Курсовая с практикой на тему Особенности развиты речи у детей с легкой умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………..………………..3
ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………..………………………6
1.1. Развитие речи: понятие, онтогенез в
дошкольном детстве (нейротипичный вариант развития)……………………………………………..6 1.2. Общие закономерности речевого
развития детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью …..………………………………..10
1.3. Вопросы
развития речи в Примерной адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)……………………………..14
ГЛАВА
II.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………20
2.1.
Организация и программа констатирующего эксперимента……..20
2.2. Характеристика развития речи
дошкольников с умственной отсталостью (по материалам констатирующего
эксперимента)………………24
2.3.
Дефектологическая помощь в развитии речи ребенку дошкольного возраста с
легкой умственной отсталостью ……..………………….…………28
Заключение……………………………………………………………….35
Список
использованной литературы и источников…………………39
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время проблема образования и
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает все
большую актуальность. Это связано с резким увеличением числа детей с
ограниченными возможностями здоровья – из числа детской популяции 85% имеют
нарушения в развитии, а в дефектологической помощи нуждаются 9-11% [10, с.202].
Для решения данной проблемы согласно
статье 24 Конвенции о правах инвалидов (ратифицированной ФЗ от 03.05.2012г.),
государство наделяет детей с ограниченными возможностями здоровья возможностью
осваивать жизненные и социализационные навыки, для облегчения их полного и
равного участия в процессе образования и в качестве членов местного сообщества.
А именно содействует освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, способов и
форматов общения и навыков ориентации, и мобильности, также способствуют поддержке
со стороны сверстников и наставничеству.
Также Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г.) [1]
предусматривает следующие требования для образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и
социальной адаптации ребенка, оказание ранней коррекционной помощи, разработки
и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечение доступности развивающей предметно-пространственной среды.
Крупный вклад в изучение данной проблемы
внесли отечественные психологи: Выготский Л.С., Спирикин А.Г., Рубинштейн С.Л. Связь
речевого развития и умственных способностей Л.С. Выготский, в своей работе
«Мышление и речь», описывает так: "Мысль не выражается в слове, но
совершается в слове" [2, с.277]. Нарушения речевого развития отмечаются у
всех детей с легкой формой умственной отсталости и оказывают отрицательное
воздействие на обучаемость и социализацию ребенка.
Главной целью образования является
самостоятельность ребенка в будущем. А речь является основополагающим фактором,
позволяющим ребенку обучиться, социализироваться, иными словами стать
самостоятельным. Эффективность любого образования для детей с умственной
отсталостью передается через речевое развитие в первую очередь, что позволяет
ребенку познавать окружающий мир более полноценно.
Степень
изученности проблемы. Теоретические основы вопроса речевого развития
детей с легкой умственной отсталостью раскрыты в работах Выготского Л.С. [2], Лисиной,
М.И. [15], Рубинштейна С.Л. [19], Новоселовой С.Л. [18].
Наиболее крупный вклад в изучение вопроса
речевого развития детей с легкой степенью умственной отсталости внесли отечественные психологи Елисеева М.Б. [10], Гвоздев А.М.
[5,6], Глухов В.П. [7], Куликова Т.А. [13], Голубева Г.Г. [8].
Все эти исследования помогают наиболее
полно и эффективно работать с детьми с легкой умственной отсталостью в настоящее
время. Их труды легли в основу многих методических материалов, используемых в
образовательных учреждениях и учреждениях дошкольного образования для работы с
детьми с ОВЗ.
Объект
исследования: особенности развития речи у детей с легкой
степенью умственной отсталости.
Предмет
исследования: речевые нарушения у детей с легкой
умственной отсталостью.
Цель
исследования — на основе анализа теоретических и
эмпирических данных охарактеризовать особенности развития речи у детей с легкой
умственной отсталостью. Задачи
исследования:
1) охарактеризовать
онтогенез речевого развития детей дошкольного возраста;
2) дать
характеристику общей закономерности речевого развития детей дошкольного
возраста с легкой умственной отсталостью;
3) проанализировать
вопросы развития речи в Примерной адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования детей с умственной отсталостью;
4) разработать
план эмпирического исследования развития речи детей дошкольного возраста с
умственной отсталостью;
5) дать
характеристику развития речи дошкольников с умственной отсталостью на основе
анализа эмпирических данных;
6) охарактеризовать
дефектологическую помощь в развитии речи ребенка дошкольного возраста с легкой
степенью умственной отсталости.
Методы
исследования: теоретические – работа с литературными
источниками, взаимный обмен информацией, анализ, эмпирические – наблюдение,
тестирование, эксперимент.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов,
Заключения, Списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Проведенное теоретико-эмпирическое и
изучение позволило сделать следующие выводы:
1. По первой задаче исследования:
характеристика онтогенеза речевого развития детей дошкольного возраста.
С.Н. Цейтлин выделяет следующие этапы
речевого онтогенеза: до-словесный этап; этап однословных высказываний; этап
начальных двухкомпонентных высказываний; этап элементарных сложных предложений;
переходный этап к системной речи
2. по второй задаче: дать характеристику
общей закономерности речевого развития детей дошкольного возраста с легкой
умственной отсталостью.
