Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности речевых и неречевых нарушений при моторной алалии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические основы изучения неречевых и речевых нарушений у детей с моторной
алалией. 6

1.1. Общая характеристика моторной алалии. 6

1.2. Специфика неречевых и речевых нарушений у
детей с моторной алалией…………………………………………………………………………..10

1.3.
Коррекционно–развивающая работа с дошкольниками с моторной алалией  19

Глава 2.
Диагностика и коррекция моторной алалии. 23

2.1. Организация и методы исследования. 23

2.2. Результаты исследования. 24

2.3.
Методические рекомендации по коррекции особенности неречевых и речевых нарушений у детей с моторной алалией. 28

Выводы по 2 главе. 35

Заключение. 37

Список
использованной литературы.. 40

  

Введение:

 

На
современном этапе развития логопедии одним из приоритетных направлений работы
остается коррекция моторной алалии.

Моторная
алалия характеризуется отсутствием или системным недоразвитием речи,
обусловленным поражением корковых речевых зон в период внутриутробного и
пренатального развития мозга, при условиях сохраненного физического слуха и
способности к артикуляции. Для моторной алалии характерно первичное
недоразвитие экспрессивной речи при более сохранной импрессивной составляющей.

Необходимость
научного исследования вопросов этиологии, патогенеза и коррекции моторной
алалии у детей обусловлена: недостаточным уровнем теоретико-методологической
разработанности данной научной проблемы и усложнением ее дифференциальной
диагностики.

Значительный
вклад в изучение алалии внесли М. Богданов-Березовский, М. Хватцев, а в более
позднее время Л. Волкова, В. Воробьева, М. Ермакова, А. Захарова, В. Ковшиков,
А. Колесникова, Р. Левина, А. Мастюкова, Е. Соботович и другие.

Исследователи
пришли к выводу, что сложный симптомокомплекс речевых и неречевых расстройств
детей с алалией негативно влияет не только на речевую коммуникацию, но в
определенной степени и на развитие познавательной деятельности. Эти
расстройства приводят к вторичному недоразвитию интеллекта и нарушениям
психических процессов. У детей с алалией отмечаются нарушения следующих
психических процессов: внимания, восприятия, памяти, эмоциональной сферы,
поведения. Исследователи делают акцент на заметном отставании в формировании и
развитии звукопроизношения детей, что свидетельствует о необходимости
коррекционно-логопедического воздействия в этом направлении [1; 3; 4; 6; 7].

Объектом
исследования стали неречевые и речевые нарушения у детей с моторной алалией.

Предмет
исследования — процесс коррекции неречевых и речевых нарушений у детей с
моторной алалией.

Цель
исследования — проанализировать особенности неречевых и речевых нарушений у
детей с моторной алалией.

Задачи
исследования:

1.
изучить особенности неречевых и речевых нарушений у детей с моторной алалией,

2.
проанализировать методики коррекции неречевых и речевых нарушений у детей с
моторной алалией в логопедии,

3.
провести исследование неречевых и речевых нарушений у детей с моторной алалией.

Методы
исследования: анализ и обобщение научной литературы, систематизация,
логопедическая диагностика, коррекция.

Практическая
значимость данного исследования заключается в том, что основные выводы и
полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем исследовании
специфики неречевых и речевых нарушений у детей с моторной алалией. В том числе
и для дальнейшего расширения коррекционно-логопедического воздействия.

Структура
исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
моторной алалией в логопедии называют первичный недоразвитие экспрессивной речи
центрального органического генеза. Ее влечет нарушение одного из двух
специфических психологических механизмов речи, что связано с деятельностью
центральных корковых отделов языково-двигательного анализатора. Такое нарушение
возникает вследствие поражения премоторных и постцентральных (кинестетический)
отделов коры головного мозга, которые в норме обеспечивают правильные, точные,
координированные и автоматизированные движения органов артикуляционного
аппарата. Центральным симптомом нарушения речевой (артикуляционной моторики)
при алалии является апраксия.

У
детей с моторной алалией выражена диспропорция между уровнем развития
импрессивной и экспрессивного речи,  между невербальным и вербальным интеллектом,
внутри невербального интеллекта.

Развитие
речи у алаликов — это долговременный сложный процесс. У детей наблюдаются
значительные отклонения от нормального речевого развития, причем наибольшие
трудности встречаются при овладении словарем и грамматическим строем. Для детей
— алаликов характерно то, что речь появляется поздно и имеет своеобразное
развитие: словарный запас обогащается медленно, используется в речевой практике
неправильно. Вследствие слабой моторной структуры слова ребенок часто не может
найти правильную последовательность звуков в слове и слов во фразе, не может
переключиться с одного слова на другое. Это приводит к парафазии, перестановкам,
контаминаций и т. д. У большинства детей-алаліків дошкольного возраста
наблюдается диспропорция речевого и психического развития. Психическое развитие
таких детей опережает развитие речевой системы. У них рано развивается
критичность к своему неречевого состояния. Эти дети эмоциональны, проявляют
интерес к игрушкам, играм и стремятся к познавательной деятельности.

По результатам исследования было выявлено, что наглядное
мышление дошкольников с алалией, находится на низком уровне, по сравнению с
детьми, не имеющих речевых нарушений.

По результатам обследования было выявлено, что у детей с алалией
была выявлена недостаточная степень сформированности большинства (в среднем
81,3%) компонентов устной речи. Изучение данных исследования произношения слов
сложного слогового состава во фразовой речи показало, что у половины испытуемых
встречались грубые ошибки, связанные с пропуском, добавлением, перестановкой
слогов. Кроме того, сочетания разных типов нарушений слоговой структуры сложных
слов также были наиболее характерны именно для алалии.

Анализ результатов исследования позволяет определить
низкий уровень сформированности ведущих компонентов, значимых для формирования
речевых и неречевых процессов: уровень овладения звукопроизношением, показатели
сформированности ритмических способностей, состояния артикуляционной, ручной и
общей моторики, памяти, внимания, мышления.

Нарушение
речевой и неречевой активности у детей с алалией носит многоплановый характер,
что требует разработки единой стратегии, методической и организационной
преемственности в решении образовательных, коррекционно-развивающих и
воспитательных задач. На основании проведенного исследования были разработаны
практические рекомендации для учителей-логопедов.

Не
смотря на то, что у детей с алалией со временем формируется определенный набор
языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом
овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают
специфические трудности в автоматизации речевого процесса. причем эти трудности
с возрастом могут как расти, по мере того как речевая деятельность требует все
большей автоматизации речевого процесса. Поэтому, даже усвоив синтаксические
структуры простых предложений, они испытывают устойчивые трудности в овладении
навыками речи.

Дети
с диагнозом «моторная алалия», в отличие от детей с нормой, овладеть языком
обычным путем не могут. Именно поэтому для таких детей и составляется
специальная альтернативная методика обучения связной речи. В процессе
спонтанного развития состояние речи ребенка с алалией не остается неизменным,
но он резко отличается от онтогенетического развития нормально говорящих детей
по количественным и качественным показателям. Основная задача начальных этапов
логопедической коррекции-создание стимулов, позволяющих в дальнейшем усваивать
детям с моторной алалией речевую систему в целом. Итак, для детей с алалией
характерно нарушение формирования всех сторон речи: лексической,
морфологической, синтаксической и фонематической. Работа по преодолению алалии
– длительный и сложный процесс, большое значение в котором играет создание
оптимальных условий для осуществления системной логопедической работы по
формированию речевых и неречевых процессов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения
неречевых и речевых нарушений у детей с моторной алалией 1.1. Общая характеристика моторной алалии Вопросы
алалии ученые затрагивали в своих исследованиях еще в начале XIX века. Первое
упоминание об алалии относится ко времени, когда В. Франк, описывая дислалию,
выделил ее степени: алалию и магилалию. За И. Франком, алалия – немота,
отсутствие речи вследствие полной невозможности артикулирования, магилалию –
нарушение произношения звуков вследствие трудностей артикуляции [1, с. 7].

И
алалию и магилалию И. Франк рассматривал как разные степени дислалии.

В
1830 году Р. Шультесс выделил алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение. Он
рассматривал ее в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия
противопоставлялась дислалии как полная невозможность артикулирования (позднее
анартрия) [6]. Таким образом, термином «алалия» изначально обозначались все
формы потери речи: анартрия, афония.

Позже
это понятие сузилось. Проблема алалии основательно описана немецким врачом,
основателем логопатологии А. Кусмаулем (1877). Он кратко описал несколько
случаев своеобразного отсутствия речи у детей, имевших все предпосылки для ее
усвоения, и назвал это расстройство «врожденной афазией» [6]. В 1885-1886 гг.
И. Бодуэн де Куртенэ опубликовал лингвистическое описание случая врожденной
афазии. Однако приоритет в исследовании алалии должен быть отдан Р. Коэну,
который в 1888 году впервые представил развернутую картину «идиопатической
алалии» («слухонемоты»), высказав суждение о ее этиологии, характере поражения
речевого аппарата, механизмах, динамики, симптоматики, дифференциальную
диагностику и методы воспитания речи у этих детей [3, с. 28].

Р.
Коэн был основателем так называемых «моторных» концепций алалии. Алалией он
считал «чаще всего врожденную аномалию у детей, которые «абсолютно неспособны
произносить звуки и слоги», но у которых центры головного мозга, координация
движений и другие органы, необходимые для развития речи, находятся в нормальном
состоянии. Во время анализа алалии Р. Коэн исходил из популярных в то время
представлений А. Куссмауля о работе речевого механизма и считал, что алалия –
функциональное нарушение ответственных за состояние речи центров и путей
головного мозга, главным образом – нарушение центра координации артикуляционных
движений. По его мнению алалию вызывают наследственные, травматические и
психологические воздействия.

Для
формирования речи он предлагал комплекс медицинских и педагогических мер,
направленный на «растормаживание нервных путей», на создание условий для
управления деятельностью головного мозга» и «повышение умственных функций»,
чтобы таким образом «разбудить» способность говорить. В этот комплекс включены
индивидуализированное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение,
гидротерапия, «умственная гимнастика» (расширение у детей понятий и
представлений), повторение слов и предложений и артикуляционные упражнения [7,
с. 44].

Большое
влияние на представление об алалии оказало учение о моторной афазии у взрослых.
Авторы отождествляли механизм расстройства афазии и алалии, считая, что и в том
и в другом случаях расстройство вызывается апраксией. Некоторые современные
исследователи также считают артикуляционную Апраксию основным фактором в
патогенезе алалии [3]. Не всех исследователей удовлетворяли подобные концепции
алалии, потому что только моторными причинами нельзя объяснить типичные для
этой формы патологии аграмматизмы, нарушения поиска слов и другие речевые
нарушения.

Поэтому
в начале XX в. возникли конкурирующие концепции — «психологические». Их
сторонники отмечали наличие у многих детей с алалией разнообразные нарушения
психической деятельности и считали данные нарушения патогенными факторами
алалии. К этим факторам относили нарушения мышления и интеллекта (А. Либман,
1900; Н. Богданов-Березовський, 1909), эмоционально-волевой сферы (Г. Трошин,
1915) и другие нарушения.

В
связи с такими представлениями о алалии методы развития речи у детей в основном
направлялись на формирование различных сторон психической деятельности; при
этом не отвергались концепции упражнений для развития артикуляционной
способности. Накопленный клинический материал за относительно большой
промежуток времени изучения алалии разнообразен и часто противоречив. Это
побудило исследователей в те же годы и позже искать разные причины алалии у
разных групп детей. Эти причины у одних детей проявлялись в нарушениях речевой
или младенческой моторики, мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного
восприятия, памяти, внимания и тому подобное. (Э. Фрешельс, 1931; Р. Левина,
1951; М. Хватцев, 1959; В. Орфинская, 1963; Р. Лухзингер и Г. Арнольд, 1970; Р.
Белова-Давид, 1972 и др.).

На
современном этапе развития логопедии, моторной алалией в логопедии называют
первичное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического генеза,
вызванное нарушением одной из двух специфических психологических механизмов
речи, связанного с деятельностью центральных корковых отделов двигательного
анализатора [6, с. 181].

Научные
исследования в этом направлении (О. Лурия, Е. Соботович и др.) свидетельствуют
о том, что моторная алалия возникает вследствие поражения премоторных и
постцентральных отделов коры головного мозга, что в норме обеспечивают
правильные, точные, координированные и автоматизированные движения органов
артикуляционного аппарата.

Моторная
алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким,
которое может быть обусловлено негативным влиянием многих факторов. К основным
причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых
центров коры головного мозга, относятся: инфекционные заболевания, заражение
которыми происходит внутриутробно или во время родов; гипоксия плода; токсикозы;
травматизация плода (например, при падении беременной женщины); высокий риск
самопроизвольного прерывания беременности; наличие у беременной женщины
хронических заболеваний (артериальная гипо — или гипертензия, сердечная или
легочная недостаточность и др.).

Моторная
алалия возникает вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Кроме
того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия
новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к
причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность,
черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические
заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы.
Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей
первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные
инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим
наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм
(совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены
продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная
алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка
делится на:


афферентную-поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему
сопутствует кинестетическая Артикуляторная апраксия;


эфферентной-поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Центральным
симптомом нарушения речевой (артикуляционной моторики) при алалии является
апраксия. Однако моторная алалия не сводится лишь к нарушению моторной стороны
речи. У детей с этой патологией ученые выделяют нарушения деятельности усвоения
и использования речи, через которые, собственно, моторную алалию и относят к
группе речевых нарушений. У детей с моторной алалией проявляются трудности в
овладении и использовании ребенком синтагматичной и парадигматичной речевых
единиц, связанных со звуко-слоговой структурой слова, синтаксисом,
словообразованием, морфологического словозменения, процессами трансформации
внутренней структуры высказывания в поверхностную, пониманием сложных
логікораматичних конструкций и тому подобное.

Итак,
моторной алалией в логопедии называют первичный недоразвитие экспрессивной речи
центрального органического генеза. Ее влечет нарушение одного из двух
специфических психологических механизмов речи, что связано с деятельностью
центральных корковых отделов языково-двигательного анализатора. Такое нарушение
возникает вследствие поражения премоторных и постцентральных (кинестетический)
отделов коры головного мозга, которые в норме обеспечивают правильные, точные,
координированные и автоматизированные движения органов артикуляционного
аппарата. Центральным симптомом нарушения речевой (артикуляционной моторики)
при алалии является апраксия

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы