Курсовая с практикой на тему Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие о «связной речи в обзоре психолого-педагогической и психолингвистической литературы 6
1.2 Формирование связной речи в онтогенезе 9
1.3 Особенности формирования связной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 14
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Содержание диагностической программы 21
2.2 Программа констатирующего эксперимента 24
Выводы по главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Введение:
В условиях современной реальности развитие общества требует от человека овладения коммуникативными способностями, умения общаться и конструктивно сотрудничать, посредством речи устанавливать контакты между людьми, владеть связной стороной речи в полной мере. По этой причине развитие связной речи представляется центральной задачей речевого воспитания детей, что обусловлено не только ее социальной значимостью, но и ролью в гармоничном формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является развернутым, законченным, композиционно и грамматически оформленным, смысловым и эмоциональным высказыванием, которое состоит из логически связанных предложений. Обучение связной речи рассматривается как цель и как средство практического овладения языком. Овладение различными сторонами речи является практически необходимым условием развития связной речи, а развитие связной речи, в свою очередь, дает возможность овладению ребенком самостоятельным использованием отдельных слов и синтаксических конструкций.
Сейчас перед дошкольными образовательными организациями как общего типа, так и специального назначения стоит системная задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. При этом важным условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В такой речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его индивидуального речевого развития.
Проблемой развития связной речи занимались такие исследователи как А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, В.Н. Глухов, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.
Связная речь старшего дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, практическая реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Значительным направлением формирования связной речи старших дошкольников является превращение ее в орудие мышления. По этим причинам проблема речевого развития старших дошкольников является довольно актуальной и значимой в прикладном отношении.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования. Следует отметить при этом, что особенностей связной речи большое количество, но в рамках данной работы существенное внимание будет уделяться исследованию навыков пересказа у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: анализ особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения цели работы были определены и конкретизированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования связной речи в онтогенезе.
2. Определить специфику речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыков пересказа у детей с ОВЗ.
Объект исследования — процесс формирования связной монологической речи у дошкольников. Предмет — особенности формирования навыков рассказа у дошкольников с нарушениями речи.
Проблема исследования состоит в противоречии: с одной стороны, вопросам связной речи старших дошкольников посвящен ряд исследований, с другой стороны не конкретизированы педагогические условия развития навыков пересказа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования;
2) целенаправленные наблюдения;
3) педагогический эксперимент;
4) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной практической программы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Традиционно система коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на взаимосвязанное формирование всех частей речевой системы: лексики, грамматики и звукопроизношения. Лексическая система такого ребенка представлена в виде общеупотребительной (т.е. стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.
К общеупотребительной лексике относятся слова, являющиеся названием основных понятий, предметов и явлений. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно отражает личное, субъективное отношение ребенка к определенному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания.
Дети с задержкой психического развития используют преимущественно общеизвестные, наиболее распространенные слова и выражениями в процессе пересказа. При этом эмоционально-экспрессивная лексика применяется ими довольно осторожно, избирательно и фрагментарно.
При коррекционной работе с детьми с ОВЗ при обогащении эмоциональной лексики наиболее значимыми представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимосвязи определенных когнитивных и эмоциональных процессов, а кроме этого, о функциональной асимметрии мозга. Все это в комплексе дает возможность определить преобладание положительных либо негативных эмоций, определить характерные особенности их экспрессии, а также и эмоциональной интонации голоса.
Разработанная программа констатирующего этапа диагностического исследования, направленная на определение актуального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ позволит определить дальнейшие методологические подходы к развитию речи у детей данной группы в процессе реализации коррекционной программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие о «связной речи в обзоре психолого-педагогической и психолингвистической литературы
Родной язык играет существенное значение в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как тот узел, в котором сходятся различные линии психического развития и его основных процессов — мышления, воображения, памяти и эмоций.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. [21, с. 18]
А.А. Леонтьев рассматривал речь как деятельность познания, т.е. такую деятельность, которая заключается в «распределении» действительности с помощью языка познавательных задач, выделенных процессами социальной практики [13, с. 78].
Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо подобрать языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания [13, с. 43].
Все исследователи, изучавшие проблему формирования и развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.Л. Рубинштейн обращал внимание на то, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль либо желание, представляется связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в процессе развития меняются.
Связность собственно речи обозначает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с позиции ее понятности для слушателя или читателя. Речь, по мнению С.Л. Рубинштейна, может быть несвязной по двум основным причинам [19, с. 412]:
1) данные связи не осознанны, и не представлены в мысли говорящего человека;
2) будучи представлены в мысли говорящего, данные связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
С позиций филологии связная речь представляет собой такую речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять такую речь, нет практической надобности специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста, т.е. это контекстная речь.
Следует отметить, что именно в связной речи в полной мере отражается логика мышления дошкольника, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Речь маленького ребенка сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого. Она не образует контекста, на основании которого можно было бы её понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находиться и говорит сам ребенок. Смысловое содержание речи становиться понятным в связи с данной ситуацией, что является ситуативной речью.
При этом ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае ведущим.
Когда у ребенка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения.
Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей. При этом речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в процессе развития изменяются содержание и функции речи, дошкольник в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи.
В целом речь дошкольника сначала связана с ближайшей окружающей действительностью (зона ближайшего развития), она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она в первую очередь ориентирована на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. это ситуативная форма, которая соответствует основному содержанию и назначению [24, с. 311].
Следует отметить, что сам результат обучения связной речи зависит от большого количества причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает дошкольнику речевое общение. Многочисленные исследования по данной проблеме уже не раз подтвердили тот факт, что упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные и последующие после обучения годы. По этой причине очень важно вовремя организовать развивающий потенциал окружающей среды для дошкольника, в том числе и для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.