Курсовая с практикой на тему Особенности речевого развития детей с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
речевого развития детей с нарушением зрения. 6
1.1. Особенности жизнедеятельности
детей с нарушением зрения. 6
1.2. Научные подходы к исследованию
проблемы речи детей с нарушением зрения 11
Глава 2. Изучение особенностей
речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. 18
2.1. Методика изучения уровня
речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. 18
2.2. Результаты экспериментального
исследования. 24
2.3.Методические рекомендации по
речевому развитию детей младшего школьного возраста. 32
Заключение. 36
Список использованной литературы.. 38
Введение:
Актуальность. На
сегодня актуальным является решение проблемы коррекции сложного дефекта зрения,
что сопровождается нарушениями речи и другими отклонениями в психическом развитии.
Как
известно, содержание школьного обучения представляет определенные требования к
уровню умственного и речевого развития ребенка, его эмоциональной и социальной
зрелости. Поэтому подготовка детей к школы является сложной комплексной
задачей, охватывающей все сферы жизни ребенка. Проблема нарушений речи у данной
категории детей привлекает к себе внимание как зарубежных, так и отечественных
специалистов в области тифлопедагогики, психологии и логопедии, ведь речевые нарушения
у детей с нарушениями зрения случаются чаще, чем у детей с нормальным зрением.
О наличии исследований, посвященных изучению закономерностей развития речи у
детей с нарушениями зрения, свидетельствует анализ литературных источников (Л.И.
Солнцева, Г.П. Свиридюк, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Г.Я. Якишин, С.В. Федоренко,
Л.И. Плаксина, Е.П. Синева, Л.С. Волкова). Исследованиями ученых (С.Л. Жильцова,
Н.А. Немцов, Л.И. Солнцева, Е.П. Синева, Л.С. Волкова, С.В. Федоренко)
установлено, что усвоения языка и развитие речи слепых и слабовидящих детей
происходит, как и у детей с нормальным зрением, в процессе общения.
Научные
исследования в области физиологии и психологии речи (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно доказали влияние речи
на развитие у детей всех познавательных процессов. Для ребенка с нарушениями
зрения речь имеет компенсаторное значение (А.Г. Литвак, И.С. Моргулис и др.),
ведь направляет процесс восприятия, уточняет и формирует представление про
недоступные для их восприятия предметы и явления окружающей действительности.
Важными в этом процессе является не только непосредственное слово собеседника,
но и искусство слова художественных произведений, богатых эпитетами, сравнениями,
аллегориями, гиперболами, метафорами, синонимами, антонимами, омонимами, фразеологизмами.
То есть, определенные образные выражения, по которым дети с нарушениями зрения
имеют возможность узнать, осмыслить и обобщить разнообразие и красоту
окружающей действительности
Объект исследования
– речь детей с нарушением зрения.
Предмет исследования
– особенности развития речи младших школьников с нарушением зрения.
Целью курсовой
работы является изучение особенностей речевого развития
детей с нарушением зрения.
Для
реализации поставленной цели определены следующие задачи:
— рассмотреть
особенности жизнедеятельности детей с нарушением зрения;
— выявить
научные подходы к исследованию проблемы речи детей с нарушением зрения;
— предложить
методика изучения уровня речевого развития детей младшего школьного возраста с
нарушением зрения и провести диагностику;
— разработать
методические рекомендации по речевому младших школьников с нарушением зрения.
Методы исследования.
В работе использовался комплекс методов, выбор и сочетание которых
оговаривались особенностями содержания и этапов исследования. Для решения
поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования:
— теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, специальной
литературы по проблеме речевого развития детей с нарушением зрения; синтез,
сравнение и обобщение теоретических данных, систематизация материала;
— эмпирические:
наблюдение за учебно-воспитательным процессом; изучение результатов
исследовательских умений младших школьников; психолого-педагогический
эксперимент;
— статистические:
математически-статистическая обработка полученных данных.
Практическое значение
исследования. Выявленные в ходе сравнительного исследования
особенности речевого развития детей с нарушением зрения имеют значение для
диагностики и прогнозирования возможностей их успешного обучения. Предложенные
методические рекомендации могут быть использованы учителями и воспитателями
образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения и с инклюзивным
обучением. Результаты исследования могут быть реализованы в планировании
учебно-воспитательной работы указанных школ.
Структура работы. Курсовая работа определяется целями и задачами
данного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
В
первой главе «Теоретические основы речевого развития детей с нарушением зрения»,
рассмотрены особенности жизнедеятельности детей с нарушением зрения, а также
проблемы их речевого развития.
Во
второй главе «Изучение особенностей речевого развития детей младшего школьного
возраста с нарушением зрения» предложена и проведена диагностика речевого
развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, а также
предложены рекомендации учителям для коррекции речевого развития данной
категории детей.
Заключение:
В
исследовании рассмотрены теоретические и практические аспекты развития речи
младших школьников с нарушением зрения. Проведена работа, позволяет сделать следующие
выводы:
1.
Поскольку в поле наших исследований вошли дети с нарушением зрения, нами
выявлено, что в настоящее время теоретически и экспериментально доказано, что
расстройства речи детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в
котором прослеживаются определенные связи и взаимозависимость речевой и
зрительной патологии.
Исследование
Л.С. Волковой указывает, что речевые нарушения у детей с нарушениями зрения
встречаются значительно чаще, чем у детей с нормой зрения. По мнению автора это
обусловлено особенностями психофизического и личностного развития детей с
нарушением зрения.
2.
Важным аспектом коррекционной работы
является максимально раннее выявление детей с нарушениями зрения, ранняя
диагностика и лечение, в сочетании с коррекционно-педагогической работой могут
обеспечить высокую вероятность восстановление зрения, а также предупреждения
возникновения вторичных недостатков и сопутствующих нарушений.
Диагностика
речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения должна
иметь комплексный, системный характер. В процессе обследования определяется
состояние и уровень сформированности не только всех уровней речи, но и других
психических функций, от которых зависят возможности овладение детьми основ
грамоты, склонность к нарушениям письменной речи, развитие моторики, координации,
ориентировки в пространстве, просодический аспект речи. В начале учебного года
определяются задания направлены на коррекцию речевых нарушений, которые
решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности.
3.
Исследование уровней сформированности когнитивного компонента речи (ребенок
понимает и может объяснить сущность выразителей образности, доступных ученикам
младшего школьного возраста) показало, что для
детей с нарушением зрения характерно объяснение образного высказывания
конкретно, они не могут привести примеры из жизни даже с помощью учителя, что соответствует
низкому уровню сформированности когнитивного компонента (41,2%).
Для
этой категории детей тяжелее оказалась задача объяснить выразители образности
пейзажной лирики, чем синтаксические, даже в тех случаях, когда использовались
уже знакомые им произведения, входящие в школьную программу. Это
свидетельствует о недостаточном внимании со стороны педагогов к толкования
значений образных выражений, что ведет к формальному усвоения учебного
материала и как результат – вербализму речи учащихся с нарушением зрения.
Правильность понимания слов исследуемых зависит от наличия определенного жизненного
опыта, правильности и полноты зрительных и слуховых представлений, соответствующей
работы педагогов по развитию их речи. При этом учащимися с нарушением зрения
легче воспринимаются выразители образности, в основе которых лежат слуховые, а
не зрительные представления.
4.
На последнем этапе были предложены методические рекомендации учителям по
речевому развитию детей с нарушением зрения. Опираясь на установленные в ходе
констатирующего этапа исследования особенности развития речи у младших
школьников с нарушением зрения были
определены основные задачи по развитию образной речи младших школьников:
развитие наглядно-образной основы речи (работа над конкретизацией имеющихся
знаний и представлений о предметах и явления окружающей действительности и в
процессе работы уточнения лексического значения слов; расширение знаний и
представлений – обогащение словарного запаса; обобщение, систематизация знаний
и представлений – отражение их в речи или оформления речевых высказываний)
развитие выразительности речи и эмоционально-чувственной сферы; формирование
умений и навыков умелого использования в речевой деятельности выразителей
образности).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
речевого развития детей с нарушением зрения 1.1.
Особенности жизнедеятельности детей с нарушением зрения Наибольшее
количество информации об окружающем мире человек получает через зрение. Именно
оно выступает той анализаторной системой, которая позволяет получить больше
впечатлений об окружающих предметах и явлениях. Такие признаки предметов, как
свет, цвет, форма, расстояние, протяженность, размер мы получаем благодаря
зрению. Развитие ориентировки в пространстве также в значительной степени
зависит от зрительного восприятия.
Зрительные
ощущения обеспечивают человека наиболее дифференцированными сведениями о том,
что его окружает. В частности, известно, что человек в течение дня делает
100000 зрительных фиксаций.
Зрение
(от лат. Visus – зрение) – это способность организма воспринимать и
дифференцировать световые раздражения с помощью зрительного анализатора,
которые реализуется через зрительную систему или зрительный анализатор
человека. Он представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и
дифференцирующих световые раздражения и определяют силу, направление,
активность света, его удаленности, то есть проводят сложную зрительную
ориентацию в пространстве [12, с.124].
Зрение играет ведущую
роль в ориентировании, познавательной и трудовой деятельности человека. С его
помощью воспринимаются предметы: различаются формы, величины, размеры,
расстояния, цвета и светотени. Через визуальный канал человек приобретает
представление про себе и мир. Зрительный контроль имеет большое значение для
развития движений человека. Визуальное восприятие людьми друг друга очень важно
для установления межличностных отношений и определяется функционированием
зрительного анализатора. При нарушении его деятельности у ребенка возникают значительные
трудности в познании мира и ориентировке в нем, в осуществлении контактов с
людьми, которые его окружают, в различных видах деятельности.
В
зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
— слепорожденные
– это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.
Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития
осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
— ослепшие
– дети, потерявшие зрение в дошкольном возрасте и позже [8, с. 92].
Причины
возникновения зрительной патологии принято разделять на врожденные и
приобретенные.
Врожденные
нарушения зрительной функции оговариваются генетическими факторами (например
наследственными формами врожденных катаракт), а также – болезненными
воздействиями на организм в период эмбрионального развития. В этом аспекте для
беременной женщины опасны такие факторы, вызывающие зрительную патологию:
токсоплазмоз; заболевания краснухи, особенно в первые месяцы беременности,
когда у плода происходит формирование зрительной системы; различные патологии
во время родов, вызывают кровоизлияния в мозг в области глаз, переломы и
смещения костей черепа.
Приобретенные
зрительные аномалии распространены значительно меньше, чем врожденные. В этом
аспекте значительную роль играют достижения медицины, меры профилактического
характера, в результате чего практически ликвидированы случаи глубоких
нарушений зрения у детей, вызванные различными инфекциями. Однако приобретенную
зрительную патологию могут вызвать и осложнения после таких заболеваний
организма, как грипп, туберкулез, менингит, менингоэнцефалит, оспа, корь,
трахома, туберкулез глаз, скарлатина, а также травматические повреждения мозга
и глаз.
Приобретенные
нарушения зрения не так глубоко отражаются на развитии личности. Большое
значение имеет тот факт, насколько у ребенка или взрослого сохранились
представления об окружающем мире, насколько развиты навыки практической
деятельности.