Курсовая с практикой на тему Особенности самооценки подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ.. 6
1.1. Понятие
самооценки в современной психологической науке. 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста. 12
1.3. Анализ теоретических взглядов на особенности
самооценки подростков 17
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 23
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ.. 24
2.1.
Характеристика базы исследования. Этапы, методы и методики исследования 24
2.2.
Результаты экспериментального исследования и их анализ. 28
2.3. Методические рекомендации для родителей и педагогов
по формированию адекватного уровня самооценки подростков с учетом выявленных в
ходе исследования особенностей. 31
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 43
Введение:
Актуальность исследования:
Огромное значение для
эффективной самостоятельной жизни имеют общая самооценка личности и ее
аффективный компонент – самопринятие. Самооценка – это то, как личность
оценивает свой образ-Я, сравнивая его с другими, насколько я лучше других в той
или иной деятельности. Проблемам изучения самооценки посвящены работы многих
отечественных и зарубежных авторов (A.M. Прихожан, B.C. Мухина, Л. И. Божович, И.С. Кон, Р. Бернс,
А. И. Липкин, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.) Но все же вопросы
развития самосознания, самооценки остаются недостаточно изученными. Понимание того, что развитие самосознания
служит показателем зрелости личности делает подобные исследования очень
актуальными.[1]
Леонтьев А.Н.
полагал, что самооценка – общее отношение к себе может быть положительным и
отрицательным. «Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых,
следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны,
обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками – и
самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе не зависящее от
того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение».[2]
Подростковый возраст (отрочество) — период
онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответственный переходу от детства
к юности. Это время необычайно
важно
для каждого человека,
наполнено событиями и
переменами,
противоречиями и бурями.
Подростковый возраст (отрочество) — период
онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответственный переходу от детства
к юности. Это время необычайно
важно
для каждого человека,
наполнено событиями и
переменами,
противоречиями и бурями.
Подростковый возраст (отрочество) — период
онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответственный переходу от детства
к юности. Это время необычайно
важно
для каждого человека,
наполнено событиями и
переменами,
противоречиями и бурями
Подростковый возраст (отрочество) — период
онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответственный переходу от детства
к юности. Это время необычайно
важно
для каждого
человека, наполнено событиями
и переменами,
противоречиями и бурями.
Подростковый возраст (отрочество) — период
онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответственный переходу от детства
к юности. Это время необычайно
важно
для каждого человека,
наполнено событиями и
переменами,
противоречиями и бурями.
Среди современных
психологических исследований феномена самооценки наиболее актуальной является
проблема изучения самооценки в подростковом возрасте. Именно в этот возрастной период
происходят, пожалуй, самые значительные по своим проявлениям и последствиям
личностные изменения, формируется иерархия ценностей, целей, которые влияют на
отношение человека к другим и самому себе на протяжении долгих лет. Для
подростков характерно стремление к самопознанию, самосовершенствованию, поиск
смысла жизни, создание «жизненного плана». Самооценка подростка весьма подвержена влиянию
окружающих, и прежде всего сверстников, референтной группы. Подросток, с одной
стороны, ищет четкий внешний ориентир для формирования адекватной самооценки,
а, с другой, сталкивается с множественностью позиций оценивания окружающими,
испытывает трудности, свойственные этому возрасту, отделения реального от
желаемого. Он хочет достичь единения с референтной группой сверстников, но в
тоже время стремится выделиться из нее.
Самооценка – это сложное и многогранное понятие. Она
включена в огромное количество связей и отношений с другими психическими
образованиями. Например, с чертами личности, взаимодействие имеет
диалектический характер: самооценка обуславливается ими, но в тоже время
является основной детерминантой их постоянного развития.[3] Современное общество навязывает стереотип: «Стань лучше
других, будешь иметь высокую самооценку, будешь счастлив». Так ли это? Высокая
или адекватная какая самооценка должна быть? Какие факторы оказывают
максимальное влияние на ее формирование в подростковом возрасте? Может ли
самопринятие изменять самооценку? Как формировать позитивное самопринятие,
высокую самооценку? Наше исследование посвящено поиску ответов на эти вопросы.
Цель исследования: выявление
особенностей самооценки в подростковом возрасте и методов ее коррекции.
Объект исследования: личность как комплекс явлений.
Предмет
исследования: особенности
самооценки подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить специализированную литературу по психологии,
на тему формирования и развития самооценки в подростковом возрасте.
2. Определить место и роль, понятия самооценка в
структуре личности подростка.
3. Провести практическое исследование особенностей
самооценки в подростковом возрасте.
4. Обобщить и систематизировать результаты теоретического
и практического исследования. Подвести итоги выполненной работы.
Гипотеза
исследования: самооценка влияет на личностные качества подростка,
его социальный статус, успешность в деятельности.
Методологическими основами
нашего исследования послужили работы
Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Мухиной
B.C., Божович Л. И., Кона И.С.,
Лисиной М.И., Обуховой Л.Ф., Прихожан A.M., Липкиной А. И., Э. Эриксона, К. Роджерса, А. Маслоу и др.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования и
систематизация эмпирических результатов, полученных с помощью исследование
самооценки по методике Дембо Т.В. – Рубинштейн С.Я. и методики исследования
самооценки по С.А. Будасси.
Экспериментальная база исследования: МБОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 16" г. Ногинск. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 8-х
классов.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике
работы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16" г. Ногинск.
Структура
работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав,
каждая из которых [1]
Бортникова
Л.Г. Динамика развития рефлексивности
и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции
школьника: дис. … канд. психол. наук. М., 2003. – с. 175. [2]
Леонтьев
А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. 2005. — с. 352. [3]
Захарова А. В. Психология формирования самооценки, 2008. – с. 100.
Заключение:
Наша курсовая работа посвящена
теоретическому анализу проблемы особенностей самооценки и самопринятия. В
результате выполнения работы было установлено, что высокий уровень самопринятия является
основой для адекватной стабильной самооценки.
В первой главе мы рассмотрели сущность понятий «самооценка» «подростковый
возраст», провели анализ теоретической литературы по проблеме особенности
самооценки в подростковом возрасте.
Самооценка представляет собой сочетание знаний о себе, о нормах и
ценностях, о мировоззрении человека, выполняет регулятивную функцию поведения и
деятельности, позволяет соотносить притязания и возможности индивида. Выделяют правильную (адекватную)
самооценку, когда она совпадает с тем, что в действительности может человек, и
неадекватную (заниженную или завышенную), когда этого совпадения нет.
Неадекватная самооценка затрудняет регуляцию поведения.
Среди особенностей подросткового
возраста считаем необходимым отметить: ведущим видом деятельности является интимно-личностное
общение, происходит формирование позиции «Я-взрослый», возникает потребность в
самоутверждении, самопознании и самовоспитании, формируется система убеждений и
ценностей, наблюдается противоречивость личности, повышенная конфликтность, эмоциональная
возбудимость, частая смена настроения.
В подростковом возрасте в самооценке
происходят следующие преобразования: она углубляется и переориентируется с
учебы, взаимоотношений со взрослыми на отношения со сверстниками; в ее
формировании приобретают большее значение интеллектуальные, коммуникативные
способности, а также физическое развитие; увеличивается критичность подростка к себе,
отчего его самооценка становится более адекватной; становятся более значимыми
нравственные качества и воля; происходит
эмансипация от внешних оценок;
формируется взаимное влияние самооценки и успешности деятельности,
социально-психологический статуса подростка в референтной группе.
Самооценка имеет немаловажную роль в становлении личности подростка,
который в связи с этим нуждается в помощи взрослых, прежде всего, родителей и
учителей.
Во второй главе описана программа
экспериментального исследования особенностей самооценки в подростковом возрасте.
В ходе анализа методической литературы, мы выбрали методики
исследования: 1. методика Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн в модификации А.М.
Прихожан; 2. методика «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси, которые позволили
нам особенности самооценки у подростков.
Проанализировав
полученные результаты, мы сделали вывод о том, что у учеников восьмого класса
преобладает адекватный уровень самооценки, хотя выявлен достаточно высокий
процент подростков с низкой самооценкой (30-35%).
Формирование адекватной
самооценки у подростков – задача очень непростая. Она требует серьезных усилий
как от педагогов, родителей, так и самих детей. Именно адекватная самооценка
помогает личности успешно справляться с трудностями, дает веру в себя и
позволяет достигать целей.
В результате выполнения
данной курсовой
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие
самооценки в современной психологической науке.
В отечественной и зарубежной психологической литературе множество работ
посвящены проблемам самооценки. При этом термин самооценка различными авторами
трактуется по-разному: ее рассматривают как личностное образование, которое
регулирует поведение и деятельность человека и проявляется в них, а также и как
автономную характеристику личности, показывающую ее своеобразие, формирующуюся
в деятельности.
В психологии является наиболее устоявшимся является термин «глобальная» или
«общая» самооценка.[1]
Термин «самооценка» берет свое начало от латинского «aestimare», то есть
оценивание в отношении чьей-либо значимости. В русском языке слово «самооценка»
образовано от двух слов «сам» и «оценка», то есть личность сама себя оценивает.
При этом не говорится каким образом она это делает: сравнивает себя с каким-то
внутренним идеалом или же с другими людьми.
Предметом научного интереса
глобальная самооценка стала благодаря работам У. Джеймс. Это первый психолог, занявшийся разработкой
проблематики «Я», но его взгляды актуальны и сегодня. У. Джеймс пишет о трехкомпонентной структуре
«Я», выделяя когнитивный (или познающий), эмоциональный (включающий самооценку)
и поведенческий компоненты. С подобным пониманием Я-концепции мы встречаемся и в
работах Бернса, 1986; Болотова, 2007; Бороздиной, 1992; Захарова, 1993;
Чеснокова, 1977 и др. Джеймс выделяет самооценку двух родов: самодовольство и
недовольство собой. Самодовольство активизирует гордость, высокомерие, а
недовольство собой – униженность [1]
Колышко
А.М. Психология
самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко, 2004. – с. 102.