Курсовая с практикой на тему Особенности самоконтроля в различных возрастах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы исследования особенностей самоконтроля в разном возрасте. 4
1.1 Понятие
«самоконтроль» в психологии. 4
1.2 Развитие
самоконтроля самоконтроля в онтогенезе. 9
Глава 2
Экспериментальное исследование особенностей самоконтроля у разных возрастных
групп. 15
2.1 Организация
исследования. 15
2.2 Анализ
результатов исследования. 20
Заключение. 25
Список
литературы.. 26
Введение:
Проблема
самоконтроля весьма интересна для психологов и педагогов. Это обусловлено тем,
что самоконтроль представляет собой необходимый компонент самосознания, который
позволяет личности эффективно осуществлять разнообразные виды деятельности и выбирать
те или иные стратегии поведения. Так, например, именно самоконтроль позволяет
человеку оценивать соответствие собственного поведения конкретной ситуации и
корректировать выбранную поведенческую стратегию. Большое значение самоконтроль
имеет для выполнения учебной и профессиональной деятельности. Соответственно,
возникает необходимость исследования специфических особенностей развития
самоконтроля на разных этапах онтогенеза и учет этих особенностей в организации
деятельности представителей разных возрастных категорий.
Цель
исследования: изучить особенности самоконтроля на разных возрастных этапах.
Объект
исследования: самоконтроль.
Предмет
исследования: особенности самоконтроля на разных возрастных этапах.
Задачи
исследования:
1. Провести
анализ существующих исследований в области самоконтроля;
2. Рассмотреть
особенности развития самоконтроля в онтогенезе;
3. Провести
экспериментальное исследование особенностей развития самоконтроля в ранней и
поздней юности, молодости.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация полученной информации,
опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, качественный и
количественный анализ данных.
Заключение:
Таким
образом, самоконтроль представляет значимое личностное качество, высокий
уровень развития которого является важным фактором успешного выполнения деятельности
и выбора адекватных ситуации и социуму стратегий поведения.
В
настоящее время представлено достаточно много философских и психологических
концепций в отношении понимания сути феномена «самоконтроль». Анализ данных
концепций позволяет сделать вывод о том, что единого взгляда на данный феномен
в настоящее время не сформировалось. Однако все концепции признают, что
самоконтроль представляет собой важную часть самосознания, которая позволяет
субъекту оценивать свое поведение и действия, управлять ими, а также
корректировать свое поведение в соответствии с теми или иными обстоятельствами.
Развитие
самоконтроля в онтогенезе начинается с раннего детства: изначально развитие
самоконтроля происходит на биологической основе, как возможность контроля и управления
двигательными действиями, собственным телом, однако в дальнейшем ключевыми в
формировании данного процесса становятся социальные факторы.
Экспериментальное
исследование особенностей самоконтроля на разных возрастных этапах: ранней
юности, поздней юности и молодости, позволило выявить ряд различий в его
развитии у разных возрастных групп. В процессе онтогенеза способность к
регуляции собственного поведения и деятельности повышается. Такие навыки, как
гибкость, самостоятельность и моделирование претерпевают значительные изменения
на разных возрастных этапах, и в итоге ухудшаются, что естественно для процесса
становления личности. Чем старше становится человек, тем меньше поводов он
видит для того, чтобы проявлять инициативу. В то же время, навыки планирования
и оценивания результатов становятся более упорядченными, стойкими, что также
является характерным для процесса онтогенеза.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей
самоконтроля в разном возрасте
1.1 Понятие «самоконтроль» в психологии Феномен
самоконтроля активно исследовался в философских и психологических работах.
Анализ данных исследований позволяет составить определенное представление об
изученности данного понятия и его сути.
Анализ
разнообразных философских трудов (Б. П. Битинас, И. А. Донцов, Ф. Зимбардо, В.
А. Канке, И. С. Кон, С. Э. Крапивенский, В. Леви, А. Ф. Лосев, С. Л.
Соловейчик, В. С. Соловьев, В. Фостер и др.) в отношении рассматриваемого
феномена, позволяет сделать вывод, что развитие самоконтроля, как правило,
исследуется в структуре личности следующим образом: в структуре личности активно
функционирует феномен самосознания, за счет чего личность получает возможность рефлексировать,
оценивая свои знания, нравственную систему, идеалы, мотивы поведения, формируя
целостное представление о самой себе в качестве чувствующего, мыслящего и
действующего субъекта. Самосознание соотносится с нравственностью:
вырабатываясь под воздействием внешних факторов, оно выполняет роль средства
самоконтроля в отношении своих действий и принятия полной ответственности за
них. Однако «словесных» призывов и лозунгов недостаточно для того, чтобы
изменить нежелательное поведение[1].
С
точки зрения представителей философии, необходимо специально и целенаправленно
совершенствовать умения и навыки самоконтроля личности как один из центральных
факторов достижения поставленной цели.
Анализ
отечественных исследований психологических исследований самоконтроля личности
(П. К. Анохин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,
А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Г. С. Никифоров, С. Л. Рубинштейн и др.) позволяет
выделить ряд тезисов в рассматриваемой теме:
—
самоконтроль представляет собой необходимый фактор для формирования адекватной,
целенаправленной психики;
—
самоконтроль представляет собой необходимую составляющую процесса самоуправления
и саморегулирования;
—
самоконтроль имеет центральное значение в самовоспитании и
самосовершенствовании личности, собственного поведения; в его структуру
естественным образом включается анализ мотивов и действий, планирование и
организация, реализация и самооценка, корректировка и предупреждение;
—
выработка самоконтроля предполагает точную направленность воспитательных
мероприятий, т.к. каждый субъект индивидуален в плане функционирования эмоционально-волевой
сферы, интеллектуальной деятельности, коммуникации и труда[2].
Поскольку
самоконтроль является составной частью всех процессов жизнедеятельности
субъекта, данный феномен следует считать сложным и многогранным.
Соответственно, в психолого-педагогической литературе феномен самоконтроля
интерпретируется с различных точек зрения, по т ой причине, что в разных
концепциях анализируются различные стороны данного понятия. Однако все
определения, несмотря на наличие различий, в своей структуре содержат следующее
качество: способность к соотнесению собственного действия – процесс его
реализации и его итог, или и то, и другое – с эталоном, образцом. В одних
ситуациях в качестве эталона выступает определенный конечный результат
действия, в других – эталоном считается непосредственно алгоритм реализации основного
действия, содержания и последовательность его операций.
На
основании анализа философских и
психологических представлений о самоконтроле, можно сформулировать следующее
определение данного феномена: важнейший, объективно необходимый вид
деятельности личности, направленный на самостоятельное управление и
самосовершенствование своей деятельности. В его структуру включены анализ,
оценка и самостоятельный контроль процесса реализации и итогов деятельности,
коррекция и профилактика нарушений процесса выполнения деятельности, ее
планирования и организации. [1]
Николаенко,
О. Н. Стратегия самоконтроля личности : автореферат дис. … кандидата
психологических наук : 19.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. —
Санкт-Петербург, 2006. — 18 с. [2]
Филиппова
М.П. К вопросу о формировании самоконтроля личности в философской и психологической
литературе // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. – 2008. — № 74-2. – С. 279-282.