Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности рефлексии и эмоционального состояния студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятий рефлексии и
эмоциональных состояний в психологии………………………………………………………………………. 5

1.1. Понятие рефлексии как психологической категории…………………….. 5

1.2. Понятие эмоциональных состояний в психологии………………………… 9

1.3. Характеристика особенностей рефлексии и эмоционального
состояния у студентов………………………………………………………………………………………. 12

Глава 2. Эмпирическое исследование рефлексии и эмоционального
состояния студентов…………………………………………………………………………………………. 15

2.1. Организация исследования……………………………………………………….. 15

2.2. Исследование рефлексии у студентов………………………………………… 17

2.3. Исследование эмоционального состояния студентов…………………… 22

Заключение………………………………………………………………………………………. 27

Список использованной литературы………………………………………………….. 28

Приложения 31

  

Введение:

 

Актуальность.
Стремительное развитие современного общества указывает на необходимость
переориентации методов профессиональной подготовки в вузе с их узкоутилитарной
направленности (приобретение знаний, умений и навыков) на процесс становления
личности будущего специалиста.

На
современном этапе развития педагогической и возрастной психологии проблема
исследования личностной рефлексии остается разработанной, проанализированной
только в контексте отдельных аспектов личностного становления студента. Кроме
того, современные условия обучения, объем обязательной к усвоению информации
характеризируются большим размером. Данные факты сказываются на личностном
развитии и становлении студента как будущего специалиста. Следовательно,
необходимым является исследование особенностей рефлексии и эмоционального
состояния современных студентов. Это обусловило выбор темы курсового
исследования.

Теоретико-методологическую
основу исследования составили:

Исследования
вопроса рефлексии: А. Буземана, А.В. Карпова, Ч. Кули, Д.А. Леонтьева, Ю.Л. Линецкого,
Дж. Локка, Т. Ньюка, Е.Н. Осина, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, В.В. Столина,
Дж. Холмса, Г.П. Щедровицкого.

Исследования
вопроса эмоциональных состояний: П.К. Анохина, А.К. Байметова, Р. Бернса, Л.И.
Божовича, В. Вундта, В.К. Вилюнаса, Р.Х. Габдреевой, Б.И. Додонова, К. Израда,
Б.И. Кочубея, А.И. Леонтъева, Р.С. Немова, А.Е. Ольшанниковой, П.В. Симонова,
П.М. Якобсона.

Цель
исследования – обосновать и эмпирически исследовать особенности рефлексии и
эмоционального состояния у современных студентов.

Согласно
цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретически исследовать
понятие рефлексии как психологической категории;

2. Исследовать понятие
эмоциональных состояний в психологии;

3. Охарактеризовать
особенности рефлексии и эмоционального состояния у студентов.;

4. Организовать условия для
проведения исследования;

5. Эмпирически исследовать
особенности рефлексии у студентов;

6. Эмпирически исследовать
особенности эмоционального состояния у студентов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое
исследование вопроса рефлексии и рефлексивности показало, что на данном этапе
развития психологической науки отсутствует единое и четкое понимание, что такое
рефлексия. Существует множество определений данного понятия, а также
классификаций. Однако, объединяя изученные подходы к определению понятия можно
заключить, что рефлексия – это способность отдельного человека осознавать себя
самого, а также других людей в этом мире. Кроме того, рефлексия помогает понимать
предельные основания бытия, а также осуществлять критический анализ предпосылок
к познанию сами и методы познания.

Эмоциональные
состояния – это длительные переживания, эффект от сильной эмоциональной
реакции. К ним относят возбуждение, угнетение (депрессия), страх, тревогу.
Эмоциональное состояние является меняющимся психическим явлением. Веселое
настроение может меняться на печальное, спокойное на тревожное, угнетение
сменяться активностью. Это указывает на то, что эмоциональные состояния
являются динамичным явлением.

Исследование
теоретических материалов показало, что существуют важные особенности, которые
проявляются в рефлексивной деятельности студентов и в их эмоциональных
состояниях. Все эти особенности обусловлены основной сферой деятельностью
студентов ­– научением.

Нами было
проведено исследование с целью исследовать конкретные особенности рефлексии и
эмоционального состояния студентов. По результатам данного исследования
выделяются следующие особенности: современные студенты имеют средний уровень
сформирванности рефлексии, однако склонны к низкому. Среди типов рефлексии не
выделяется особого преобладания, все типы развиты в норме. Однако, существуют
тенденции к низкой квазирефлексии. Исследование эмоциональных состояний
указывает на то, что у современных студентов повышена тревожность, низкий
уровень ригидности, а также агрессивности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие рефлексии как психологической
категории Понятие
«рефлексия» является довольно известным и изученным в психологической науке,
однако учитывая особенности нынешнего времени (быстрая смена условий
жизнедеятельности, нравственный и духовный кризис общества) это понятие
нуждается в анализе. Рефлексию можно определить, как процесс самопознания
субъектом внутренних психических актов и состояний. Само понятие рефлексия
возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в
его собственном сознании.

Изучение
различного рода исследований по основным направлениям психологии способствовал
определению специфики термина «рефлексия» в сфере психологических знаний. В
психологии рефлексия – мыслительно-деятельностный или чувственно-осознаваемый
процесс осознания субъектом своей деятельности [12, c. 130].

Рассматривая
рефлексию в узком смысле, мы понимаем, что она означает умственную
сосредоточенность при освещении идей и анализе чувств. Психологическая
рефлексия или самонаблюдение называется интроспекцией, которая позволяет
индивиду осмыслить свое духовное единство, возвышающийся над изменчивостью
человеческой деятельности в мире [8, c. 199].

Ученые-психологи,
анализируя опосредованность человеческого поведения, выделяют шесть основных
компонентов рефлексии как психологического механизма:

— выход рефлексии, то есть рефлексия как результат «разрыва в
коммуникации», непонимание или неспособности передать другому смысл и
содержание своей собственной деятельности;

— интенциональность рефлексии – имеется в виду, что в процессе рефлексии
любому анализу и познанию человеком своей собственной деятельности предшествует
субъективная направленность на представление и построение целостного значения
отрефлексированной деятельности;

— первичная категоризация – рефлексия рассматривается как этап,
во время которого деятельность организуется мыслительными средствами; пределы первичной
категоризации четко очерчивают весь процесс деятельности в целом;

— конструирование системы рефлексивных средств – отдельные мыслительные
средства должны соотноситься между собой и связываться в некоторые
схематические конструкции или модели;

— схематизация отрефлексированного содержания – человек создает
определенную образную целостность, то есть собственную картину деятельности;

— объективация рефлексивного содержания – этап объективации
завершает процесс рефлексии в форме формулировки результатов по освоению конкретного
вида деятельности [13, c. 23].

Общую
структуру каждого компонента автор определяет, как отдельный психологический
механизм рефлексии. В то же время каждый из компонентов рассматривается как
определенный этап реализации личностью психического воздействия. Такая интерпретация
каждого этапа как осуществление человеком сознательной психической деятельности
позволяет выделить ряд целостных единиц рефлексивных актов, которые можно
целенаправленно формировать.

Исходя из
описанной выше структуры, целесообразным представляется обозначение
классификации рефлексии. В научных трудах психологов определяются три основных
вида рефлексии:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы