Курсовая с практикой на тему Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки у детей с задержкой психического развития 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 5
1.2. Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в онтогенезе и дизонтогенезе 14
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки младших школьников с ЗПР 21
2.1. Организация исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР 21
2.2. Рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников с ЗПР 26
Заключение 30
Литература 32
Введение:
Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Понятие самооценки было введено в педагогическую науку такими зарубежными исследователями как К. Роджерс, У. Джеймс, Р.Бернс, а так же отечественными учеными И.С. Коном, Б.Г. Ананьевым и Л.И. Божовичем.
Младших школьный возраст занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, действия начинают соотноситься с внутренними планом.
Основной деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов, влияющих на формирование самооценки детей. Поэтому является необходимым понимание условий, факторов и обстоятельств, которые оказывают влияние на формирование самооценки младших школьников в условиях современного педагогического процесса.
Актуальность выбранной темы так же обуславливается тем, что на сегодняшний день четко прослеживается тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития, а вместе с этим важное место занимает рассмотрение особенной развития и формирования самооценки таких детей.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития, в частности развития самооценки, детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Проблема самооценки, как одного из наиболее сложных аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов. Свой вклад в исследование проблематики самооценки и ее особенностей у детей с ЗПР сделали П.К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Л.Н. Деркач Л.В. Долинская, И.О. Зимняя, М.Г. Гаспарова, А.А. Леонтьев, К.П. Мальцева, С.Ю. Николаева, Г. Салливан, В.И. Селиванов, Б. Скиннер, Г.П. Якобсон и др.
Тем самым целью исследования является изучение особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития.
2. Определить понятие самооценки и ее формирования в младшем школьном возрасте в онтогенезе и дизонтогенезе.
3. Организовать исследование по определению особенностей формирования самооценки у младших школьников с ЗПР.
4. Составить методические рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей с ЗПР.
Объектом исследования является процесс самооценки в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования выступают особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования:
— теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала;
— эмпирические методы (наблюдение, опытно-экспериментальное исследование);
— количественная и качественная обработка полученных данных.
Структура работы состоит из введения, которое определяет актуальность исследования, цель и круг задач исследования;
Главы 1, которая посвящена изучению особенностей формирования самооценки у младших школьников с задержкой психического развития;
Главы 2, в которой раскрывается проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
Заключения, в котором подводятся итоги проведенного исследования, списка литературных источников и приложений.
Заключение:
Социальная природа личности определяется тем, что ее формирование и реализация возможны только в процессе взаимодействия индивида с окружающими людьми. Структурные компоненты личности, самооценка и уровень притязаний, определяют характер поведения, общения и деятельности субъекта.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов – в первую очередь – общения ребенка с окружающими.
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.
Подводя итог исследованию особенностей самооценки и уровня притязаний в структуре личности младших школьников с задержкой психического развития можно констатировать следующее. При общем соответствии процесса развития личности младших школьников с ЗПР отмечаются некоторые особенности самооценки и уровня притязаний у этой категории детей, которые оказывают негативное влияние на их поведение, продуктивность учебной деятельности, препятствуют гармоничному общению с окружающими и тем самым еще больше усугубляют имеющийся дефект в развитии.
Комплекс социальных факторов при задержке психического развития затрудняет адекватное развитие самооценки детей с ЗПР и препятствует формированию адекватных межличностных отношений со сверстниками. Развитие самооценки у детей с задержкой психического развития носит дисгармоничный характер. В структуре самооценки младших школьников с ЗПР присутствует низкая дифференцированность. Самооценка детей с ЗПР содержит ряд компонентов, по которым они значимо не отличаются от нормально развивающихся школьников. К их числу относятся: высота и устойчивость самооценки, а также глобальное самоотношение. Младшие школьники с ЗПР проявляют низкую дифференцированность и аналитичность и при самовосприятии и самооценке, и при восприятии и оценке других людей.
Для того чтобы сформировать адекватную самооценку у младших школьников с ЗПР нами были выявлены психолого-педагогические условия:
— использование форм, методов и средств организации учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки младших школьников;
— организация педагогического взаимодействия с обучающимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи», направленного на возникновение у обучающихся адекватной самооценки;
— актуализация и развитие рефлексивных навыков;
— педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;
— создание ситуации успеха.
Данные условия помогут сформировать самооценку школьников, являющуюся подлинным регулятором их деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда будет правильно организованна сама деятельность учеников, когда их учат анализировать ее ход.
Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать адекватную самооценку младших школьников. Незаменимо для формирования адекватной самооценки и создание ситуаций успеха.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки у детей с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Формы психических расстройств разделяются на два больших класса, которые представлены ретардацией (запаздывание или приостановка психического развития того или иного происхождения) и недоразвитием (разнообразные формы умственной отсталости). Ретардация может быть либо тотальной, либо частичной, когда проявляется незрелость отдельных функций, сторон психики, навыков чтения, письма или свойств личности [4].
ЗПР представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и интеллектуальной нормой.
Основными особенностями ЗПР является то, что она проявляется в снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступления в школу, и отставание при ЗПР может проявляться не обязательно во всех сферах [10].
Определим причины отставания в развитии, среди которых следует выделить следующие:
• Органические повреждения;
• Функциональная недостаточность центральной нервной системы;
• Нарушения во внутриутробном развитии либо во время родов;
• Хронические соматические заболевания;
• Длительная депривация.
Отметим, что главной характерной особенностью детей с ЗПР можно назвать неравномерность формирования различных сторон психической деятельности ребенка [8].
В научной литературе существует несколько подходов к разным видам ЗПР и их классификации. Рассмотрим основных отечественных исследователей, среди которых Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Ю.Г.Демьянов.
Так, Т.А. Власова предлагает классификацию ЗПР такого вида:
1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности (психофизический инфантилизм, задержка развития речи, школьных навыков; задержка развития при РДА).
2. Энцефалопатические (церебростения, психоорганический синдром с недостаточностью корковых функций, ДЦП и др.).
3. ЗПР при дефекте анализаторов.
4. ЗПР при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве [16].
Классификация ЗПР по Г.Е. Сухаревой:
1. Задержка темпа развития детей при нарушении воспитания, обучения, поведения.
2. ЗПР при астенических состояниях.
3. Вторичное ЗПР при дефектах зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи.
Классификация ЗПР по Демьянову:
1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.
2. Психофизический инфантилизм.
3. ЗПР с невропатическим синдромом.
4. ЗПР с психопатоподобными симптомами.
5. ЗПР при ДЦП.
6. ЗПР при общем недоразвитии речи.
7. ЗПР при тяжелых дефектах слуха, зрения.
8. ЗПР при семейно бытовой запущенности [26].
Следуют так же рассмотреть классификацию ЗПР в международной классификации болезней (МКБ):
1. Органические и симптоматические психические расстройства. Относятся те расстройства, которые связаны с черепно-мозговыми травмами и др.
2. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психически активных веществ (алкоголь, кокаин, галлюциногены, препараты мака, летучие растворители, снотворное, табак).
3. Шизофрения, шизотические и бредовые расстройства.
4. Аффективные расстройства.
5. Невротические, обусловленные стрессом и соматоморфные расстройства (острая реакция на стресс; посттравматический синдром).
6. Поведенческие нарушения, связанные с физиологическими факторами (нарушение сна, половой функции, пищи).
7. Расстройство личности и поведения у взрослых (сексуальные перверсии, нарушение привычек, влечений).
8. Умственная отсталость в виде формирования в раннем детстве стойкого психического недоразвития [14].
Что касается клинического проявления ЗПР, то оно подразделяется на 4 типа, а именно:
1. ЗПР конституционального происхождения;
2. ЗПР соматогенного происхождения;
3. ЗПР психогенного происхождения;
4. ЗПР церебрально-органического происхождения [17].
Рассмотрим подробнее основные психологические и физические особенности вышеназванных типов ЗПР.
I. ЗПР конституционального происхождения. Данный тип ЗПР имеет три подвида, среди которых следующие:
1. Гармонический психофизический инфантилизм, который основывается на наследственные факторы или на заболевания в раннем детстве. Дети, имеющие данный подвид ЗПР конституционального происхождения по своему физическому развитию отстают на 2-3 года от своих сверстников. Основными характеристиками являются – неплохое развитие речи и яркие выразительные эмоции, дружелюбность и тяга к более старшим. Важно, что грубых нарушений в познавательной сфере не отмечается, а при начале обучения такие дети становятся неуспевающими, так как отсутствует личностная готовность к школе, а преобладают игровые интересы. Данный тип детей является целесообразным возвращать в детский сад для дозревания, так как он имеет благоприятную динамику при коррекционной работе [8].
2. Дисгармоничный психофизический инфантилизм, вызванный зачастую негрубыми повреждениями головного мозга на раннем этапе развития. Проявляется в отставании физического развития и нарушениях познавательной деятельности посредством несформрованности мыслительных операций, суженного объема памяти и трудностей в анализе пространственных отношений. Такие дети имеют высокую утомляемость и сниженную умственную работоспособность. Их внимание неустойчивое, либо же могут иметь патологическую инертность внимания, застревание. Данный подвид характеризуется так же дисгармонией в эмоционально-волевой сфере и общении, проявлениями вспыльчивости и аффективной неустойчивости. Динамика менее благоприятна для выравнивания при коррекционной работе.
3. Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности. Причиной данного подвида является нарушение обменных процессов. Характерной особенностью выступает отставание в физическом развитии, диспластичность телосложения и нарушение координации движений. Особенностями таких детей являются трудности в общении, комплексы и повышенная тревожность. Наблюдается замедленность протекания всех психических процессов, отсутствие инициативы, низкая успеваемость, колебания настроения и т.п. [13].
II. ЗПР соматогенного происхождения.
Причиной ЗПР соматогенного происхождения выступает прежде всего наличие хронических заболеваний внутренних органов, организм ребенка ослаблен разными болезнями. Такие дети воспитываются в чрезмерной опеке и желании взрослых оградить своего ребенка от любых вредных веществ.
Что касается познавательного развития, то такой ребенок может даже опережать своих сверстников, однако быть личностно незрелым, неуверенным и робким, отсутствует инициатива и проявляется неумение принимать решения. Наблюдается отставание в физическом развитии и в активных формах поведения. Болезни могут усиливаться и обостряться в связи с условиями сверхопеки [3].
III. ЗПР психогенного происхождения.
Причиной данного отклонения может быть болезненное отдаление ребенка от матери, которое в свою очередь приводит к негативным социальным установкам, повышению уровня тревожности и более высокой агрессивности. Так, нахождение в течение длительного времени в экстремальных условиях жизни, приводит к существенному недоразвитию или отставанию. Проявлениями являются инфантилизм, высокая агрессивность по отношению ко сверстникам, заторможенность развития личности, отсутствии инициативы и самостоятельности, неуверенности и страхах [6].
IV. Поражения ЗПР церебрально-органического генеза.
Здесь имеется необходимость медико-педагогической коррекции. Поражения при родах, инфекциях, интоксикациях. Повреждение ЦНС на ранних этапах. Имеет значение масштабность поражения. Имеет сходство по причинам с олигофренией. Обнаруживается гораздо раньше.
В отличие от других видов ЗПР в этом виде обнаруживаются признаки отставания практически во всех сферах. Отставание в физическом развитии – более 30 %; двигательных функций – около 70 %; в развитии речи – более 60 %; в формировании навыков опрятности – порядка 40 %. Бросается в глаза отставание в эмоционально-волевой сфере. Органический инфантилизм. Примитивность, скудность эмоций; грубая внушаемость; сниженная критичность; слабая дифференцированность эмоций; отсутствие живости, яркости, выразительности. Память, внимание, пространственный анализ отстают в развитии. Отсутствуют учебные интересы. Отсутствие творчества, инициативы в игровой деятельности. Низкий уровень активности, самостоятельности. Либо преобладает эйфорический фон настроения, либо дисфорический (пониженный) фон настроения [19].
Задержка психического развития является нестойким обратимым нарушением основных психических функций, развивающихся в замедленном темпе. ЗПР имеет ряд особенностей, которые заключаются в малом запасе знаний, низкой познавательной и высокой игровой активностью ребенка, инфантильностью в определенном возрасте, низкой степенью интеллектуального развития и низким уровнем готовности к школе.
Само понятие «Задержка психического развития» было сформулировано Г.Е. Сухаревой в 1965 году в ходе психолого-педагогических исследований детей. Следует различать понятие задержки психического развития и умственной отсталости – во втором случае процессы, которые подверглись изменению и отставанию в развитии являются необратимыми [26].
ЗПР могут значительно различаться по своей этиологии и патогенезу, однако симптоматика их проявления, как правило, общая – это нарушения степени сформированности речи, нарушения основных психических функций, негрубых нарушениях познавательной деятельности, нарушениях развития личности.
Высокий потенциал детей с ЗПР можно выявить серией специальных тестов и методик. Точная диагностика ЗПР в дошкольном возрасте при определении степени подготовленности к школе – достаточно сложная задача, поскольку развитие детей на этом этапе подвергается значительной дифференциации и по возрастному, и по гендерному признаку. Одни дети развиты лучше, другие хуже, девочки в этом возрасте проявляют большуюсформированность мышления, чем мальчики – словом, диагностировать с высокой точностью наличие ЗПР сложно [18].
