Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Особенности родительского отношения к старшим и младшим детям в семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений в семьях с детьми разного возраста 5

1.1 Понятие детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2. Влияние семьи на эмоциональное развитие детей 11

1.3 Психологические особенности детей с разным порядком рождения в семье 13

Выводы по главе 1 19

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольника в зависимости от его порядка рождения в семье 20

2.1 Организация и методы исследования 20

2.2 Исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей с разным порядком рождения в семье 21

2.3. Рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 26

Выводы по главе 2 27

Заключение 29

Список литературы: 30

  

Введение:

 

Семья – это самая главная среда формирования личности ребенка. Также семья является важным институтом воспитания. Являясь такой значимой средой, семья может оказать благотворное или губительное влияние на становление личности ребенка. Именно семья является для ребенка первым проводником в социум, ведёт его в мир взаимоотношений, домашнего быта, вызывая определенные чувства, действия, варианты поведения, влияет на формирование привычек, характера и психических свойств. Нахождение ребенка в семье в течение большей части своего детства оказывает самое длительное воздействие на личность, по сравнению с другими институтами воспитания. Благодаря семье закладываются основы личности ребенка, и в момент поступления в школу, он уже наполовину сформирован как личность. На современном этапе развития семьи с разными детьми не является исключением и редким явлением, так же сложные социально-экономические условия, в которых семейные отношения подвергаются серьезны изменениям. Такие семьи продолжают существовать как форма семейного устройства, поэтому она нуждается в разностороннем психологическом изучении и в необходимости оказания помощи семье. Индивидуальность семейных отношений и наличие психологических особенностей всех членов семей с разными представляет особый интерес для психологии. Так же опыт зарубежных специалистов дает понять, что для этих семей недостаточно помощи в виде социальных пособий и гуманитарных акций. Им необходимы направления работы, ориентированные на создание психологического благополучия всех членов семьи. Многодетная семья и ее психологические особенности становятся объектом изучения лишь с начала 90-х гг. ХХ века. Данную проблему освещали в своих работах такие исследователи как Ачильдиева Е. Ф.,4Галагузова М. А., Курагина Г. С., Мардахаев Л.В., Орлова А.В., Соколова Л.А.Некоторые исследователи, как например, Андреева Т.Н., А. Адлер,Баландина Л.Л., установили, что некоторые особенности поведения и личностные характеристики детей могут зависеть от размера семьи и очерёдности рождения детей в семье. В отечественной психологии меньше исследований проблемы личности детей в многодетной семье, чем в зарубежной, и поэтому данное исследование весьма актуально. Исследований про детско-родительские отношения в семьях с несколькими детьми не много, и они требуют внимания, что и установило тему работы: «Особенности родительского отношения к старшим и младшим детям в семье».

Объект исследования: семья с детьми разного возраста.

Предмет исследования: родительские отношения в семьях с детьми разного возраста.

Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских отношений в семье с детьми разного возраста.

В соответствии с предметом, целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретический анализ исследований психологических особенностей проблем семьи с детьми разного возраста.

2. Исследовать детско-родительские отношения в семьях с детьми разного возраста.

3. Разработать рекомендаций по гармонизации детско-родительских отношений в семье с детьми разного возраста.

Теоретическая часть работы нацелена на систематизацию теоретических данных о детско-родительских отношениях и психологических особенностях всех членов семей. Практическая часть работы состоит из опроса семей об особенностях их взаимоотношений внутри семьи, а также интерпретации полученных результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты анализа научной литературы по проблеме исследования позволяют говорить о том, что в младшем школьном возрасте идет активное развитие эмоциональной сферы ребенка. Семья оказывает большое влияние на ее развитие. В этом участвуют различные факторы. Начиная от общего климата внутри семьи и заканчивая тем, какой образец поведения показывают родители дошкольнику, какие взаимоотношения происходят внутри поколения и между ними. На эмоциональную сферу также оказывает влияние и то, каким подсчёту в семье родился ребенок и то, какую ролевую позицию он принимает внутри семьи.

Результаты экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень идентификации эмоциональных модальностей выявлен у старших и средних детей. Средний уровень – у единственных младших.

2. Отношение к членам семьи у всех групп детей преобладает положительное.

3. Семейный климат у всех групп детей преобладает благоприятный.

4. Уровень личностной тревожности у всех групп детей находится на одинаковом уровне. При этом средние дети имеют более низкий уровень ситуативной тревожности по сравнению с младшими и единственными. Старшие дети могут проявлять как максимум тревожности, так и минимум.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что поставленные задачи были реализованы. Порядок рождения в семье оказывает влияние на эмоциональную сферу детей, а именно: у старших и средних детей уровень развития эмоциональной сферы выше, средние дети имеют более низкий уровень тревожности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы детско-родительских отношений в семьях с детьми разного возраста

