Философия права Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Особенности регулирования свободы совести в России на современном этапе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Правовое обеспечение свободы совести в России: теоретический анализ 4

1.1 Развитие принципов обеспечения свободы совести 4

1.2. Особенности нормативного регулирования свободы совести 10

Глава 2. Правовое регулирование свободы совести в России: проблемы и перспективы 15

2.1. Правовой статус религиозных объединений 15

2.2. Правовая ответственность за нарушения в сфере обеспечения свободы совести в России 21

Заключение 31

Список используемой литературы 33

  

Введение:

 

Вопрос о свободе совести сообразуется в миропонимании человека, в его самосознании: он критически воспринимает и оценивает мир, устраивает этот мир в зависимости от своих целей и возможностей, все, чем он обладает, создано человеком, а не ниспослано свыше. И, если мы вернемся в прошлое, то увидим, что изначально принцип свободы совести был представлен как требование веротерпимости. Вопрос о свободе совести – вопрос о свободе выбора веры или атеизма, либо отказа от веры или атеизма. Это такое отношение к вере или к атеизму, которое формируется самостоятельно, в процессе рефлексии, свободной работы мысли личности.

Актуальность выбранной темы обуславливается, тем что вопрос свободы совести был поставлен в эпоху буржуазных революций, когда буржуазия боролась против феодализма, опорой которого была католическая государственная церковь. Но понимание свободы совести, тем не менее, в этот период было ограничено, односторонне. «Свобода совести», понималась буржуазией как терпимость, но не осуществлялась на деле. Однако истоки данного вопроса следует искать еще в первобытном обществе, когда человек был полностью зависим от природы и не имел достаточного количества опыта для объяснения сущего.

Объектом исследования выступают общественно-правовые отношения, складывающиеся в сфере реализации права на свободу совести.

Предметом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах о свободе совести в Российской Федерации, а также практика их реализации.

Цель курсовой работы является комплексный конституционно-правовой анализ на основе обобщения имеющегося теоретического и практического материала по изучению права на свободу совести в России.

Достижение главной цели исследования реализуется через решение ряда взаимосвязанных задач. В их числе:

— изучить развитие принципов обеспечения свободы совести;

— раскрыть особенности нормативного регулирования свободы совести;

— изучить правовой статус религиозных объединений;

— раскрыть правовую ответственность за нарушения в сфере обеспечения своды совести в России.

Методология исследования выпускной квалификационной работы составляют такие методы как: системно-структурный, аналитический, формально-логический, а также ряд других методов.

Нормативную базу исследования составляют Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Законы РФ, а также судебная практика.

Структура данной курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования, спецификой рассматриваемого явления. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Свобода совести и вероисповедания понятие многогранное, сложное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание.

В действующем законодательстве наблюдается неопределенность терминологической конституционной конструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся в современном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При этом законодатель и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. «Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести».

Соотносятся как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть — ни государство, ни духовенство той или иной религии — не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права при условии запрета на нарушение общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, уважительного отношения к чувствам граждан в связи с их отношением к религии.

В заключение стоит отметить, что в процессе исследования была достигнута главная цель и поставленные к ней задачи курсовой работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовое обеспечение свободы совести в России: теоретический анализ

1.1 Развитие принципов обеспечения свободы совести

Понятие совести как ответственности человека за свои поступки перед другими и самим собой впервые возникло в Древней Греции, когда Демокрит говорил о необходимости следования справедливости, чтобы человек не жил в постоянном самоосуждении. Понятие совести в древнем мире было тесно связано с полицейской демократической системой правления: участие отдельных лиц в жизни политики приводило к осознанию личной ответственности за ее результаты .

Политическая и юридическая литература в России начала создавать принципы свободы совести и вероисповедания в 19 веке. Впервые эта идея видоизменена в Высочайшем Манифесте «Об улучшении государственного порядка» от 17 октября 1905 г.1 как право на религиозную и нравственную свободу. Позже право на свободу совести и вероисповедания, закрепленное в законе, стало постоянно действовать в качестве основополагающего понятия, то есть ориентира, основной нормы для любого действия, как в законотворческой, так и в правоприменительной практике. На развитие этой идеи повлияло множество политических, правовых и социальных факторов.

Одним из наиболее важных политико-правовых элементов является слияние церковного аппарата с государством, в результате чего Россия получила покровительство Русской Православной Церкви как структуры государственного аппарата, в то же время дискриминируя другие религии в официальной политике. Великий Московский собор 1666-1667 годов сформулировал так называемую «симфонию властей» (разделение церковной и государственной власти): «царь имеет преимущество в гражданских делах, а патриарх имеет преимущество в церковных делах, так что таким образом гармония церковного института была сохранена в неприкосновенности и непоколебимый навеки».

В знаменитой речи, обращенной к Синоду, после осуждения митрополита ростовского и ярославского, Арсения Мацеевича (одного из врагов церковных реформ Петра и секуляризации монастырских имуществ), Екатерина заявляет, что архиереи – не служители алтаря, не духовные сановники, но «государственные особы» – «вернейшие подданные»; для них, по мнению Екатерины, власть монарха должна быть выше законов евангельских». Можно согласиться с его выводом, что «превратившись в «колоссальную канцелярию с неизбежной, по словам И. Аксакова, «канцелярской официальной ложью», церковь, по идее блюстительница высшей нравственности и совести… сделалась врагом прогрессивной мысли и проповедницей приниженности человеческой мысли во имя охраны неприкосновенности устоев старого, отжившего общественного порядка. Она сделалась врагом свободы…»

Статут о предупреждении и пресечении преступлений был одним из важнейших документов, регулирующих религиозные отношения в девятнадцатом веке (далее именуемый Хартией). Форма вступительной части Хартии раскрывает характер государственной религиозной политики. Первая часть охватывает стандарты «О предупреждении и пресечении преступлений против религии», а первая глава регулирует порядок богослужения в Православной Церкви. Статья 7 определяет требования к посещению церковной службы, например: «во время совершения службы не вступайте в какие-либо разговоры, не переходите с места на место».

Воспитание справедливости, сострадания и, в более широком смысле, гуманности уже предполагает терпимое отношение к идеям других людей. У личности была большая свобода действий в принятии решения о том, что лучше для будущего политики, а что нет. Это было одной из причин, способствовавших расширению свободы выражения мнений. Самые смелые мыслители выступали за возможность самовыражения без необходимости подчиняться установленным авторитетам. Сочинение Цицерона «О природе богов» является примером свободного обсуждения дилеммы богов приверженцами различных философских школ. Он утверждает, что в дебатах важнее подчеркнуть силу доказательств, чем авторитет. Государственно-правовая система Древней Греции добавила в развитие новых традиций, связанных с религией цивилизации и государства. Одновременно государство защищало устоявшиеся традиции и обычаи от воздействия новых идей, которые могут подорвать нынешнюю социальную структуру.

Любого, кто бросил свой дом, свою общину и, как следствие, стал богом, называли еретиком и атеистом. Тех, кто распространял новые глобальные убеждения, преследовали и наказывали гораздо сильнее. Такая участь постигла таких знаменитых древних философов, как Протагор, Диагор Мелосский, Анаксимен, Анаксагор, Сократ и других. Платон считал, что люди, нарушающие государственные традиции и устои, должны быть наказаны, и что государственные законы должны защищать государственную религию, которая объединяет людей .

Подобная практика отношения римских правителей к различным религиозным культам, по-видимому, объясняется тем, что в условиях развития антиримских выступлений национальные религии часто выступали в качестве идейной платформы для объединения разрозненных сил. В зависимости от складывающейся социально-политической ситуации отношение римских властей к культам покоренных народов носило избирательный характер.

Раннехристианский космополитизм, непризнание божественности императора и призывы к униженным и угнетенным представляли угрозу императорской власти, что привело к политике ограничений и преследований. Существующая государственная политика определила вопросы религиозной терпимости. Вопросы свободы вероисповедания в значительной степени зависят от гражданского статуса и гражданства. Раннехристианские социальные концепции были связаны с верой в равенство всех перед Богом, а также в право всех на свободу и счастье, по крайней мере, в загробной жизни. Такие верования, которые резко противоречили обожествлению императора, рассматривались как явная угроза государству.

Христиане не следовали еврейскому образцу исключительности своей собственной доктрины перед лицом сосуществования с различными восточными религиями в присутствии государственной религии Рима, а вместо этого подчеркивали свою приверженность ценностям религиозной терпимости древнего мира. Тертуллиан сказал по этому поводу: «…каждый боготворит то, чего он желает. Религия одного человека не является ни вредной, ни полезной для другого. Однако для одной религии необычно совершать насилие в отношении другой. Убеждение, ненасилие должны использоваться для того, чтобы сделать религию приемлемой».

Римские правители рассматривали возникновение христианства как угрозу государственному религиозному культу. Безбожие, неприятие национальной религии и государственной власти — все это считалось христианским «суеверием». Однако, правители почувствовали необходимость в универсальной религии примерно в начале четвертого века, когда страна находилась в состоянии политической и экономической разрухи. Гонения на христиан подошли к концу. С ростом статуса христианства как государственной религии Римской империи терпимость к другим культам сменяется нетерпимостью: другие культы и божества сравниваются с падшими ангелами, и они вместе со своими служителями должны быть удалены из Римской империи. До Евангелия было позволено терпимо относиться к ним; так вот, каждое наставление исходит от единого Иисуса Христа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы