Курсовая с практикой на тему Особенности семейного воспитания детей с нарушениями ОПДА
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ
С ОПДА.. 5
1.1.
Психолого-педагогическая и анатомо-физиологическая характеристика детей с
нарушениями ОПДА.. 5
1.2.
Понятие семейного воспитания и особенности детско-родительских отношений 13
1.3.
Влияние семьи на личностное развитие детей с нарушениями ОПДА.. 19
Выводы по 1
главе. 22
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПДА.. 25
2.1.
Организация, содержание и методы исследования. 25
2.2. Анализ
и интерпретация полученных результатов исследования. 27
2.3.
Направления воспитательной работы в семьях с детьми с ОПДА.. 37
Выводы по 2
главе. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65
Приложение
А.. 66
Введение:
Актуальность исследования
детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОПДА,
обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные
социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно
исследованиям российских социологов, для начала XXI века характерной тенденцией
социального развития является значительный рост семейного неблагополучия [49].
Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье,
а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал
семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска» [51].
Современная
социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи и детей
направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и возможности
попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего удовлетворения
потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального развития,
предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из родной семьи, а
направленные на восстановление способности семьи заботиться о ребенке.
Объектом исследования являются детско-родительские отношения в семьях, где воспитываются дети с ОПДА.
Цель исследования:
изучить содержание, основные направления и формы взаимодействия учреждений
культуры, семьи и школы в семейном воспитании детей с ОПДА.
Предмет: содержание, основные направления и формы взаимодействия учреждений
культуры, семьи и школы в семейном воспитании детей с ОПДА.
Мы выявили
следующие задачи для изучения
детско-родительских отношений в семьях, где
воспитываются дети с ОПДА:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты детско-родительских отношений;
2. Охарактеризовать
формы реализации семейного воспитания;
3. Провести экспериментальную работу по изучению содержания, основных направлений и форм
взаимодействия учреждений культуры, семьи и школы в семейном воспитании детей с
ОПДА;
4. Разработать
и описать программу, направленную на развитие детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОПДА.
Гипотеза
исследования: сформированные
положительные детско-родительские отношения в семьях с детьми с ОПДА будут
способствовать улучшению процесса воспитания таких детей.
Основные
методы исследования: теоретический
анализ научной литературы, изучение и анализ документов, наблюдение,
эмпирические исследования, анкетирование. В работе использовался тест-опросник
родительского отношения (ОРО), методики А.Я. Варги, В.В. Столина, методика
Даймонда, тест коммуникативного развития.
База исследования: КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и
детям «Приморский»».
Практическая значимость результатов
исследования: результаты
работы могут быть использованы в дальнейших разработках заявленной проблемы.
Структура работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения
Заключение:
В нашей работе
мы рассмотрели и изучили отношения между ребенком c ОПДА и родителем.
Проведенный
анализ литературы позволил сделать выводы о том, что детско-родительские
отношения обладают своеобразной структурой, содержащей две основных
составляющих: отношение родителей к ребенку и отношение ребенка к родителям.
Отношение родителей к ребенку – сложный и многогранный феномен, включающий
множество других элементов. В изучении отношения родителей к ребенку
исследователями на сегодняшний день не определено единой четко обозначенной
структуры.
Исследование
проводилось на базе КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям
«Приморский»». Выборку составили 10
родителей, 8 детей подросткового возраста, мужского пола – 5, женского – 3. Возраст детей от 11 до 15 лет.
На первом
этапе исследования производилась проверка исходного уровня детско-родительских
отношений в исследуемых семьях.
В работе
использовался тест-опросник родительского отношения Столина. Использование
теста-опросника родительского отношения Варги-Столина принесло такие
результаты. Было отмечено, что значительная часть опрошенных родителей нередко
достаточно негативно относится к собственному ребенку. Они воспринимают его
поведение как раздражитель, не проявляют к нему должного внимания и уважения
как к личности.
На втором
этапе была разработана программа, направленная на развитие детско-родительских
отношений в семьях. Эта программа была предназначена для преодоления выявленных
в ходе опроса разногласий между детьми и родителями в семьях. В результате работы
в рамках программы ожидается укрепление авторитета родителей, улучшение их
морального облика, формирование готовности к диалогу с ребенком. Занятия
призваны воспитать у взрослых уважение к личности ребенка, понимание его
интересов, стремление видеть в нем человека. Дети же, в свою очередь, по итогам
занятий в рамках программы должны увидеть своих родителей с другой стороны,
понять их, воспитать в себе уважение к ним, стремление помогать, преодолеть
последствия подросткового антагонизма по отношению к родителям.
