Курсовая с практикой на тему Особенности речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией 5
1.1 Понятие речевого дыхания и голоса и его становление в ходе онтогенеза 5
1.2 Дизартрия (понятие, причины, этиология, классификация, симптоматика, механизмы, виды и т.д.) 8
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Особенности речевого дыхания и голоса при дизартрии 13
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение особенностей речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией 20
2.1 Организация констатирующего эксперимента по изучению особенностей речевого дыхания и голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией 20
2.2 Количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 22
2.3 Логопедические рекомендации по преодолению нарушений речевого дыхания и голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Дизартрии является речевой патологией, которая проявляется в виде расстройств просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Она возникает из-за невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Одним из важных разделов логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений.
Известно, что произношение звуков имеет тесную связь с дыханием. Нормальное звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Также от речевого дыхания зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи.
Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному дыханию. Под правильным дыханием понимается короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох. У детей с дизартрии часто наблюдаются трудности в овладении правильным речевым дыханием, поэтому данная проблема является актуальной.
Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова, М.Ф. Фомичева, О.В. Правдина, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, А.И. Максаков и другие.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно уделяется времени работе по формированию речевого дыхания и голоса, отсутствует методическое обеспечение, поэтому мы подобрали содержание работы по плану.
Объект исследования – речевое дыхание и голоса у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является особенности развития речевого дыхания и голоса у детей с дизартрии.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития речевого дыхания и голоса у детей дошкольного возраста с дизартрии.
Гипотеза – улучшение состояния речевого дыхания детей дошкольного возраста с дизартрии станет возможным при условии:
— учета ведущей деятельности детей дошкольного возраста;
— календарно-тематического планирования содержания логопедической работы по данному направлению;
— реализации комплексного подхода к формированию речевого дыхания у детей на основе взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие речевого дыхания и голоса и его становление в ходе онтогенеза.
2. Изучить понятие, причины, этиология, классификация, симптоматика, механизмы, виды дизартрии.
3. Раскрыть клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией.
4. Рассмотреть особенности речевого дыхания и голоса при дизартрии.
5. Провести экспериментальное изучение особенностей речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией.
6. Разработать логопедические рекомендации по преодолению нарушений речевого дыхания и голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: сбор анамнестических данных; беседа; наблюдение; эксперимент; анализ и интерпретация полученных данных.
Практическая значимость состоит в возможности применения исследовательского материала педагогами и родителями в коррекции речевого дыхания детей дошкольного возраста с дизартрии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы показал, что проблема коррекции речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией не потеряла своей актуальности и на современном этапе.
Бесценный вклад в изучение данной темы был внесен такими учеными как А. Р. Лурия, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Г. Н. Соломатина, Т. Г. Визель, Е. Н. Винарская, А. К. Маркова, Э. К. Макарова, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова и другие. Из их трудов, были получены данные о закономерностях развития фонетической и фонематической систем языка, механизмах произношения, современных подходах в психолингвистике к коррекции произносительной стороны речи; об особенностях нарушения речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией и путях ее коррекции.
Анализ литературных данных, а также результаты, полученные при проведении эксперимента, позволили выявить специфические особенности речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией. В ходе констатирующего исследования у дошкольников с дизартрией было выявлено, что развитие звукопроизношения у детей с дизартрией не совпадает с возрастными показателями, у них проявляется низкий уровень формирования умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, были выявлены значительные нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Ведущими механизмами расстройств произношения при дизартрии являются нарушения тонуса мышц речевого аппарата и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, а также недостаточность артикуляционного праксиса, выражающаяся в кинетических и кинестетических нарушениях.
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения особенностей речевого дыхания и голоса у дошкольников с дизартрией
1.1 Понятие речевого дыхания и голоса и его становление в ходе онтогенеза
Под понятием «речевое дыхание» в современной литературе подразумевается умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.
Система дыхания имеет двойное управление со стороны нервной системы: произвольное и непроизвольное. При жизненном дыхании дыхательная система обеспечивает лишь функцию газообмена крови. При речевом дыхании (когда мы произносим звуки речи) работа дыхания необычайно усложняется. Оно начинает подчиняться тем требованиям, которые диктуют ему гортань и артикуляторные органы в целях образования нужного речевого звука, произнесенного с той или иной экспрессией. Энергию для рождения звуковых колебаний всегда несет дыхание, которое в зависимости от того, какой звук формируется и с какой силой он должен прозвучать, должно быть подано в нужном количестве и под необходимым давлением. Огромную роль в организации речевого дыхания. играет диафрагма, работа которой способствует компенсации разной громкости гласных. В речевой функции явственно выражается двойное управление дыханием и его гибкая приспособляемость к ситуационным заданиям. Сознание контролирует только общий посыл дыхания, обеспечивающий нужную громкость голоса, акценты, повышения и понижения, связанные с эмоциональной окраской произносимого. Автоматизм, который вырабатывается между подачей дыхания, работой гортани и артикуляторных органов при произношении звуков речи, устанавливается с детства [8].
Вопросы развития как речевого, так и физиологического дыхания широко освящены в трудах по физиологии, педагогике, психологии и логопедии. Вопросами в области физиологии занимались Е.Н. Малютин, И.И. Левидов, Ф.Ф.