Курсовая с практикой на тему Особенности речи главного героя как инструмент создания образа персонажа (на примере романа Д. Киза «Цветы для Элджернона»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
1. Речевой портрет как объект исследования 5
1.1 Определения понятия «речевой портрет» 5
1.2 Речь как основная характеристика персонажа 7
1.3 Приемы описания речевого портрета 11
2. Речевой портрет главного героя романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» 15
2.1 Система персонажей романа 15
2.2 Лингвистический аспект речевого портрета главного героя 18
2.3 Психологический аспект речевого портрета главного героя 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение:
Актуальность данной работы определяется значением образа главного героя для художественного произведения. Герой – это личность, стоящая в центре произведения, его конфликта и проблематики. Особый интерес представляет речевой портер героя художественного произведения в тех случаях, когда писатель выбирает необычный способ создания произведения.
Роман Даниэля Киза «Цветы для Элджернона» построен на основе записей вымышленного персонажа по имени Чарли Гордон. Таким образом, у писателя не было иного способа описать своего героя, кроме как через его собственную письменную речь (в которую иногда добавлен пересказ слов других персонажей, но и этот пересказ осуществляет сам Чарли). Одновременно произведение «Цветы для Элджернона» отличается сложной темой. Писатель передал в своем романе сложность жизни человека, который отличается от всех других своими врожденными особенностями.
Дневниковая форма записей полностью раскрывает перед читателями внутренний мир героя романа «Цветы для Элджернона». Именно через дневники (отчеты) Чарли Гордона в романе создается его речевой портрет. Эти дневники содержат описание его опыта, пересказ слов других людей, описание мыслей и чувств Чарли Гордона.
Объектом работы является речь главного героя как инструмент создания образа персонажа.
Предметом работы выступают особенности речи главного героя романа Даниэля Киза «Цветы для Элджернона» как инструмент создания образа персонажа.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности речи главного героя как инструмент создания образа персонажа (на примере романа Даниэля Киза «Цветы для Элджернона»).
Поставленная в работе цель определила следующие задачи:
1) дать определения понятия «речевой портрет»;
2) проанализировать речь как основную характеристику персонажа;
3) выявить приемы описания речевого портрета;
4) изучить речевой портрет главного героя романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» с лингвистической и психологической стороны.
Методы работы: анализ, обобщение, синтез; метод случайной выборки, метод контекстного анализа, метод стилистического анализа.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Заключение
Центральной частью любого художественного произведения выступают его персонажи. Писатель должен дать читателю представление о том, что за люди персонажи его произведения, для этого у писателя имеется ряд способов. Это описание персонажа, а также речевой портрет персонажа, особенности его речи. Описывая то, что говорит герой художественного произведения, писатель может дать представление об его характере, мировоззрении, желаниях и мечтах.
Типичным приемом создания образа героя является подбор лексики. Те слова, из которых состоит речь персонажа, показывают его профессию, социальный статус, взаимоотношения с другими людьми, особенности психического мира героя, и многое другое. Кроме того, писатель может включить в речь своего героя стилистические приемы. Эмоции персонажа можно передать при помощи синтаксиса, например, используя короткие предложения или эллипсис.
В практической части работы мы рассмотрели особенности речи главного героя как инструмент создания образа персонажа на примере романа Даниэля Киза «Цветы для Элджернона». Это роман о человеке по имени Чарли Гордон, который в результате проведенной операции превращается из умственно отсталого уборщика в гения, а затем постепенно снова теряет все интеллектуальные способности. Таким образом, центральным сюжетом романа Даниэля Киза является изменение личности главного героя, поэтому важно было показать то, как персонаж меняется на протяжении произведения. Речь человека всегда связана с мышлением, поэтому перемены в интеллекте Чарли Гордона не могут не сказаться на его речи. Роман отражает все перемены, которые произошли с Чарли. В самом начале романа речь Чарли простая, в ней множество орфографических ошибок. Чарли не задумывается о сложных вопросах, в его записях (роман построен на дневниках Чарли) нет сложных понятий.
Затем с ним проводят экспериментальную операцию, в результате чего интеллект Чарли резко вырастает. После этого его речь полностью изменяется, в ней появляются сложные понятия, распространенные предложения, исчезают орфографические ошибки. Писатель включает в речь Чарли стилистические приемы, такие как сравнения и эпитеты. Все это ясно показывает, как изменилось представление Чарли о мире, насколько четче он стал воспринимать себя и других людей.
Но потом влияние операции постепенно снижается, и интеллект Чарли Гордона возвращается к исходному уровню. В речи это проявляется через возврат к прежнему стилю письма: записи героя снова пестрят ошибками, он использует простую лексику с конкретным смыслом, исчезают отвлеченные понятия.
Основной прием, который использовал писатель в романе для создания образа главного героя – это нарушение языковых норм. Правильность языка прямо зависит от уровня интеллекта Чарли. Одновременно автор хорошо показал значение образованности, интеллекта для человека: Чарли переживает из-за того, что он не умеет писать грамотно, а в конце романа он больше всего боится того, что разучится читать и писать. Чарли понимает, что чтение позволяет человеку приобщиться к культуре общества. Однако, несмотря на грустный финал, герой романа все-таки благодарен за все, что с ним произошло, так как он смог узнать самого себя и понять людей.
Фрагмент текста работы:
1. Речевой портрет как объект исследования
1.1 Определения понятия «речевой портрет»
Речевой портрет является одним из средств создания художественного образа в литературе. Речевой портрет в литературе – это одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В художественной литературе как искусстве словесном портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т.д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а портрет оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Являясь одной из сторон художественного образа, портрет включает те основные моменты, которые существенны для образа в его целом. В портрете героя, как и во всем его образе, существуют и общие типические черты и индивидуальные. С одной стороны, герой изображается в большинстве случаев как социальный и исторический человек, его наружность, движения, манеры характеризуют обычно ту социальную среду, которую писатель в своем произведении обобщает. С другой стороны, литературный герой является отдельной личностью, неповторимой индивидуальностью [11, с. 412].
Однако важно и то, что говорит сам персонаж. Речь человека зависит от его личностных характеристик, многие исследователи отмечают индивидуальность и уникальность речевого портрета отдельно взятой личности. Поэтому проблема создания речевого портрета давно интересует ученых. В.В. Виноградов впервые выдвинул теорию