Курсовая с практикой на тему Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические
основы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста. 5
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 5
1.2. Анализ содержания
понятия «социально-коммуникативные навыки» на основе научной
психолого-педагогической литературы. 13
Глава 2. Ключевые
особенности и роль ролевой игры в процессе социализации дошкольника. 19
2.1 Сюжетно-ролевая игра
как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста. 19
2.2 Методические
рекомендации проведения ролевой игры с целью формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста. 27
Заключение. 33
Список использованных
источников. 35
Введение:
Введение
Актуальность
темы этой работы заключается в том, что в области детской психологии и развития
сегодня на первый план выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с
окружающим его миром. Эта проблема интенсивно анализируется психологами,
педагогами, постоянно совершенствуются методы работы с детьми для развития и
формирования социальных и коммуникационных навыков. Развитие этих навыков имеет
важное значение для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими
их людьми; они важны для обеспечения готовности к адаптации в школе. Сегодня, в
соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника
и его коммуникативное развитие объединены в одну образовательную область под
названием "Социальное и коммуникативное развитие" [32]. Такое
сочетание направлений развития ребенка не является случайным — оно актуально и
естественно. Социальное окружение ребёнка сегодня является решающим фактором
его развития. Она предусматривает полномасштабную практику устного общения. Важным
аспектом для реализации этой социализации является ролевая игра, которая
является главным видом деятельности ребёнка в этом возрасте.
Следовательно, основная задача государства и
общества в отношении детей дошкольного возраста заключается в обеспечении
оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности
саморегулирования, формирования у ребенка основ уважительного отношения к
другим; способность общаться и взаимодействовать и знакомиться с универсальными
человеческими ценностями. Такие ученые, как Эльконин Д.Б, Гальперин П.А.,
Запорожец А.В., Карпова С.Н., Леонтьев А.А. изучали психологические и
педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
Что касается развития социальных и
коммуникационных навыков, то была накоплена богатая научная и методологическая
деятельность, которая отражена в работах Беляева В.В., Ведля Г.Е., Зимней И.А.,
Скалкина В.Л., Шубина Э.П., Андреева Б.С.
Развитие социальных и коммуникационных навыков с
помощью ролевых игр в дошкольных образовательных организациях было
сосредоточено на внимании таких исследователей, как: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,
В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский. Эти исследователи
изучали развитие социальных и коммуникационных навыков в дошкольных
образовательных организациях. Таким образом, дошкольная образовательная
организация играет важную роль в развитии социальных и коммуникационных навыков
у детей дошкольного возраста; она является одним из первых учреждений по
социализации ребенка в обществе.
Объект
исследования: процесс развития социальных и коммуникационных навыков у
детей дошкольного возраста. Предмет
исследования: процесс развития социальных и коммуникативных навыков у детей
старшего возраста дошкольного возраста с помощью ролевой игры в дошкольных
образовательных организациях.
Цель
исследования: исследование и разработка комплекса методических рекомендаций
по использованию ролевых игр для развития социальных и коммуникационных навыков
у детей старшего возраста дошкольного возраста в дошкольных образовательных
организациях. Задачи исследования:
1) Определить психологические и педагогические
характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2) Раскрыть содержание концепции "социальных
и коммуникационных навыков", основанной на анализе научной психологической
и педагогической литературы.
3) описать возможности ролевых игр как средства
развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников старшего
дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
4) Составить методические рекомендации по развитию
социальных навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение,
обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, общение, проективная
техника).
Данная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, перечня использованной литературы.
Заключение:
Заключение
Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие объединены
в одну образовательную область под названием "Социальное и коммуникативное
развитие" [32]. Такое сочетание направлений развития ребенка не является
случайным — оно актуально и естественно. Социальное окружение человека сегодня
является решающим фактором его развития. Она предусматривает полномасштабную
практику устного общения. Таким образом, остро стоит проблема развития социальных
и коммуникационных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В этой связи
в рамках поставленных задач было проведено исследование. В контексте первой
задачи были проанализированы психологические и педагогические характеристики
дошкольников старшего возраста. Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать
как период развития первых серьезных личных отношений, связанных с
формированием сознательной личности.
Ведущим видом деятельности в этот период является
ролевая игра. Основными новообразованиями в старшем дошкольном возрасте
являются: подчинение мотивов поведения; появление этических оценок, понимание
норм и правил поведения; формирование самосознания; произвол поведения. Более
старший дошкольный возраст можно охарактеризовать как возраст, когда ребенок
овладевает активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
независимость, отделяясь от практической деятельности и предвосхищая ее. Образы
воображения воспроизводят реальность гораздо более полно и точнее. Ребенок
начинает проводить четкое различие между реальным и вымышленным. Действия
воображения — создание и воплощение идеи — начинают принимать форму в начале
игры.
Вторая цель исследования заключалась в анализе
содержания концепции "социальных и коммуникационных навыков" на
основе психологической и педагогической литературы. Таким образом, социальные и
коммуникационные навыки — это набор знаний и навыков в области вербальной и
невербальной коммуникации, способность к межкультурному взаимодействию,
правильное поведение в различных ситуациях общения. Социальные и
коммуникационные навыки классифицируются следующим образом:
— социальные и психологические навыки (способность
выстраивать взаимоотношения в рамках различных видов совместной деятельности
как с детьми, так и со взрослыми);
— коммуникационные и организационные навыки
(способность планировать, инструктировать и контролировать определенный вид
деятельности, не только совместный, но и личный);
— навыки устного общения (умение слушать,
способность эмоционально сопереживать с собеседником, способность разрешать
конфликтные ситуации);
— невербальные навыки (способность показывать свои
эмоции в соответствии с ситуацией, в которой находится ребенок, формирование
контроля ребенка над чрезмерными эмоциональными переживаниями).
Кроме того, в исследовании было учтено значение
ролевой игры как средства развития социальных и коммуникационных навыков у детей
старшего дошкольного возраста.
Ролевая игра — это вид деятельности в контексте
ситуаций, направленных на восстановление социального опыта, в котором
развивается и совершенствуется самоуправление поведения. Ролевая игра является
рефлексивной деятельностью, ее основным источником является окружающий мир,
жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном в ролевой игре
является воображаемая или реальная ситуация, которая заключается в том, что
ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой среде.. В этом
исследовании ролевая игра рассматривалась как средство развития социальных и
коммуникативных навыков у дошкольников, мы рассмотрели возрастные
характеристики детей старшего дошкольного возраста, важность ролевых игр и
выработали соответствующие методологические рекомендации. В целом можно
считать, что задачи нашей работы выполнены.
Фрагмент текста работы:
Введение
Актуальность
темы этой работы заключается в том, что в области детской психологии и развития
сегодня на первый план выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с
окружающим его миром. Эта проблема интенсивно анализируется психологами,
педагогами, постоянно совершенствуются методы работы с детьми для развития и
формирования социальных и коммуникационных навыков. Развитие этих навыков имеет
важное значение для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими
их людьми; они важны для обеспечения готовности к адаптации в школе. Сегодня, в
соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника
и его коммуникативное развитие объединены в одну образовательную область под
названием "Социальное и коммуникативное развитие" [32]. Такое
сочетание направлений развития ребенка не является случайным — оно актуально и
естественно. Социальное окружение ребёнка сегодня является решающим фактором
его развития. Она предусматривает полномасштабную практику устного общения. Важным
аспектом для реализации этой социализации является ролевая игра, которая
является главным видом деятельности ребёнка в этом возрасте.
Следовательно, основная задача государства и
общества в отношении детей дошкольного возраста заключается в обеспечении
оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности
саморегулирования, формирования у ребенка основ уважительного отношения к
другим; способность общаться и взаимодействовать и знакомиться с универсальными
человеческими ценностями. Такие ученые, как Эльконин Д.Б, Гальперин П.А.,
Запорожец А.В., Карпова С.Н., Леонтьев А.А. изучали психологические и
педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
Что касается развития социальных и
коммуникационных навыков, то была накоплена богатая научная и методологическая
деятельность, которая отражена в работах Беляева В.В., Ведля Г.Е., Зимней И.А.,
Скалкина В.Л., Шубина Э.П., Андреева Б.С.
Развитие социальных и коммуникационных навыков с
помощью ролевых игр в дошкольных образовательных организациях было
сосредоточено на внимании таких исследователей, как: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,
В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский. Эти исследователи
изучали развитие социальных и коммуникационных навыков в дошкольных
образовательных организациях. Таким образом, дошкольная образовательная
организация играет важную роль в развитии социальных и коммуникационных навыков
у детей дошкольного возраста; она является одним из первых учреждений по
социализации ребенка в обществе.
Объект
исследования: процесс развития социальных и коммуникационных навыков у
детей дошкольного возраста. Предмет
исследования: процесс развития социальных и коммуникативных навыков у детей
старшего возраста дошкольного возраста с помощью ролевой игры в дошкольных
образовательных организациях.
Цель
исследования: исследование и разработка комплекса методических рекомендаций
по использованию ролевых игр для развития социальных и коммуникационных навыков
у детей старшего возраста дошкольного возраста в дошкольных образовательных
организациях. Задачи исследования:
1) Определить психологические и педагогические
характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2) Раскрыть содержание концепции "социальных
и коммуникационных навыков", основанной на анализе научной психологической
и педагогической литературы.
3) описать возможности ролевых игр как средства
развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников старшего
дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
4) Составить методические рекомендации по развитию
социальных навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение,
обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, общение, проективная
техника).
Данная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, перечня использованной литературы.