Позитивный момент в том, что к возрасту школьной готовности дети уже проявляют значимые признаки отличия умственной отсталости от ЗПР, и ЗПР может при начале школьной деятельности перерасти в быстрый прогрессивный рост, полностью нивелируя свое присутствие к возрасту 8-9 лет. В.В. Лебединский указывает на следующие признаки детей с ЗПР по сравнению с нормально развитыми сверстниками:
• замедленное формирование связной устной речи;
• нарушения речи;
• инфантильность поведения;
• зависимость в жизнедеятельности от взрослых;
• вялая инициативность;
• низкая степень сформированности познавательного интереса;
• низкая степень произвольной регуляции собственных действий и поведения;
• неспособность длительное время сосредоточиться на обучающей деятельности;
• нестабильность и неустойчивость эмоциональной сферы [19].
При этом есть ряд признаков, по которым можно дифференцировать простую запущенность в воспитании и образовании детей от умственной отсталости, требующей специальной коррекционной педагогики: нет нарушений сенсорной системы и отдельных ее анализаторов; дети не проявляют признаков умственной отсталости, но не успевают в школе из-за полиморфной клинической симптоматики; имеют незрелое поведение и эмоциональную сферу, плохой контроль произвольности поведения на фоне нервной истощаемости, низкой работоспособности [9].
Как отмечают клиницисты и психологи, Т.Д. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, как правило, дети с ЗПР подверглись органическому поражению нервной системы в раннем детстве или внутриутробном развитии, с чем и связано отставание.
Дети с минимальными отклонениями в развитии при наличии в анамнезе поражений нервной системы органического характера, классифицируются по степени ЗПР как имеющие «минимальную дисфункцию нервной системы». Такие дети вследствие перенесенного поражения имеют неблагоприятные условия для сенсомоторного развития, они хуже коммуницируют с окружающими, поэтому и них хуже формируются лобные отделы коры головного мозга и тормозится общее психическое развитие, как полагала М. Певзнер [18].
В.И. Лубовский при проведении исследований выделила 4 типа ЗПР по комплексу этиопатогенетической симптоматики:
1. Конституциональный тип ЗПР. Это неосложненный психический и психофизический инфантилизм, который характеризуется такими характеристиками, как неразвитость и нестабильность эмоциональной сферы. При этом как эмоциональная, так и волевая сфера практически неуправляемы, либо управляемы в малопроизвольной форме, отсюда нестабильность эмоциональных реакций, слабоволие, сохранение игровых интересов, инфантилизм, безынициативность. Часто и по внешнему виду такие дети выглядят гораздо моложе своего возраста. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера, либо нарушения метаболических процессов в организме.
2. Соматогенный тип ЗПР. Это стойкая соматическая астения с соматической инфантилизацией. Такой тип ЗПР возникает при длительном воздействии на организм ребенка патогенного статуса — например, аллергии, или общего истощения, инфекционных процессов, нарушений метаболизма. В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенности боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Эти дети нуждаются не только в педагогическом и психологическом сопровождении, но и в сопровождении врачебном. Такие дети должны регулярно обследоваться, проходить по меньшей мере раз в год стационарное лечение, ездить на курорты [16].
3. Психогенный тип ЗПР. Этот тип ЗПР характеризуется тем, что патологическое развитие личности по невротическому типу или психогенная инфантилизация, как правило, вызвана социальными условиями развития и жизни ребенка. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, или подвергается стилю воспитания гиперопеки или гипоопеки, то в течение первых лет жизни у такого ребенка формируется стойкий комплекс симптоматики отсутствия волевых усилий, ситуации, при которой ребенок просто не получает надлежащего для школьного уровня интеллектуального багажа знаний, а также ребенок не получает развития основных психических функций регуляции и самоконтроля произвольности поведения и эмоций, отсутствие развития познавательного и интереса и активности, бедность представлений о мире. Часто, если дети воспитываются в ситуации гиперопеки, агрессии, жестокости, насилия, они приобретают невротическую акцентуацию личности [18].
4. Церебрально-органический тип ЗПР. Этот тип ЗПР, минимальная мозговая дисфункция, характеризуется наибольшей распространенностью среди типов ЗПР. Дети с данной формой 3ПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР, Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме. А в интеллектуальной сфере проявляется как недостаточность сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности. В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологических варианта ЗПР церебрально-органического генеза. При первом варианте у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур). Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля. При втором варианте доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы [4].
Для всех детей с ЗПР характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения.