Курсовая с практикой на тему Особенности саморазвития педагога-хореографа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1.1. Сущность саморазвития личности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности саморазвития педагога дополнительного образования 11
Выводы по главе 1 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
2.1. Специфика саморазвития педагога в системе дополнительного образования 17
2.2. Технология саморазвития педагога 22
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Современное состояние российского общества определяется переломным характером и динамизмом, что приводит к трансформации не только экономических устоев, но и системы духовных ценностей. В этих условиях возникает необходимость воспитания личности, способной не только на репродуктивную деятельность, но и на принятие нестандартных решений, способной к постоянному самовоспитанию, самосовершенствованию и саморазвитию, то есть личности творческой. Эта проблема еще более актуализируется, когда речь идет о личности педагога-хореографа, ответственного за формирование творческого потенциала нации.
Известно, что, только будучи сам творческой личностью, педагог сможет развивать творческие способности у детей, готовить активных членов общества, которые смогут решать жизненные проблемы, самостоятельно мыслить. В связи с этим становится понятным, что творческое отношение педагога к своей деятельности является одним из важнейших качеств специалиста нового типа, который стремится создать новую парадигму образования.
В то же время развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей саморазвитию личности. Существующая в системе образования острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, который не уделяет должного внимания самостоятельности, активности педагогов в развитии профессионально-важных качеств и способностей. В то же время, эффективность профессионально-педагогической деятельности педагога-хореографа зависит не только от полученных профессиональных знаний и умений, но и от уровня сложившейся способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию.
Анализ исследуемой проблемы требует теоретико-методологического осмысления понятия «саморазвитие личности» в соответствии с личностно-ориентированной направленностью профессиональной деятельности. Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются работы о модели личности педагога, соответствующие технологии обучения и воспитания (К. Абдульханова-Славская, Е. Бондаревская, А. Леонтьев, Л. Макарова, С. Рубинштейн и др.).
Важным моментом самообразования педагога-хореографа является создание и внедрение специальных условий, обеспечивающих реальную возможность построения и реализации индивидуальных траекторий профессионально-творческого саморазвития, стимулирующих активность педагога-хореографа в овладении методами и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия индивидуальности, духовности, благоприятных профессиональному становлению и самореализации.
Актуальность решения этих вопросов обусловила выбор темы исследования: «Особенности саморазвития педагога-хореографа».
Цель исследования – теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность саморазвития педагога-хореографа, и условия их реализации.
В ходе исследования было сделано предположение о том, что процесс саморазвития личности педагога-хореографа будет эффективным и управляемым при реализации следующих педагогических условий:
создание установки на профессионально-творческое саморазвитие личности в процессе профессиональной деятельности;
развитие у педагогов-хореографов качеств и способностей гуманитарного и естественнонаучного направлений для расширения совокупности средств и способов саморазвития;
создание «индивидуальной траектории» профессионально-творческого саморазвития педагога-хореографа в контексте субъект-субъектных отношений.
Согласно цели и гипотезы исследования определены его задачи:
1. Проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть сущность и содержание саморазвития педагога-хореографа.
3. Теоретически обосновать педагогические условия, способствующие эффективному саморазвитию личности педагога-хореографа в профессиональной деятельности в учебном заведении.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что раскрыта сущность, содержание и механизм процесса саморазвития личности педагога-хореографа в профессиональной деятельности; обосновано построение «индивидуальных траекторий» саморазвития; теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации данного процесса.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что наработки, изложенные в диссертации, целесообразно использовать при разработке индивидуальных маршрутов саморазвития педагогов-организаторов, программ, факультативов и альтернативных технологий обучения хореографии в учебных заведениях.
Структура курсовой работы состоит из двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы. Основной объем курсовой работы расположен на 30 страницах.
Заключение:
Изучение основных категорий саморазвития личности показало, что в науке еще не определился единый подход к исследуемой проблеме. Введение в категориальный аппарат педагогики понятий «саморазвитие личности» и «саморазвитие педагога-хореографа», наполнения их педагогическим содержанием потребовало как аналитического, так и интегрального осмысления этих понятий. По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Выполнено аналитическое исследование родового понятия «саморазвитие личности», сопоставление существующих философских и психолого-педагогических интерпретаций терминов «личность», «творчество», «саморазвитие». Для изучения творчества, как педагогического феномена использована систематика различных подходов к этому понятию, которая основывается на принципиальных различиях авторских позиций, с учетом тесной взаимосвязи творчества и саморазвития. В исследовании творчество рассматривается как важнейший способ эффективного саморазвития, который определяет его образующую сущность.
Предложено авторское понимание сущности саморазвития, определены основные характеристики, функциональные компоненты, степень влияния внутренних и внешних факторов. Обоснованно родовую цепочку: саморазвитие → саморазвитие личности → профессионально-творческое саморазвитие педагога-хореографа.
Различные механизмы саморазвития объединены в четыре функциональные блоки-стадии – самопознание, самоорганизация, самообразование и самореализация- с обоснованием их последовательности и интегрально-функционального взаимодействия. Саморазвитие личности определяется как сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых стремлений и внешних воздействий.
Проанализированы особенности процесса саморазвития педагога-хореографа, систематизированы внешние и внутренние противоречия, связанные с личностью педагога-хореографа и условиями реализации исследуемого процесса. В работе выделены три группы соответствующих противоречий: социально-педагогические, организационно-педагогические, индивидуально-творческие, которые взаимодополняют друг друга и в целом выполняют функцию движущих сил, определяя основные педагогические закономерности и факторы исследуемого процесса.
На основе логического анализа выделенных противоречий и изучения специальных исследований сформулированы внешние педагогические условия процесса саморазвития педагога-хореографа (социально-педагогические и организационно-педагогические). На основе исследования научно-теоретических основ и практического обоснования понятия «саморазвитие личности» выявлены внутренние индивидуально-творческие условия реализации процесса саморазвития педагога-хореографа в профессиональной деятельности, обеспечивающих его существование и эффективное функционирование: создание установки педагогов-хореографов на саморазвитие в процессе профессиональной деятельности
Таким образом, «саморазвитие личности» является качественно новым явлением в результате интегрального взаимодействия и внутреннего взаимопроникновения исходных понятий; интергративным творческим процессом сознательного личностного становления, основанным на взаимодействии внутренне значимых и творчески воспринятых внешних факторов. Процесс саморазвития находит свое выражение во всех личностных проявлениях. Саморазвитие педагога-хореографа является творческим саморазвитием его личности в профессиональной деятельности, что обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию. Этот процесс осуществляется с помощью механизмов самопознания, самоорганизации, самообразования, как стремление к профессионально-творческой самореализации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ развития педагога
1.1. Сущность саморазвития личности в психолого-педагогической литературе
Различные философские, психологические и педагогические подходы к понятиям «личность», «саморазвитие», «профессионализм» привели к неоднозначности в трактовке как самих этих терминов, так и их интегральных сообщений, таких как «творческое саморазвитие личности», «саморазвитие творческих способностей личности», «профессионально-творческое саморазвитие личности», «личностное саморазвитие (самовыражение) в творчестве, профессиональной деятельности» и др. Мы придерживаемся мнения, что «становление профессионала является одним из аспектов развития личности … В целом личностное пространство шире профессионального, личностное находится в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального» [13, С. 64, 66], т.е. общий процесс становления личности определяет содержание и ход профессионализации человека, следовательно, понятие «саморазвитие личности» является определяющим, базовым для исследуемого понятия.
Принимая во внимание философский тезис о том, что целое не равно сумме его частей, однако, с целью преодоления неопределенности в подходах к проблеме профессионально-творческого саморазвития личности, проведем аналитическое осмысление составных частей более общего понятия «творческое саморазвитие личности».
В современной научной литературе выделяют основные концептуальные подходы к понятию «личность», разделив их по принципу приоритетности внутреннего или внешнего в человеке. Теории, рассматривающие личность как выразителя общественных отношений, относятся к «внешнему» (сциентичному) направлению (Аристотель, Ф. Бэкон, Л. Выготский, Гегель, К. Гельвеций, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Ж.-Ж. Руссо и др.). Их общей идеей является общественно-историческая и социальная детерминация поведения личности; различия выражаются в определении степени активности субъекта в процессах формирования его личности. «Внутреннее» направление представлено антропологическими идеями (Марк Аврелий, Л. Дорфман, Э. Кант, М. Кузанский, В. Мерлин, Л. Фейербах и др), что освободили понятие «личность» от внешнего воздействия и обратили основное внимание на ее внутренние характеристики, отталкиваясь в первую очередь от индивидуальной неповторимости и уникальности личности.
На наш взгляд, для достижения большей гармонии в развитии личности необходимо интегрировано использовать положительные моменты полярных точек зрения в совместном творческом взаимодействии. Синтезирующие тенденции (экзистенциализм, гуманистическая психология и др.), с одной стороны, рассматривают личность, как продукт приобщение человека к культурным нормам и ценностям, с другой – признают самостоятельную активность личности: создавая что-то значимое для других, человек меняет себя, создает свою личность, основываясь на творческих началах.
Близкими к изложенным позиций были идеи индивидуального подхода к развитию личности, которые имеют давнюю историю и в педагогике России. Выдающийся русский философ и педагог Н. Бердяев в своей концепции обращал внимание именно на индивидуальную духовную природу каждого человека [6]. Он разработал учение о том, что только раскрыв специфические природные способности человека, можно сделать его счастливым и одновременно принести большую пользу обществу.
По мнению представителей гуманистической психологии (Ш. Бюлер, Т. Грининг, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Сьютич и др.), личность может изменяться с помощью самосознания, в результате чего возможно представление о развитии личности как о процессе и бесконечной способности к росту и саморазвитию. Специфика психологических исследований заключается в акцентировании внимания на структуре личности и особенностях протекания психических процессов.