, сужению восприятия окружающего мира. На фоне всего этого может развиваться вторичная ин-фантилизация, которая способствует формированию таких особенностей личности, как эмоциональная и личностная незрелость, снижение работоспо-собности, повышение утомляемости. Все это не позволяет ребенку достичь нормы в психическом и физическом развитии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы