Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности ролевой игры в раннем возрасте (у детей от 1,5 до 3 лет)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Игра
как вид деятельности в раннем возрасте. 4

1.1.
Возрастные особенности развития детей раннего возраста. 4

1.2 Игра как
ведущая деятельность ребенка. 13

Глава 2.
Методическая разработка по формированию ролевой игры в раннем возрасте. 19

2.1. Методика
формирования ролевой игры у детей раннего возраста. 19

2.2.
Рекомендации по развитию ролевой игры детей раннего возраста. 23

Заключение. 30

Литература. 32

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. Применение игровой деятельности в
развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью
формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В процессе
своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям с внешнего
мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает. Другими словами, мы
можем сказать, что ребенок является не только объектом для взаимодействия, но и
выступает как субъект, который воздействует на окружающий мир. Однако не всего
ребенок может ощущать себя и воспринимать в окружающей действительности
адекватно. Поэтому для формирования и развития личности детей зачастую
прибегают к методу игровых действий, поскольку именно игра является основным
видом деятельности детей дошкольного возраста.

В играх дети реализуют не
только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности,
что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов
игры в целях оптимизации процесса их образования и воспитания (Н.П. Аникеева,
Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б.
Эльконин).

Изучением
развития ребенка раннего возраста занимались такие исследователи как Л.С.
Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М. Ибука, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б.
Эльконин и др.

Сегодня в
научно-педагогической и психолого-педагогической литературе можно найти много
разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию ролевых игр в
учебно-воспитательной и психолого-педагогической практике. Игровой метод
используют как непосредственно на занятиях, так и в свободное время в целях
обучающих, развивающих и коррекционных. Особенное внимание уделяется играм
детей в раннем возрасте, поскольку этот период является особым в становлении
личности ребенка и его когнитивного развития.

Так, целью курсовой работы является изучение особенностей ролевой игры у
детей раннего возраста.

В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:

1. Определить особенности
развития детей раннего возраста

2. Изучить основные
свойства ролевой игры в раннем детском возрасте и особенностей ее влияния на
развитие ребенка.

3. Разработать методику
формирования ролевой игры у детей раннего возраста.

4. Составить методические
рекомендации для развития ролевой игры у детей раннего возраста.

Объектом
курсовой работы является ролевая игра как вид детской деятельности.

Предметом
выступает формирование ролевой в раннем детском возрасте.

Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе
исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Раннее детство
представляется периодом развития ребенка от 1 до 3 лет. В это время характерным
является изменения социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка.
Так, ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте становится предметная
деятельность, при этом ситуативно-деловое общение с взрослым является формой и
средством организации такой предметной деятельности, когда ребенок может
осваивать общественно-выбранные способы действия с теми или иными предметами.
Психолого-педагогическая литература возрастного развития детей раннего
возраста, среди которых выделяются такие авторы как Л.С. Выготский, Л.И.
Божович, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, др., в своих исследованиях говорят о том,
что познание окружающей действительности ребенком начинается посредством
ощущений, которые и формируют начальные представления о предметном мире.

2. В раннем возрасте
основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав
её невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. Игра – один из
тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях
воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам
общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит,
насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его
отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в
интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

3. Научные представления
о поэтапном развитии игровой деятельности дают возможность выработать более
четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью
детей в различных возрастных группах. Чтобы добиться игры подлинной,
эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи,
педагогу необходимо целенаправленно обогащать тактильный опыт ребенка,
постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр
побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

4. Основная функция воспитателя в детском
саду — создание условий для благополучного протекания воспитательной работы.
Одной из эффективных форм организации детской деятельности является игровая
деятельность. Игра — самый доступный и естественный способ развития ребенка.
Взрослый через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила
поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить
психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально
приемлемым способам нервной разрядки.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

·                  
организацию
совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к
игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

·                  
творческое
создание обстановки для игры;

·                  
организация
совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений
и нового содержания;

·                  
создание
условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности
детей.

Помимо этого, были
разработаны методические рекомендации по развитию игровой деятельности детей
раннего возраста, которые позволят достигать максимальных результатов в
учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что цель курсовой работы достигнута, а
задачи решены.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Игра как вид деятельности в раннем возрасте

1.1. Возрастные
особенности развития детей раннего возраста

Ранний возраст подразделяется на два
периода:

·                    
первый
год жизни (младенческий возраст);

·                    
ранний
возраст – от одного до 3 лет.

Ранний
возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития
ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра,
общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В
первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности – познавательная активность, любознательность,
уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и
настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём, все эти
способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста
ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту
форм деятельности
[9].

Развитие ребенка
отслеживается в трех разных областях – физической, когнитивной и
психосоциальной. В физической области изменяются такие физические
характеристики, как размеры и форма тела, органов, структуры мозга, физического
здоровья и сенсомоторные навыки. Когнитивная область отвечает за изменения всех
умственных способностей и психических процессов. Сюда же относятся такие
процессы познания как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Что
же касается психосоциальной области, то она включает в себя свойства личности и
социальные навыки, межличностные отношения [19].

Психологическая
литература говорит нам о том, что органы чувств новорожденного ребенка начинают
функционировать с момента рождения. Месячный ребенок способен выполнять
следящие движения глазами, а к концу второго месяца жизни у него формируется
зрительное сосредоточение.

С момента того, как
ребенок способен самостоятельно сидеть, видимый мир предметов предстает перед
ним по-новому, что говорит об увеличении сферы обозрения, которая тем самым
способствует активизации познавательной деятельности и побуждению ребенка к
действенному освоению мира [14].

Рассмотрим особенности
развития восприятия. Так, на первом году жизни ребенок имеет обусловленный
интерес к предмету, который заключается, в первую очередь, в возможностях практического
действия с ним. Другими словами, дети получают удовольствие как от самого
действия с предметов, так и от разных его изменений, возникающих посредством
его действий, что поддерживает активность ребенку, способствуя возникновению
более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

 Начиная с момента действенной манипуляции с
предметами, в действиях детей проявляются первые познавательные реакции. При
этом интерес ребенка к окружающим вещам или предметам растет по мере того, как
развиваются его движения и совершенствуется процесс зрения. Так, посредством
предметных действий дети постигают свойства и качестве предметов, и могут
устанавливать первые элементарные связи между ними [7].

При помощи предметных
действий на первом году жизни дети накапливают собственный практический опыт, а
к концу первого года, основываясь на зрительное восприятие, начинают появляться
первые слова детей, относящиеся к предметам.

Одним из исследователей
восприятия детей раннего возраста, Г.А. Урунтаевой, выделено несколько
характерных особенностей сенсорного развития в этот возрастной период:

1. Сенсорное развитие
складывается из акта рассматривания предметов.

2. Происходит
формирование навыка хватания, которое приводит к развитию рук как органа
осязания и движения.

3. В этот период времени
происходит устанавливание зрительно-двигательной координации, которая
способствует переходу к манипулированию с предметами, когда зрение управляет
движением руки.

4. Формируются
дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием
с ним и его называнием взрослым [21].

К началу второго года
жизни, при создании необходимых условий воспитания, у детей протекает
интенсивное развитие сенсорных способностей, которые определяют уровень
развития восприятия.

На втором году жизни
восприятие предметов является доминирующим в сенсорном развитии ребенка. Так,
формируются способность устанавливать взаимосвязь величины и форма, а после и
цвета, с конкретным предметом. Этот период времени также характеризуется
переходом к предметному восприятию, которое является результатом простых
действий – хватания и удержания предмета, манипулирование им и передвижение его
в пространстве [12].

Действенное знакомство с
предметами и их свойствами способствует возникновению образов восприятия. Однако
в начале второго года жизни его точность и осмысленность невелики. Такой
исследователь как Д.Б. Эльконин говорит о том, что ребенок в процессе действий
с предметами, в основном ориентируется на отдельные его признаки, а не на
сочетание сенсорных характеристик [1].

К середине второго года
жизни ребенка, его восприятие становится более точным и осмысленном, в связи с
овладением таких функций мышления как сравнение и сопоставление. Говоря об
уровне сенсорного развития в этот период времени, следует заметить, что у
ребенка формируется умение правильно выделять свойства предметов и узнавать эти
предметы по сочетанию свойств.

Особенной черной
сенсорного развития в период от полутора до двух лет является определенность
восприятия. Другими словами, дети ориентируются в форме предметов, когда в
качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы,
имеющие круглую форму – это мячик или шарик, треугольные – крыша, квадратные –
кубики и т.д. [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы