Курсовая с практикой на тему Особенности самооценки в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Виды самооценки и ее структурно-динамическая модель 10
1.3 Динамика самооценки в подростковом возрасте 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 21
2.1 Общая характеристика методик изучения самооценки личности 21
2.2 Ход эксперимента 24
2.3 Результаты исследований 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий проблема самооценки в психологии стала одной из самых актуальных. И, несмотря на то, что по этой теме уже накоплен достаточно большой материал на теоретическом и практическом уровнях, все еще отсутствует единый взгляд на разрешение этой проблемы.
И отечественная, и зарубежная психология не дает строго принятого всеми определения, объясняющего этот феномен. Исследователи указывают, что термин «самооценка» сам по себе неясный и может быть интерпретирован по-разному. Кроме того, отсутствует единое мнение относительно того, какое место занимает самооценка в архитектуре самосознания, «Я-концепции».
Несмотря на имеющиеся различия в понимании данного предмета, психология сегодня уже вполне способна объединить имеющиеся понятия, в целостную систему. Это позволит ей заняться последующим изучением феномена оценки человеком самого себя, формируя определенную систему знаний о нем.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, имеющихся у нее возможностей, качеств и места среди окружающих [6]. Основываясь на уровне самооценки, человек определяет свои возможности, то, на что он способен. Самооценка складывается под действием мнения окружающих людей и личного успешного или неуспешного опыта.
Особую остроту проблема самооценки приобретает в подростковом возрасте, в виду того, что этот возрастной период переполнен противоречиями. Именно в это время наблюдаются значительные физические изменения, начинается половое созревание, формируется чувство взрослости и система ценностей.
От уровня самооценки подростка непосредственно зависят его будущие успехи. Резкие перемены в жизни детей ведут к увеличению и нагрузки на психику, что делает их более уязвимыми и, как следствие, способно привести к формированию заниженной или завышенной самооценки. Именно по этой причине, исследование особенностей самооценки подростка актуально.
Цель исследования: изучить особенности самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности самооценки подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в подростковом возрасте самооценка отличается дифференцированностью отношения к собственным чертам. При этом уже присутствует развернутая система самооценок и относительно устойчивая система представлений о себе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть, что представляет собой проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать виды самооценки и ее структурно-динамическую модель.
3. Обобщить динамику самооценки на протяжении подросткового возраста.
4. Провести исследование по выявлению особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение литературы по теме), практические (тестирование).
Практическая база исследования: учащиеся 8-го класса ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера, города Санкт-Петербурга. Общая выборка 20 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая часть), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Самооценкой человека определяется характер его общения, отношения с окружающими, успешность осуществляемой им деятельности и саморазвитие его личности.
Основу самосознания подростка составляет суждение о нем других – взрослых (учителя и родители) и сверстников (одноклассники и товарищи).
Подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Помимо этого, уже сказывается тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Однако в виду того, что результаты анализа собственных личностных проявлений не всегда совпадают с действительностью, возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.
Самосознание динамично развивается на протяжении всего подросткового возраста, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие (взрослые и сверстники). Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?».
Чем ближе к юношескому возрасту подходит человек, тем более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях он имеет, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» – относительно устойчивая система представлений о себе.
У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера – сфера общения и эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений со сверстниками. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается подростком как трагедия своего места в социуме.
Проведенное исследование, базой которого выступил 8-й класс ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера, города Санкт-Петербурга, показало, что в подростковом возрасте у детей присутствуют все уровни самооценки (низкий, средний и высокий). При этом именно средний уровень самооценки является преобладающим. Можно сказать, что именно он является нормой развития.
В целом, для всех подростков характерно заниженное восприятие своих успехов в учебе, даже если они учатся хорошо. Показатели восприятия личностных черт разняться в зависимости от уровня самооценки. Но в целом, самооценке этого возраста свойственная определенная стабильность.
Цель и задачи, поставленные в начале работы, могут считаться достигнутыми, а гипотеза подтвержденной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Зарубежная психология уделяет большое внимание проблеме самооценки. Первый, кто за рубежом начал разрабатывать проблематику самооценки, был У. Джеймс [10]. Многие его идеи являются актуальными и сегодня.
По его мнению, личность человека обладает познающим элементом и чистым «Эго» (мыслящий субъект). И если сознание человека обладает текучестью и изменчивостью, то чистое «Эго» – неизменный субстрат, приводящий к изменениям в сознании, всегда и везде остающееся постоянным, т.к. является неизменным принципом духовной деятельности.
У познающего и действующего «Я» имеются такие грани осознания в отношении:
• своего существования, в отдельности от окружающей действительности и обладающего личной внутренней жизнью;
• непрерывности и стабильности «Я» во времени;
• своей целостности и осознания эффективности «Я», т.е. осуществление контроля своих действий и мыслей [3].
По У. Джеймсу, эмпирическое «Я» – это совокупность всего того, что человек может назвать своим. Такое «Я» состоит из трех частей:
1. Элементы личности, совокупность «Я»:
• физическое – тело и все, что его окружает (одежда, семья, дом и т.п.);
• социальное – мнение окружающих о собственном «Я», выполняемые социальные роли, т.е. все то, что признается за человеком в обществе (за человеком может числиться несколько социальных «Я»);