Курсовая с практикой на тему Особенности саморазвития в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы саморазвития подростков 5
1.1. Феномен саморазвития в психологии 5
1. 2. Особенности подросткового возраста 9
1.3. Исследование саморазвития в подростковом возрасте (методы, методики) 14
2. Исследование уровня саморазвития подростков 20
2.1. Описание исследования 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 29
Введение:
Актуальность темы. Выпускникам школ и молодым специалистам предъявляют повышенные требования к самостоятельности, ответственности, инициативности при приёме на хорошую работу. А всего этого можно достичь только в случае непрерывного обучения и саморазвития. Саморазвитие необходимо не только для приёма на работу, но и для решения сложных жизненных задач.
Каждый этап развития человека отличается своим специфическим содержанием. Особая роль в процессе становления человека как личности, а также в вопросах саморазвития принадлежит подростковому возрасту.
Именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как субъект жизнедеятельности, как личность, обладающая определёнными чертами, ищет своё место в жизни. Самопознание в данном процессе имеет ключевое значение. В подростковом возрасте происходит открытие своего «Я» на новом уровне, осмысление и переосмысление настоящего.
Если в подростковом возрасте ребёнок понимает и осознаёт необходимость саморазвития, то в будущем он будет всегда развиваться и добьётся любых намеченных целей. Взрослым же нужно помочь подростку изучить себя, найти в себе положительные и отрицательные черты, стараться устранить свои недостатки и максимально развить достоинства.
Анализ существующей практики образования и педагогики показывает, что саморазвитию посвящено очень мало времени в процессе воспитания детей. Недооценка данного явления приводит к тому, что подростки не хотят развиваться вообще. А такая ситуация приводит к появлению пассивных и инертных взрослых. Понимая важность данной темы, она была взята для написания курсовой работы.
Понятие саморазвития рассматривали в своих исследованиях такие ученые как В.Г. Маралов (саморазвитие как активность личности), Л.И. Рувинский (самопознание как становление самосознания), Г.А. Цукерман (как способность самостоятельно ставить и решать задачи для изменения самого себя), М.А. Щукина (самосознание как процесс осознанного, качественного изменения личности).
Цель курсовой работы: выявить особенности саморазвития у подростков.
Гипотеза: саморазвитие подростков имеет свои уникальные черты.
Объект исследования: саморазвитие как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности саморазвития у подростков.
Задачи курсовой работы:
1. Описание феномена «саморазвития» в психологии;
2. Выявление особенностей подросткового возраста;
3. Исследование саморазвития в подростковом возрасте.
Для достижения поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы;
2. Проведение анкетирования среди подростков.
Эмпирическое исследование проводилось на базе БОУ «СОШ № 38» г. Москвы. В исследовании приняли участие 10 подростков.
Заключение:
Существует несколько подходов к пониманию саморазвития.
Саморазвитие в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского мыслится как история овладения самим собой и своим поведением.
В антропологической концепции Б.Г. Ананьева саморазвитие является способом качественного самоизменения в направлении к альтернативному, желаемому, выбираемому будущему состоянию «Я».
В акмеологии под саморазвитием понимается центральная характеристика личности, компонент личностной зрелости, тенденция к самораскрытию, саморазвертыванию творческого потенциала человека. Саморазвитие – это средство достижения жизненно важных целей.
В субъектном подходе С. Л. Рубинштейна саморазвитие рассматривается как одно из свойств субъекта, как более высокая форма развития, как процесс непрерывного жизнетворчества.
Стремление к саморазвитию является закономерным проявлением развития личности, возникающее и проявляющее себя на определенном его этапе. Этим этапом является подростковый возраст. Именно на этой ступени появляется способность и потребность познать самого себя как личность, проявить себя.
Саморазвитие в подростковом возрасте протекает в нескольких формах: самоутверждение, самосовершенствование.
Согласно проведённым нами исследованиям было выявлено, что дополнительные занятия, активная творческая и жизненная позиция способствуют более высокому желанию и стремлению к саморазвитию.
Отличительной особенностью саморазвития подростков является высокий уровень самосознания, основанный на самооценки. Таким образом, взрослым необходимо поощрять все попытки подростка найти своё место, своё предназначение, показывать ценность и значимость саморазвития, в частности личным примером.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы саморазвития подростков
1.1. Феномен саморазвития в психологии
К настоящему времени в отечественной психологии сложился ряд подходов к пониманию саморазвития: культурно-исторический, антропологический, акмеологический и субъектный.
Автором культурно-исторической концепции является Л. С. Выготский. Саморазвитие, по его мнению, выступает, прежде всего, основным принципом развития и определяется как самостановление, самодвижение. Выготский строит объяснение механизма саморазвития через реализацию принципа самопричины, самообусловленности, внутренних и внешних противоречий различных систем («Я в Мы», «Я и общество», «Я и культура»).
В культурно-историческом подходе через категорию культуры раскрывается сущность саморазвития. Саморазвитие – это процесс культурного самоизменения, обогащения, познания и реализации общечеловеческих ценностей, норм, осуществляемый с помощью высших психических функций и обладающий произвольностью, социальностью, опосредствованностью, осознанностью (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. А. Иванников, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и другие). Таким образом, саморазвитием человек занимается по собственному желанию [10].
Саморазвитие в научной школе Л. С. Выготского мыслится как история овладения самим собой и своим поведением, история приобщения к наилучшим достижениям культуры, науки. Развитие личности рассматривается как процесс, с помощью которого человек будет созидать и возделывать внешнюю и внутреннюю среду. В результате личность может развиваться в следующих направлениях:
от непосредственности к опосредственности – то есть мыслительная деятельность человека становится всё более абстрактной, всё более утончённой;
от внешней обусловленности к внутренней – опора на устойчивые внутренние личностные образования, такие как ценности, принципы, ориентации, а не на общественное мнение, слухи, суждения;
от нерефлексивности к осознанности – способности проанализировать свои субъективные переживания, объяснить основания, которые обусловили совершённый поступок. Сюда же относится способность корректировать свои действия посредством изменения потребностей и мотивов [8].
Перехода от развития к саморазвитию происходит в результате перехода от позиции агента культуры (потребителя культуры) к целенаправленному творчеству и самотворению личности (создателю культуры). Демонстрируется роль личности как организующего, управляющего, направляющего функционального органа, обеспечивающего самодетерминированный характер саморазвития [20].
В антропологической концепции, разрабатываемой школой Б. Г. Ананьева, человек предстает организатором, управляющим своим личностным и профессиональным развитием. То есть сам человек решает когда, сколько и что ему изучать. Однако есть ряд ограничений. В объективном плане свобода саморазвития личности ограничена конкретными социально-историческими условиями (период развития общества, политическая ситуация в стране), в субъективном плане – выбором самой личности, ее позицией по отношению к собственной жизни (Н. А. Логинова).
Представители этого направления отмечают, что роль личности в собственном развитии увеличивается в процессе его жизнедеятельности:
в процессе жизненного пути осуществляется переход личности из объектной в субъектную позицию;
с повышением уровня организации человека возрастает влияние собственной активности на развитие: чем более развитый человек, тем больше ему нужно саморазвиваться [19].
В антропологической концепции подчеркивает спонтанность и самодвижущая природа саморазвития.
Для человека как субъекта разнообразных видов деятельности саморазвитие означает направленность на развитие своего личностного потенциала, который становятся залогом его жизненной эффективности и профессиональной компетентности.
В масштабе жизненного пути личности как субъекта и объекта общественных отношений саморазвитие приобретает характер созидания «Я» во всем многообразии его феноменальных проявлений.
Саморазвитие является для личности способом качественного самоизменения в направлении к альтернативному, желаемому, выбираемому будущему состоянию «Я», которое может быть оценено как позитивное или негативное, но обязательно индивидуально неповторимое. Для человека саморазвитие становится формой самодвижения, обеспечивающее реализацию стратегии жизнетворчества. Саморазвитие становится непрекращающимся процессом и длится всю жизнь человека [9].