Психология педагогики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности самооценки подростков с разным уровнем тревожности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I 5
1.1 Особенности подросткового возраста 5
2.2. Особенности самооценки 11
2.3. Особенности тревожности 13
2.4. Выводы 18
ГЛАВА II 19
2.1. Описание этапов, выборки и методов исследования 19
2.2. Результаты по изучению самооценки 21
2.3. Результаты по изучению тревожности 23
2.4. Выводы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время количество детей и подростков, которые имеют проявления тревожности, постоянно возрастает. Такое положение связано с объективными внешними причинами, которые относятся к усложнившимся социальным отношениям в обществе, а также с внутренними кризисами, которые берут начало из психологических особенностей в подростковом возрасте.
На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период подросткового возраста формирование таких качеств как самооценка представляется в группе социально важных, поскольку оказывает влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Поэтому изучение предпосылок и непосредственного проявления тревожности и ее связи с самооценкой в подростковом возрасте является основой деятельности школьного психолога.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросами изучения самооценки в подростковом возрасте занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие.
Многие психологи, такие как В.М. Лестапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались изучением и рассмотрением проблемы тревожности. Так же важными при рассмотрении данного вопроса являются исследования Е.Л. Калинина, Ю.Л. Ханина, которые показывают в своих трудах влияние тревоги на поведение человека, а также работы А.И. Захарова, Л.М. Прихожана.
Влияние тревожности в процессе социализации подростков, а также ее роль в развитии самооценки изучали такие исследователи как Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, В.В. Лозовой, В.Г. Степанова.
Объектом исследования выступает процесс формирования самооценки в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности формирования самооценки подростков с разным уровнем тревожности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня самооценки и тревожности у подростков.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ особенностей кризиса подросткового возраста.
2. Изучить литературу по проблеме тревожности и самооценки у детей в подростковом возрасте.
3. Определить выборку исследования.
4. Подобрать метод исследования самооценки и уровня тревожности у детей в подростковом возрасте.
5. Провести эмпирическое исследование самооценки и тревожности в подростковом возрасте.
6. Провести корреляционный анализ.
Гипотеза исследования: предполагается, что у в подростковом возрасте на формирование самооценки существенное влияние оказывает уровень тревожности: у подростков с низким и средним уровнем тревожности будет положительная самооценка, а с высоким уровнем тревожности – отрицательная.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование подростков)
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Метод математической статистики – корреляционный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов по особенностям формирования самооценки в подростковом возрасте в зависимости от уровня тревожности в ходе коррекционной работы по преодолению низкого уровня самооценки, при практической деятельности школьных психологов в работе с подростками с высоким уровнем тревожности, а также студентами психологического факультета при изучении проблемы исследования.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый возраст является важным моментом становления личности и ее физических и психологических особенностей.
Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности.
Подростковый возраст характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и принятии.
Важно, что в подростковом возрасте происходит существенное развитие рефлексии в определенных условиях, среди которых на первый план выходит удовлетворение потребности подростка в самораскрытии.
Имея ярко выраженные потребности и мотивы, человек становится субъектом своей жизнедеятельности и может полностью принимать ответственность за свое развитие. Подростковый возраст важен для становления данного компонента, так как одним из новообразований данного возрастного периода является личностное самоопределение, когда подросток начинает формировать умение делать выбор и нести за него ответственность.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная.
У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Особенности подросткового возраста

Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но также и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы [2].
Один из исследователей, Л.С. Выготский говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [4]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:
1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.
2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.
3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [10].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы