Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК ВИДА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста 5
1.2. Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ПРЕОДОЛЕНИЕМ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
2.1. Исследование и анализ посредством логопедического обследования речи у детей дошкольного возраста 10
2.2. Использование современных методик и технологий логопедической работы над преодолением фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста 18
2.3. Итоги и выводы о проведенном исследовании, апробация полученных данных 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Формирование у детей дошкольного возраста грамматически правильной и фонетически четкой речи является одной из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольных организациях. А внедрение федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование и рост количества детей с наличием речевых патологий ставит новые задачи перед педагогами в поиске инновационных технологий и методов педагогической деятельности, которая будет отвечать требованиям коррекционных задач и учитывать особенности развития речи детей. Важное место среди различных задач специального обучения в дошкольном учреждении занимает обучение детей овладению фонетико-фонематическим строем речи. Овладения этим составом языка начинается с раннего возраста.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают нарушениями речи разной этиологии, среди которых в той или иной степени прослеживается фонетико-фонематическое недоразвитие. Если такое нарушение не исправить вовремя, то в дальнейшем оно будет приводить к негативным изменениям в развитии личности ребенка, которые в свою очередь будут оказывать влияние на его обучение в школе и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Все это определяет актуальность изучения особенностей развития речи у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее – ФФНР).
Современные подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.
Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других. Развитие фонематического восприятия раскрывается в трудах З.Е. Агранович, Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановской, Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкиной.
Цель работы заключается в анализе существующих современных технологий и методик логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Определить понятие и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Провести логопедическое обследование речи детей дошкольного возраста.
3. Исследовать и проанализировать логопедические заключения о развитии речи детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть и изучить существующие современные методики и технологии логопедической работы над преодолением ФФНР у детей дошкольного возраста.
5. Апробация полученных данных.
6. Подвести итоги и выводы о проведенном исследовании.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под фонетико-фонематическим общим недоразвитием речи подразумевают нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, страдающих речевыми расстройствами, причиной которых являются дефекты восприятия и произношения фонем. Несформированность звуковой стороны речи выражается в том, что некоторые звуки ребенок может произнести правильно (по специальному требованию), но в обычной речи он их заменяет на более простые по артикуляции, одно и то же слово произносит различно при многократном повторении, с трудом различает звуки и т. д. Многолетний опыт логопедов показывает, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и последующая качественно проведенная логопедическая работа развивают фонематическое восприятие и позволяют полностью исправить недостатки звукопроизношения.
Была организована исследовательская работа на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15» города Новокузнецка. В исследовательской работе приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Полученные результаты свидетельствуют от том, что среди детей, принимающий участие в исследовании, не обнаружено высоких показателей по уровню звукопроизношения и фонематического восприятия.
В связи с этим было определено, что логопедическая работа должна включать в себя процесс формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза. При этом коррекционные занятия должны предусматривать определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, определяемых для усвоения детьми на данном возрастном этапе.
Важным моментом при этом является организация совместной деятельности логопеда и воспитателя. Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду. Он определяет основные направления и содержание работы с детьми по выявленным нарушениям звукопроизношения и фонематического восприятия, проводит систематическую коррекционную, логопедическую работу с детьми, а также координирует усилия педагогов и родителей, контролируя качество проводимой работы.
Что касается воспитателя, то его главной функцией в преодолении нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия заключается обеспечение дошкольникам комфортных условий развития, обучения и воспитания, закрепляя речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопедов, проведения групповых занятий по развитию речи опираясь на разработки и предложения логопеда и т.п.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК ВИДА РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Нарушения речи являются своего рода отклонениями в речи говорящего от принятой в данной языковой среде языковой нормы. Такие отклонения определяются расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности человека [1]. Учитывая положения коммуникативной теории, нарушение речи в данной работе будет представляться как нарушение вербальной коммуникации.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов звукопроизношения и восприятия фонем при разных речевых нарушениях у детей, при этом имеющих нормальный интеллект и сохранный биологический слух. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется как замена, смешение и искажение звуков, нарушение слоговой структуры слова, а также нерезко выраженным лексико-грамматическим нарушением [2].
Логопедические обследование в таких случаях заключается в изучении состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, рассмотрении лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования, а также особенностей связной речи ребенка. Это дает возможность определить направление коррекционной работы при ФФНР, которая проводится над нарушенной стороной речи [3].
Следует заметить, что ФФНР проявляется в не сформированности звуковой стороны речи, которая имеет фонетические и фонематические дефекты. Основной определяющий признак данного недоразвития заключается в незавершенности формирования процессов произношения и восприятия фонем, которые являются близкими по акустико-артикуляционным характеристикам.
Отмечается, что данная патология считается одним из серьезных препятствий при овладении ребенком навыков письма и чтения, выступая при этом как риск-фактор развития дисграфии и дислексии у школьников [4].
Исследователи говорят о том, что нарушение средств общения необходимо рассматривать как категории психолого-педагогической классификации речевых нарушений, которые отражают уровень сформированности языков средств, что дает возможность на этой основе строить логопедическую работу [5].
В группу детей с ФФНР включается обширная группа нарушений речи, среди которых артикуляторно-фонематическая и акустико-фонематическая дислалия, дизартрия, ринолалия. По статистике, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием составляются около 25% общего количества детей, характеризующихся речевыми нарушениями [6].
Фонетико-фонематическое недоразвитие имеет свою классификацию, которая опирается на выраженность нарушений звуковой стороны речи. Так принято выделять несколько степеней ФФНР, среди которых следующие:
1. Легкая степень, которая определяется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. При этом, остальные признаки сформированности звуко-слоговой структуры слова анализируются верно.
2. Средняя степень недоразвития, при которой проявляются более грубые нарушения звукового анализа. Помимо этого, данная степень характеризуется недостаточной дифференциацией значительного числа звуков, которые состоят в разных фонетических группах. Наряду с этим, в устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
3. Тяжелая степень недоразвития, которая определяется глубоким фонематическим недоразвитием, когда не воспринимается звук на слух, отсутствует их различение и невозможность выделять их в слове, и устанавливать последовательность [7].
Таким образом, овладением фонематическим строем речи является первым этапом в формировании остальных видов речевой деятельности, в частности – устной речи, письма, чтения. В связи с этим от уровня сформированности фонематического восприятия зависит особенность формирования речевой системы в целом. Тем самым, проведение диагностики сформированности фонематических процессов выступает как необходимая процедура, которая позволяет своевременно выявить нарушения в фонетико-фонематической системе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы