Курсовая с практикой на тему Особенности самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на учебные достижения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Самооценка и ее разновидности. 5
1.2 Общая характеристика
подросткового возраста. 7
1.3 Особенности развития самооценки в
подростковом возрасте. 9
Выводы по 1 главе. 10
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМООЦЕНКИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА.. 14
2.1 Характеристика выборки и методов
исследования. 14
2.2 Анализ учебной деятельности
подростка в зависимости от самооценки. 16
2.3 Рекомендации по развитию
позитивной самооценки в подростковом возрасте 21
Выводы по 2
главе. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Курсовая работа посвящена
характеристике особенностей самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на
учебные достижения.
Актуальность выбранной
темы исследования заключается в том, что самооценка является важным регулятором
поведения человека. Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств
и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это
наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания
личности. Традиционно в практике школьного обучения основное внимание уделяется
знаниям и умениям. Личностное развитие детей оказывается не столь значимо для
педагогов, поскольку оно не оценивается и не определяет качество их работы.
Однако можно предположить, что связь между успешностью обучения и личностным
развитием ребёнка существует. Изучение данной темы исследования самооценки
подростков связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной
деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых
оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей,
особенно с психологических позиций, несмотря на то, что в числе острых проблем,
встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения
вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Цель
исследования − провести комплексную характеристику особенностей самооценки в
подростковом возрасте и ее влияние на учебные достижения.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать
самооценку и ее разновидности.
2.Провести общую
характеристику подросткового возраста.
3.Выявить особенности
развития самооценки в подростковом возрасте.
4. Охарактеризовать
выборку и методы исследования.
5.Провести анализ учебной
деятельности подростка в зависимости от самооценки.
6. Сформировать рекомендации
по развитию позитивной самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования −
подростки.
Предмет исследования − особенности
самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на учебные достижения.
Методология исследования
представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование).
В рамках первой главы
исследования охарактеризована самооценка и ее разновидности; проведена общая
характеристика подросткового возраста, выявлены особенности развития самооценки
в подростковом возрасте.
В рамках второй главы
исследования охарактеризованы выборка и методы исследования; проведен анализ
учебной деятельности подростка в зависимости от самооценки; сформированы
рекомендации по развитию позитивной самооценки в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость
исследования заключается в проведении комплексной характеристики особенностей
самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на учебные достижения.
Практическая значимость
исследования заключается в возможности использования результатов исследования в
преподавании дисциплины «Общая и педагогическая психология».
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Характеризуя
самооценку и ее разновидности, отметим, что в настоящее время проблема
самооценки представляет собой одну из приоритетных и сложных проблем
современной психологии личности. Имеет место быть огромное количество разных
теорий самооценки, в том числе, взглядов на ее природу и развитие, методы
исследования. Подчеркнем, что некоторые из теорий пересекаются в вопросе
трактовки самооценки, иные теории предлагают другие варианты ее определения.
Анализ научной литературы по проблеме исследования самооценки позволяет сделать
вывод о многоаспектности указанного феномена и, следовательно, многозначности
его трактовок. Так, самооценка, процесс ее формирования и динамика развития всегда
привлекала пристальное внимание со стороны психологов.
Детальный анализ положений
психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что
проблеме изучению самооценке посвящено большое количество произведений
отечественных и зарубежных психологов. Так, в частности, самооценка в рамках
трудов отечественной психологии изучалась в контексте раскрытия проблемы
развития личности, а также формирования самосознания и Я-концепции. В данном
направлении необходимо отметить вклад таких ученых-психологов и педагогов, как
Б.Г. Ананьев, А.В. Захаров, А.Н. Леонтьев, других авторов.
Под понятием «самооценка» необходимо
понимать процесс оценивания самого себя, а также своей деятельности, своего
положения в рамках коллектива, учитывая свое отношение к иным членам коллектива
и общества в целом. Определить содержание самооценки весьма сложно, так как
сама личность человека является многоаспектной. В этой связи процесс
установления самооценки не может являться конечным, так личность на протяжении
всей жизни постоянно развивается, а в этой связи постоянно меняются и ее
представления, эмоциональные и ценностные отношения. В итоге это приводит к
изменению приоритетных способов выражения самооценки, ее содержания, мер ее
участия в регламентации человеческого поведения. Данные аспекты, безусловно,
являются предметом исследования как со стороны педагогов, так и со стороны
психологов.
2. Под
понятием «подростковый возраст» необходимо понимать возрастной период, имеющий
переходное положение между детством и юностью. По этой причине подростковый
возраст характеризуется достаточно бурным и неравномерным ростом и,
следовательно, развитием организма, а также интенсивным развитием и ростом
тела, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета.
Однако неравномерность в развитии сердца и сосудов, а также связанная с данным
процессом деятельность желез внутренней секреции, по мнению ученых, приводит в
временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, общему
напряжению сердечной деятельности у подростков, повышению уровня их
возбудимости, способствует быстрой утомляемости, появлению головокружения и
учащенного сердцебиения. Кроме того, нервная система подростка не всегда
способна выдержать интенсивные и длительные раздражители, в связи с чем его
нервная система постоянно приходит в состоянии или торможения, или наоборот
достаточно сильного возбуждения.
Приоритетное
значение для физического развития подростком имеет процесс полового созревания,
которое оказывает сильное влияние на деятельность внутренних органов
подростков. У них появление иногда неосознанное половое влечение, в том числе,
связанные с ним переживания, мысли и влечения. Особенности подросткового
развития предопределяют режим дня подростка, питание и занятия спортом.
3. Отметим, что в
настоящее время самооценка подростка является приоритетным компонентом
самосознания личности. Под понятием «самооценка» необходимо понимать оценку
индивидом себя, своих качестве и будущего потенциала. В этой связи самооценка
характеризуется ситуативным и неустойчивым характером, а также часто подвержена
внешним воздействиям.
Определенный характер самооценки подростков
предопределяет формирование тех или иных качеств личности. Наличие адекватного
уровня самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе,
развитие таких качеств как самокритичность, настойчивость и самоуверенность.
Наличие слишком высокой самооценки приводит часто к
переоценке себя и своих основных возможностей. В итоге у подростка формируются
необоснованные претензии, которые могут не поддерживаться окружающими. Имея
опыт данного отвержения, подросток может непосредственно замкнуться в себе,
разрушаются при этом все функционирующие межличностные отношения.
Подростки, обладающие низкой самооценкой, более подвержены
депрессивным установкам.
4. Отметим,
что надежность полученных в рамках исследования результатов в большей степени
зависит от его практической организации. Это относится как самой характеристики
анализируемого контингента подростков, то есть объекта исследования, так и от
способов получения необходимых экспериментальных факторов, то есть используемой
методики исследования.
Подчеркнем,
что выборку данного исследования составили подростки, обучающиеся в 5 классах.
Отметим, что указанный возраста представляет собой, по мнению психологов,
решающий период в контексте психического развития ребенка, в том числе, в
рамках формирования его личности. Переходя к представительности выборки
обследованных детей в рамках эксперимента, отметим, что учащиеся любого образовательного
учреждения могут в достаточной степени точно представить достаточно типичную
картину анализируемого явления. В этой связи приоритетной целью исследования
является конкретизация уровня самооценки подростков, исследование уровня ее
устойчивости и обозначение специфики строения.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Самооценка и ее разновидности Характеризуя самооценку и ее разновидности,
отметим, что в настоящее время проблема самооценки представляет собой одну из
приоритетных и сложных проблем современной психологии личности[1].
Имеет место быть огромное количество разных теорий самооценки, в том числе,
взглядов на ее природу и развитие, методы исследования. Подчеркнем, что
некоторые из теорий пересекаются в вопросе трактовки самооценки, иные теории
предлагают другие варианты ее определения. Анализ научной литературы по
проблеме исследования самооценки позволяет сделать вывод о многоаспектности
указанного феномена и, следовательно, многозначности его трактовок. Так,
самооценка, процесс ее формирования и динамика развития всегда привлекала
пристальное внимание со стороны психологов.
Детальный анализ положений
психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что
проблеме изучению самооценке посвящено большое количество произведений
отечественных и зарубежных психологов. Так, в частности, самооценка в рамках
трудов отечественной психологии изучалась в контексте раскрытия проблемы
развития личности, а также формирования самосознания и Я-концепции. В данном
направлении необходимо отметить вклад таких ученых-психологов и педагогов, как
Б.Г. Ананьев, А.В. Захаров, А.Н. Леонтьев, других авторов.
Под понятием «самооценка» необходимо
понимать процесс оценивания самого себя, а также своей деятельности, своего
положения в рамках коллектива, учитывая свое отношение к иным членам коллектива
и общества в целом. Определить содержание самооценки весьма сложно, так как сама
личность человека является многоаспектной. В этой связи процесс установления
самооценки не может являться конечным, так личность на протяжении всей жизни
постоянно развивается, а в этой связи постоянно меняются и ее представления,
эмоциональные и ценностные отношения. В итоге это приводит к изменению
приоритетных способов выражения самооценки, ее содержания, мер ее участия в
регламентации человеческого поведения. Данные аспекты, безусловно, являются
предметом исследования как со стороны педагогов, так и со стороны психологов. [1] Богачев А.М. Особенности самооценки представителей
подросткового (юношеского) возраста как маркер формирования идентичности личности
// Научное мнение. 2020. № 1-2. С. 144.