1.1 Понятие детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии

Детско-родительские отношения – это семейные отношения, в которых, естественно, присутствуют дети. Значение таких отношений интересует специалистов разных направлений, но теоретическое изучение немного отстает от практического. В сфере детско-родительских отношений большую работу проделали такие клинические психологи, как Варга А. Я.,Спиваковская А. С., Эйдемиллер Э. Г. и др. Абсолютно точного определения понятия «детско-родительские отношения» в психологической литературе нет. Некоторые специалисты (Буянов Н. И., Вара А. Я., Захаров А. И. и др) разбирают детско-родительские отношения как активное содействие ребенка и родителя, в котором социально-психологические закономерности межличностных отношения проявляются ярко. Зарубежные исследователи рассматривали детско-родительские отношения как психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э.Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского направления (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического направления (Т.Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.). Зарубежная психология создала теоретические подходы к сути детско-родительских отношений и понимаю их роли. В психоанализе З. Фрейда отношения между родителями и детьми рассматриваются как основной фактор развития детей. Фрейд считал, что источником первого и важного удовольствия, первого объекта либидо и первого законодателя выступает мать. Так же, он считал, что период отделения ребенка от родителей для его социального благополучия, важен. Аномалии в личностном развитии, по мнению Фрейда, формируются принаряженные удовлетворения потребностей, неудачный опыт в детском возрасте и предъявление от родителей к ребенку неадекватных требований, которые не соответствуют его возрасту [16]. У А. Адлера личность рассматривается как часть социальных отношений. Образ жизни личности закладывается и усваивается в детстве. Комфортная семейная атмосфера и позитивные чувства и эмоции развивают социальный интерес. Как считает А. Адлер, воспитание – это взаимодействующий процесс, как на отдельные семьи, так и на состояние общества. Основные понятия семейного воспитание, по Адлеру, это равенство (в соответствии с возрастом и положением ребенка) и сотрудничество [2].Э. Эриксон, американский психолог, являлся сторонником теории о том, что личность формируется всю жизнь, в детстве ребенок больше всего подвергается влиянию семьи, а с возрастом, влиянию всего социального окружения: социальных институтов, ситуации развития в обществе, политических, экономических особенностей. Эриксон уверен в существовании двойственном намерении, которое совмещает в себе заботу о нуждах ребенка с чувством доверия к нему [10]. Э. Фромм изучал родительское отношение как базовую основу развития ребенка, он определил различия между материнским и отцовским отношениями: условность – безусловность, контролируемость –неконтролируемость. То есть материнская любовь абсолютно безусловна и неконтролируема, отцовская – наоборот. Э. Фромм говорил, что «речь здесь идёт не о конкретных родителях, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери и отца» [17]. Каждый человек нуждается в позитивном отношении, удовлетворяющийся в одобрении и любви со стороны близких людей; самоуважение, развивающееся по мере первого. Так считал автор феноменологической теории личности К. Роджерс. По его мнению, здоровое развитие ребенка возможно при отсутствии противоречия между безусловной и условной любовью, между «Я идеальным» и «Я реальным». Безусловное положительное внимание родителя к ребенку, как считал К.Роджерс, без отношения к его поступкам обеспечивает максимально благоприятное и гармоничное развитие личности ребенка [12]. Так как в современной психологии понятие детско-родительских отношений разработано недостаточно и нет четкой формулировки, существует множество различных определений. Их объединяет тот факт, что детско-родительские отношения – это основной вид человеческих отношений системе семьи. Е. О. Смирнова говорит, что детско-родительские отношения отличаются от других вариаций межличностных отношений и являются специфичными. Детско-родительские отношения эмоционально важны и для родителей, и для детей. Кроме этого, в отношениях родителей и детей может присутствовать двойственность, выражающаяся, к примеру, сходной стороны, в желании и долге родителей заботится о ребенке и научить его заботе о себе [14].

Вот что пишет А. С. Спиваковская о внутренних конфликтах детско-родительских отношений: родители хотят удержать ребенка рядом с собой, при этом, желают, чтобы ребенок взрослел и развивался, а взрослеющие дети стараются отделиться от родителей. Так же, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном изменении вовремя взросления ребенка, и отделение его от родителей [15].Если опираться на работы Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева, для детско-родительских отношений можно сформировать следующее определение – избирательный психологический союз ребенка с каждым родителем в эмоциональном и оценочном плане, который выражается в переживаниях, действиях, реакциях, связанный с возрастными особенностями ребенка, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющий особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. Если упростить, то детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознанием человеком характера отношений со своими родителями [11]. Итак, факторы, которые определяют влияние личности родителей на детей – это пол родителя, возраст, тип темперамента и характерологические особенности, причастности к какой-либо культуре, религии, нации, профессия, уровень социального положения, педагогическая компетентность [19]. Важное психолого-педагогическое понятие для определения различных типов семейного воспитания – это стиль родительского отношения или воспитания. Родительский стиль – это характерные, оригинальные способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий к в адрес ребёнка. Стиль воспитания – это способ воспитания родителей своего ребенка, нахождение определенных стратегий воспитания, выражающиеся в оригинальной манере словесного обращения и взаимодействия с ребенком. В психологии определения «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» рассматриваются в основном, как синонимы. В понятие «стиль семейного воспитания» входит такой аспект как образование, включающее когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты. Если опираться на определение А. Я. Варга, то родительские отношения описываются как целостная система разных чувств, поведенческих стереотипов и понимая по отношению к ребенку [4]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы