Курсовая с практикой на тему Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты задержки психического развития детей в интерпретации отечественных и зарубежных ученых 6
1.1. Понятие задержка психического развития 6
1.2. Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития 8
Глава 2. Результаты исследования особенностей речевого развития дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития 23
2.1. Характеристика исследуемой группы. Методы исследования. 23
2.2 Особенности речевого развития дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития 25
2.3. Программа коррекции развития речевых функций испытуемых дошкольников 31
2.4. Результаты исследования 40
Заключение 45
Список литературы 47
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Речевое развитие подрастающего поколения зависит не только от индивидуальных особенностей личности, семейного благополучия, речевой среды, познавательной активности ребенка, социального окружения, но и от конкретной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Исследования педагогов, психологов, психолингвистов (Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.) позволяют утверждать, что связная речь выступает результатом общего развития речи, показателем не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Связное высказывание демонстрирует уровень умственного, речевого, эмоционального развития ребенка. Степень связности высказывания может показать, что ребенок владеет (или не владеет соответственно) словарным богатством родного языка, грамматическим строем языка, знает нормы языка и речи, способен избирательно использовать наиболее уместные для данного высказывания средства и пр.
В вязи с этим можно отметить, что связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности с основной функции в виде обеспечения коммуникации. Речь дошкольников с задержкой психического развития отличается своеобразием. Так, Е.С. Слепович отметила ситуативный характер речи дошкольников с задержкой психического развития.
Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития изобилует личными и указательными местоимениями, повторениями, чрезмерным использованием прямой речи. Полноценному формированию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития препятствует ограниченность словарного запаса, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.
Своеобразие речевой деятельности у детей с задержкой психического развития изучалось целым рядом ученых. На настоящий момент выделяются следующие основные дефекты речи у данной категории детей:
• по данным Т.В. Егоровой и С.Г. Шевченко дошкольники с задержкой психического развития отличаются ограниченностью словарного запаса;
• по данным Е.С. Слепович и Р.Д. Триггер дошкольники с задержкой психического развития отличаются своеобразием формирования словообразовательных процессов;
• по данным Г.Н. Рахмаковой и Л.В. Яссман дошкольники с задержкой психического развития характеризуются трудностями в понимании и употреблении сложных грамматических структур;
• по данным Е.М. Мастюковой, В.И. Насоновой, Г.Н. Рахмаковой, Н.А. Цыпиной дошкольники с задержкой психического развития отличаются специфическими особенностями в формировании письменной речи;
• по данным Г.И. Жаренковой, И.А. Коробейникова, А.Д. Кошелевой, Т.Д. Пускаевой дошкольники с задержкой психического развития характеризуются недостаточно развитой регулирующей функцией речи.
Объект исследования: дети дошкольного возврата.
Предмет исследования: речевое развитие детей-дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: провести исследование эффективности использования методики речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование определенных методики позволит повысить объем словаря, развитие связей между лексическими единицами, сформировать словообразовательные умения, повысить уровень развития фонематических процессов, развить понимание и самостоятельное продуцирование текста у детей с задержкой психического развития.
Цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа уточнить понятия.
2. Выявить особенности речевого развития детей с ЗПР.
3. Сформулировать практические рекомендации по формированию лексики у детей с задержкой психического развития.
4. Исследовать эффективность рекомендуемой методики.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ.
2. Методы эмпирического исследования: методика обследования речи дошкольников О.А. Безруковой, наблюдение, анализ документов.
3. Качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Проблема задержки психического развития занимает значительное место в современной специальной психологии (Т. П. Висковатова, Т. А. Власова, Т. Д. Ильяшенко, К. С. Лебединская, Т. М. Лазоренко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова и др.). Изучению различных аспектов личности детей с ЗПР были посвящены исследования Н. Ю. Борякова, Л. В. Кашубы, И. С. Марченко, А. Г. Обуховской, Л. А. Савчук, Т. В. Сак, А. С. Слепович, Н. М. Стадненко, А. П. Хохлина, Л. Ф. Яссман и др. В частности, на особенности грамматической структуры речи указывали Е. Ф. Соботович, Р. Д. Триггер;; особенностям формирования речевого высказывания у детей с ЗПР уделяла внимание Н. Ю. Борякова.
База исследования – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок» г. Нижний Новгород.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Текст работы:
Таким образом, образование среды с учетом особенностей личностного развития детей, является условием организации коррекционно — развивающей среды. Характеристика должных значений компонентов КРС на идеальном уровне, прогнозирование и учет реализации в практике работы дошкольного учреждения является основой для анализа качества функционирования компонентов КРС.
Конкретизация каждого преобразования позволяет осуществлять вариативные воздействия и выявлять эффективные условия их реализации. Стратегия взаимодействия педагога, специалиста с родителями в КРС характеризуется отношением к ним как активным субъектам данной среды, субъектам сопровождения ребенка. Интеграция среды развития ребенка обеспечивается через мотивацию участия родителей в коррекционно — педагогическом процессе, образование, обучение, формирование активной позиции как субъектов КРС.
Современный этап развития психологии и педагогики определяет дальнейшие научные поиски, которые должны ориентироваться на интегративный аспект решения проблемы коррекции речи детей с нарушениями речи, который должен базироваться на кумуляции биологических, психосоциальных и педагогических факторов. Таким образом, в логопедической коррекции любого нарушения речевого развития ребенка важно не опоздать.
Опасность промедление грозит тем, что дефект развития будет невозможно уменьшить. Понимание логопедом нейробиологических изменений происходящих в мозге и речевом аппарате, позволят предсказать динамику и эффективность логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Анализ концептуальных подходов к проведению коррекционной работы с детьми позволяет утверждать наличие теоретической основы, на которой можно построить систему дифференцированной коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выявление особенности речевого развития детей с задержкой психического развития показало, что у детей с задержкой психического развития, по сравнению с детьми с нормальным уровнем развития, меньше объем словаря, хуже развиты связи между лексическими единицами, ниже сформированность словообразовательного умения, более низкий уровень развития фонематических процессов, хуже развито понимание и самостоятельное продуцирование текста.
Таким образом, мы видим, что использование рекомендуемых методик развития речевых функций у детей с ЗПР является эффективным.
В ходе выполненной работы была достигнута поставленная цель. Задачи решены.
Качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе проведенного эмпирического исследования, позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования.
Выполненное исследование имеет практическую значимость: содержащиеся в работе теоретические, научно-методические и практические материалы могут быть использованы в системе дошкольного образования для развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В результате повторного проведения методики О.А. Безруковой удалось установить, что дети из экспериментальной группы (имеющие задержку психического развития) показали значительное улучшение показателей:
Дети из контрольной группы (развитые в соответствии с возрастными нормативами) продемонстрировали незначительный рост показателей
Заключение:
Введение
Актуальность исследования. Речевое развитие подрастающего поколения зависит не только от индивидуальных особенностей личности, семейного благополучия, речевой среды, познавательной активности ребенка, социального окружения, но и от конкретной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Исследования педагогов, психологов, психолингвистов (Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.) позволяют утверждать, что связная речь выступает результатом общего развития речи, показателем не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Связное высказывание демонстрирует уровень умственного, речевого, эмоционального развития ребенка. Степень связности высказывания может показать, что ребенок владеет (или не владеет соответственно) словарным богатством родного языка, грамматическим строем языка, знает нормы языка и речи, способен избирательно использовать наиболее уместные для данного высказывания средства и пр.
В вязи с этим можно отметить, что связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности с основной функции в виде обеспечения коммуникации. Речь дошкольников с задержкой психического развития отличается своеобразием. Так, Е.С. Слепович отметила ситуативный характер речи дошкольников с задержкой психического развития.
Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития изобилует личными и указательными местоимениями, повторениями, чрезмерным использованием прямой речи. Полноценному формированию связной речи у дошкольников с задержкой психического развития препятствует ограниченность словарного запаса, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.
Своеобразие речевой деятельности у детей с задержкой психического развития изучалось целым рядом ученых. На настоящий момент выделяются следующие основные дефекты речи у данной категории детей:
• по данным Т.В. Егоровой и С.Г. Шевченко дошкольники с задержкой психического развития отличаются ограниченностью словарного запаса;
• по данным Е.С. Слепович и Р.Д. Триггер дошкольники с задержкой психического развития отличаются своеобразием формирования словообразовательных процессов;
• по данным Г.Н. Рахмаковой и Л.В. Яссман дошкольники с задержкой психического развития характеризуются трудностями в понимании и употреблении сложных грамматических структур;
• по данным Е.М. Мастюковой, В.И. Насоновой, Г.Н. Рахмаковой, Н.А. Цыпиной дошкольники с задержкой психического развития отличаются специфическими особенностями в формировании письменной речи;
• по данным Г.И. Жаренковой, И.А. Коробейникова, А.Д. Кошелевой, Т.Д. Пускаевой дошкольники с задержкой психического развития характеризуются недостаточно развитой регулирующей функцией речи.
Объект исследования: дети дошкольного возврата.
Предмет исследования: речевое развитие детей-дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: провести исследование эффективности использования методики речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование определенных методики позволит повысить объем словаря, развитие связей между лексическими единицами, сформировать словообразовательные умения, повысить уровень развития фонематических процессов, развить понимание и самостоятельное продуцирование текста у детей с задержкой психического развития.
Цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа уточнить понятия.
2. Выявить особенности речевого развития детей с ЗПР.
3. Сформулировать практические рекомендации по формированию лексики у детей с задержкой психического развития.
4. Исследовать эффективность рекомендуемой методики.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ.
2. Методы эмпирического исследования: методика обследования речи дошкольников О.А. Безруковой, наблюдение, анализ документов.
3. Качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Проблема задержки психического развития занимает значительное место в современной специальной психологии (Т. П. Висковатова, Т. А. Власова, Т. Д. Ильяшенко, К. С. Лебединская, Т. М. Лазоренко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова и др.). Изучению различных аспектов личности детей с ЗПР были посвящены исследования Н. Ю. Борякова, Л. В. Кашубы, И. С. Марченко, А. Г. Обуховской, Л. А. Савчук, Т. В. Сак, А. С. Слепович, Н. М. Стадненко, А. П. Хохлина, Л. Ф. Яссман и др. В частности, на особенности грамматической структуры речи указывали Е. Ф. Соботович, Р. Д. Триггер;; особенностям формирования речевого высказывания у детей с ЗПР уделяла внимание Н. Ю. Борякова.
База исследования – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок» г. Нижний Новгород.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические аспекты задержки психического развития детей в интерпретации отечественных и зарубежных ученых
1.1. Понятие задержка психического развития
Комплексное изучение ЗПР как аномалии детского развития началось в отечественной науке в 1960-е гг. Сам термин «задержка психического развития» был предложен в 1959 г. детским психиатром профессором Г.Е. Сухаревой. Необходимость комплексной разработки проблемы. В конце ХХ века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР:
• Н.Г. Поддубная, Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед осуществили исследования специфики памяти детей с ЗПР;
• В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, Н.Ю. Борякова провели исследование своебразия речевого развития детей с ЗПР;
• Т.В. Егорова, С.А. Домишкевич, И.А. Коробейников, Т.А. Стрекалова изучили специфику мышления детей с ЗПР;
• Л.В. Кузнецова и Е.С. Слепович изучили особенности игровой деятельности детей с ЗПР;
• Г.И. Жаренкова, С.Г. Шевченко рассмотрели специфику учебной деятельности детей с ЗПР;
• Е.Е. Дмитриева, Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова провели исследования личности детей с ЗПР. [31, с. 63-65]
Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной логопедической науке являются [28, с. 17]:
• классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой;
• классификация К.С. Лебединской;
• классификация В.В. Ковалева.
Согласно М.С. Певзнер и Т.А. Власовой, общую группу детей с задержкой психического развития можно разделить на два вида:
• неосложненный психофизический и психический инфантилизм (дети с неосложненным психофизиологическим и психическим инфантилизмом характеризуются незрелостью личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности);
• «вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность. [15, с. 501]
К.С. Лебединская, используя классификацию ЗПР, предложенную М.С. Певзнер и Т.А. Власовой, предложила классификацию по этиопатогенетическому принципу:
• ЗПР конституционального происхождения (соответствует неосложненному психическому и психофизическому инфантилизму по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой);
Состояние задержки психического развития у детей данной группы определено наследственностью.
• ЗПР соматогенного происхождения;
Дети с ЗПР соматогенного происхождения не имеют наследственной предрасположенности к нарушениям развития. Задержка развития выступает у этих детей следствием перенесенных в раннем детстве заболеваний, оказавших влияние на развитие мозговых функций (например, хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия и пр.). Длительные и тяжело протекающие заболевания приводят к резкому снижению психического тонуса ребенка. Несмотря на то, что первично интеллект таких детей не нарушен, в силу истощаемости и рассеянности эти дети оказываются непродуктивны в процессе обучения. Поэтому можно сказать, что к формированию ЗПР соматогенного происхождения приводит сочетание не резко выраженной мозговой дисфункции и сниженного психического тонуса. [15, с. 503]
• ЗПР психогенного происхождения;
Дети с ЗПР психогенного происхождения обладают нормальным физическим и соматическим здоровьем, но характеризуются мозговой дисфункцией. Мозговая дисфункция у детей данной категории обусловлена социально-психологическими причинами – неблагоприятными условиями воспитания [25, с. 43].
В группу риска по формированию ЗПР психогенного происхождения попадают дети из Домов ребенка и дети из неблагополучных семей. Эмоциональная депривация и однообразие социальной среды и контактов в сочетании со слабой индивидуальной интеллектуальной стимуляцией ведут к замедлению темпов психического развития ребенка, что в итоге приводит к снижению интеллектуальной мотивации, поверхностности эмоций, несамостоятельности поведения, инфантильности установок и отношений. [17, с. 94]
• ЗПР церебрально-органического происхождения.
Данный вид ЗПР распространен в наибольшей степени.