В ходе работы происходит установление контактов
между членами группы, доверительных отношений. Родители получают возможность
доверительно поговорить с детьми, а дети, в свою очередь, могут рассказать
родителям то, что их наиболее волнует, без стеснения и боязни. Главными итогами
программы можно назвать раскрепощение детей и родителей, которое помогает им
восстановить утраченный контакт
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С ОПДА 1.1. Психолого-педагогическая
и анатомо-физиологическая характеристика детей с нарушениями ОПДА
На сегодня существует большое количество методов, позволяющих раскрывать
принципы деятельности головного мозга. Новые техники сканирования живого мозга
и получения его изображений позволяют изучать активность головного мозга и
описывать изменения, происходящие в клетках мозга при различных поражениях [4].
Раскрытие генетического кода человека позволило выделить гены, от которых
зависит интеллект и темперамент, а также гены, которые могут привести к
болезням мозга. Сложные методы исследования связей между клетками мозга
обнаружили, что в мозге взрослых людей есть клетки, позволяющие генерировать
неограниченное количество нейронов. Теперь исследователям известно не только
то, как мозг кодирует информацию, занося ее в память на молекулярном уровне, но
и имеют возможности управлять этим процессом. На снимках, которые были сделаны
с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), были выделены не только
зоны мозга, которые активируются во время прослушивания песен, но и те зоны,
которые активируются (и, что очень важно, активация) во время медитаций и
религиозных обрядов [13].
Самое важное, на что необходимо обратить внимание, это более раннее
выявление отставания ребенка с физическими недостатками в интеллектуальном
развитии. Наиболее оптимальным возрастом для этого является дошкольное детство,
когда ребенок обладает высоким уровнем чувствительности и пластичности нервной
системы, высоким уровнем компенсаторных возможностей и особенно нуждается в
психологической коррекционной помощи.
Для развития мозга ребенка очень важны первые три года жизни. Если ребенок
не будет развиваться в течение этих лет, то он может потерять некоторые
возможности в развитии. Мозг маленького ребенка постоянно ищет пути для
саморазвития. Отсутствие заботы о личностном и интеллектуальном развитии
ребенка может значительно сузить поток информации, которая необходима ребенку,
чтобы его мозг развивался нормально. Кроме того, отсутствие родительской заботы
может лишить ребенка уверенности в себе, которая необходима для решения
дальнейших задач. Результатом плохого отношения становятся проблемы с
познавательными способностями, а также склонность к депрессии в будущем [5].
В то же время быстрые темпы развития ребенка в преддошкольном и дошкольном
возрасте, а также отсутствие каких-либо требований со стороны родителей и
воспитателей могут оставить без внимания различные отклонения ребенка от
нормального развития. А уже школа становится тем индикатором, который
показывает все проблемы в интеллектуальном развитии ребенка. В таком случае
первичные нарушения интеллекта ребенка сопровождаются появлением вторичных
деформаций личности, появлением различных психосоматических и
психоневрологических патологий, быстрой потерей интереса к процессу обучения. В
такой ситуации страдают не только дети, но и их родители [14].
По мнению И. Ильиной, оптимальным методом, позволяющим не только
количественно, но и качественно оценить уровень интеллекта, является метод
клинико-психологического анализа. Этот метод рассматривается как интенсивное
изучение частного случая и позволяет достаточно объективно дифференцировать
нормальное и имеющее отклонения интеллектуальное развитие ребенка.
По мнению Д. Ф. Петрусевич, в клинико-психологический метод необходимо
включить комплексное исследование ребенка с использованием таких методов, как
беседа, наблюдение, анализ аналитических данных, психометрические тесты,
сочетающие в себе количественный и качественный анализ полученных данных [34].
Комплексный клинико-психологический метод позволяет не только определить
уровень интеллектуального развития ребенка относительно возрастного норматива,
но и понять, какими путями ребенок пришел к этому результату, каков ее
потенциал, динамические характеристики, «зона ближайшего развития», скорость
обучения, мотивация, особенности личности [12].