Курсовая с практикой на тему Особенности самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков 6
1.1. Понятие о самооценке в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика профессиональной направленности старших подростков 16
1.3. Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 46
Введение:
Актуальность исследования. В современном мире все более возрастает роль личностного фактора в различных сферах человеческой деятельности, что связано с доктриной ценности личностной самореализации и высокой эффективности обучения молодого поколения. Нужно отметить, что развитие самосознания и профессионализация личности связаны с развитием таких сфер психики, как мотивационно-потребностная, когнитивная, эмоционально-волевая, коммуникативная и др. сферы, а также с непосредственно выполняемой человеком учебной и профессиональной деятельностью [15; 32; 36].
Данная курсовая работа посвящена проблеме особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков. Нужно отметить, что данная проблема получила недостаточную разработку, как в отечественной, так и зарубежной литературе. Поэтому она является актуальной и содержит в себе как теоретическую, так и практическую значимость.
Эмпирическое исследование в рамках данной работы базируется на проводимом теоретическом анализе проблемы, который предшествует ее эмпирической разработке.
Объект исследования – самосознание.
Предмет исследования – особенности самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков.
Цель исследования – изучение особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых и подобрать методики диагностического исследования.
3. Изучить самооценку социальной успешности старших подростков.
4. Оценить профессиональную направленность старших подростков.
5. Сравнить самооценку социальной успешности и профессиональную направленность у старших подростков, обучающихся в 8-х и 10-х классах средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: существуют особенности самооценки социальной успешности и профессиональной направленности у старших подростков, обучающихся в 8-х и 10-х классах средней общеобразовательной школы.
Методологическая основа исследования: общенаучные принципы проведения научных исследований (принцип системности, принцип объективности, принцип доказательности и т.д.); специально-научные принципы психологии (принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип анализа по единицам (Л.С. Выготский) и т.д.); зарубежные и отечественные представления о самосознании, самооценке, профессиональной самоопределении и профессиональной направленности.
Методы исследования:
— методы теоретического анализа, логического вывода, анализа специальной литературы;
— эмпирические методы (методы наблюдения, беседы, опроса и тестирования).
Тестирование предполагало использование следующих диагностических методик:
— методика «Успешный человек» (в модификации Г.Р. Хузеевой);
— тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор – С.В. Ковалев);
— методика Дж. Холланда (в модификации А.А. Азбель).
Методами статистической обработки данных были:
1. Методы первичной обработки данных (средние, процентные доли).
2. Критерий φ* — угловое преобразование Фишера.
Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность заявленной проблемы и формулируется аппарат научного исследования.
В первой главе анализируются теоретические аспекты изучения особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков. В частности, раскрывается понятие о самооценке в психологии, далее приводится психологическая характеристика профессиональной направленности старших подростков.
Во второй главе приводятся результаты эмпирического исследования особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков.
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования и намечаются перспективы для дальнейшей разработки проблемы.
Общий объем работы без приложений составляет 40 страниц.
Заключение:
Проведенное исследование проблемы особенностей самооценки социальной успешности и профессиональной направленности старших подростков включало два этапа – теоретический анализ проблемы и ее эмпирическое изучение.
В результате теоретического анализа проблемы было выявлено, что самооценка представляет собой ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка является важнейшим компонентом самосознания личности. При этом старший школьный возраст является переходным периодом от детства к взрослой жизни. Здесь происходит приобретение той умственной и человеческой зрелости, благодаря которой человек становится способным к самостоятельной жизни. Кроме того, профессиональная направленность тесно связана с такими феноменами, как выбор профессии и профессиональное самоопределение. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. И выбор профессии старшеклассниками обусловлен психологическими особенностями их возраста, а также запросами и ожиданиями общества.
В результате эмпирического исследования проблемы была подтверждена выдвинутая гипотеза. Т.е. действительно можно утверждать, что существуют особенности самооценки социальной успешности и профессиональной направленности у старших подростков, обучающихся в 8-х и 10-х классах средней общеобразовательной школы.
В частности, было выявлено, что по сравнению с учащимися 10 класса для учащихся 8 класса больше характерно считать коммуникативные качества как качества, которые помогают им быть успешными. С другой стороны, по сравнению с учащимися 8 класса для учащихся 10 класса больше характерно считать моральные качества как качества, которые помогают им достигать успеха. При этом для учащихся 10 класса больше характерен средний уровень самооценки по сравнению с учащимися 8 класса. В то же время для учащихся 8 класса по сравнению с учащимися 10 класса больше характерен высокий уровень самооценки. Кроме того, учащимся 8 класса по сравнению с учащимися 10 класса больше свойственен реалистически тип профессиональной направленности, а для учащихся 10 класса по сравнению с учащимися 8 класса больше характерны интеллектуальный и социальный типы профессиональной направленности.
Таким образом, в результате проведенного исследования его цель и задачи были реализованы, а выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
В качестве перспективы дальнейшего исследования можно рассматривать более широкий учет социально-демографических характеристик подростков и больший объем выборки испытуемых для получения более показательных результатов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие о самооценке в психологии
Прежде чем обратиться к характеристике самооценки как психологического феномена необходимо проанализировать понятия сознания и самосознания, которые лежат в основе понимания самооценки.
Начнем с того, что сознание представляет собой определенную форму отражения объективной действительности в психике человека. И сознание характеризуется тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора здесь выступают элементы общественно-исторической практики, которые позволяют строить объективные (общепринятые) картины мира. Нужно также отметить, что в современной философской и психологической литературе укоренилась диалектико-материалистическая традиция в трактовке сознания, согласно которой сознание есть функция мозга и необходимая сторона практической деятельности людей [23].
Первая характеристика сознания отражена в названии данного психологического феномена. Сознание представляет собой ничто иное, как совокупность знаний человека относительно окружающего его мира. Структура сознания включает в свое содержание познавательные процессы, посредством которых человеку удается систематически обогащать свои знания. К данным процессам относятся такие, как ощущения, восприятие, память, воображение и мышление [28].
Второй характеристикой сознания является наличие закрепленного в его содержании отчетливого различения субъекта и объекта, т.е. того, что относится к «Я» человека и того, что есть его «не-Я».
Третья характеристика сознания заключается в том, чтобы обеспечить целеполагающую деятельность человека. Благодаря сознанию субъект формирует цели своей деятельности, у него создается ее мотивационная основа, происходит реализация принятых волевых решений, контролируется процесс совершения действий и при необходимости осуществляется их коррекция и т.д.
И последней, четвертой характеристикой сознания можно назвать то, что в его состав включено определенное отношение, что подразумевает конкретную эмоциональную и чувственную окраску процессов сознания, которая является результатом отражения различных объективных социальных отношений человека с другими людьми. Т.е. сознание человека включает в себя набор эмоциональных оценок межличностных отношений [17; 21].
Что касается самосознания, то это одна из центральных проблем психологии. В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема самосознания не обделена вниманием. Наиболее полную разработку его теоретические аспекты нашли в современной психологии в трудах А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, В.В. Столина, Л.Н. Божович, А.Г. Спиркина, М.И. Боришевского, Е.Г. Соколовой, И.И. Чесноковой, С.Р. Пантилеева [2; 6; 11; 17], а в зарубежной – Э. Эриксона, К. Роджерса, М. Розенберга и др. [23; 36; 40]. Изучались онтогенез самосознание, его структура, функции, возможности и закономерности формирования.
В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в большинстве психологических словарей под самосознанием понимается осознанное отношение человека к собственным потребностям и способностям, а также к своим влечениям, переживаниям, мотивам поведения и деятельности. Сущность самосознания заключается в сознании субъектом самого себя и субъективном отграничении себя от окружающего объективного мира. Также самосознание проявляется в наличии у человека эмоционально-смысловой оценки собственных субъективных возможностей. И данная оценка является основанием для совершения целесообразных действий и поступков [14; 22].
Выделяют следующие основные функции самосознания:
— экзистенциальная функция, результатом реализации которой является субъективное состояние «Я»-сущестования;
— контрольно-коррекционная функция, благодаря которой субъект способен контролировать свое поведение и деятельность;
— мотивационная функция, которая заключается в наличии способности «Я» выступать в качестве мощного источника активности и движущей силы поведения).
И в настоящее время отсутствует какое-либо однозначное определение самосознания, а имеют место многочисленные его трактовки в соответствии с традицией различных психологических школ [30].