В развитии речи детей с нарушением интеллекта прослеживаются
те же основные закономерности развития, что
и у нормально развивающихся детей, только: речевое развитие ребенка с
нарушением интеллекта характеризуется
поздними сроками формирования функций, длительными периодами становления
речевых механизмов и качественной неполноценностью речевого высказывания.
Отставание в развитии речи возникает с младенчества и
накапливается в раннем детстве. К дошкольному возрасту отсутствует готовность к
усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему,
потребность в общении со взрослыми. Пассивность,
крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к
окружающему — все это тормозит процесс активизации словаря, что наиболее ярко
проявляется в общении детей и в итоге в речевом развитии детей с легкой умственной отсталостью.
3. по третьей задаче: проанализировать вопросы
развития речи в Примерной адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования детей с умственной отсталостью.
Примерная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует требованиям
Стандарта, адресована всем участникам образовательных отношений, участвующим в
обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и охватывает все основные образовательные области в семи
возрастных периодах (от 2-х месяцев до 7/8 лет).
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Программа
ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства при любых
вариантах его развития. Уважение личности всех субъектов образовательного процесса.
В данной программе решаются следующие
вопросы развития речи детей с легкой умственной отсталостью:
— Речевое развитие направлено на овладение
ребенком устной коммуникацией как средством общения и культуры, обогащение
активного словаря, развитие слухового внимания и слухового восприятия,
фонематического слуха, развитие связной, грамматически правильной диалогической
речи, развитие и коррекция звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с
художественной детской литературой;
— Развитием речи ребенка и формированием
его коммуникативных возможностей родители и педагоги занимаются на протяжении
всей жизни ребенка, как в дошкольной организации, так и в семье;
— Известно, что речевое развитие тесно
связано с общим психическим развитием ребенка;
— Обучение детей на специальных занятиях
предполагает формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и
окружающим его сверстникам и взрослым.
4. по четвертой задаче: разработать план
эмпирического исследования развития речи детей дошкольного возраста с
умственной отсталостью.
Сроки исследования: с ноября по апрель
2020 – 2021 года. Выборку составили 10 детей 5–6 лет с легкой умственной
отсталостью, посещающие коррекционные группы старшего возраста для детей с
легкой умственной отсталостью МБДОУ №78 «Ивушка».
Цель: изучение развития связной речи у
дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
1. Подбор методик для решения поставленных
задач.
2. Организация исследования, подбор
испытуемых для участия в исследовании.
3. Обработка полученных результатов и
интерпретация.
Диагностические процедуры были
запланированы на первую половину дня, так как в более раннее или более позднее
время общая работоспособность детей снижается.
Практическое исследование состоит из
следующих этапов:
1) Диагностический или констатирующий. На
этом этапе мы изучили уровень развития связной речи у детей дошкольного
возраста с легкой умственной отсталостью.
2) Формирующий этап экспериментальной
работы. На этом этапе мы разработали и внедрили Программу формирования связной
речи у детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
3) Контрольный этап экспериментальной
работы. На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня развития связной
речи.
4) Анализ полученных результатов. На
данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных,
полученных в ходе практического исследования и подводим итоги.
5. по пятой задаче: дать характеристику
развития речи дошкольников с умственной отсталостью на основе анализа
эмпирических данных.
Итак, у детей данной группы с легкой
умственной отсталостью нарушено формирование речевых умений, особенно
фонематический слух, активный словарный запас, не сформирован грамматический
строй речи.
Результаты исследования связной речи у
детей с легкой умственной отсталостью показали недостаточность развития. У
детей, участвовавших в исследовании, отмечаются недостатки в грамматическом
оформлении высказываний, лексические затруднения (поиск нужного слова, что
обусловлено бедностью словарного запаса и др.), нарушение связности
повествования (пропуски моментов действия, отсутствие связи между частями
рассказа и др.).
Проведенное исследование выявило
качественное и количественное снижение уровня сформированности связной речи у
детей дошкольного возраста, что доказывает необходимость проведения
целенаправленной работы по формированию связной грамматически правильной речи.
В результате исследования по развитию речевых умений у детей с нарушенным
интеллектом преобладает:
– искажение логики и последовательности
высказывания;
– фрагментарность, соскальзывание с темы,
ведущее к образованию побочных ассоциаций;
–
быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи;
– бедность и шаблонность лексического и
грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданное
количество местоимений, нарушении программирования и структурирования
инициативных высказываний);
– пассивности в общении, преобладании
реактивных высказываний; – перескакивание с одного события на другое.
Проведенный анализ показал необходимость повышения эффективной работы педагога
–
специалиста по формированию всех речевых умений у детей с легкой умственной
отсталостью.
Следовательно,
коррекционная работа по преодолению вышеперечисленных недостатков будет
способствовать совершенствованию связной устной речи у детей с легкой
умственной отсталостью.
6.
по шестой задаче: охарактеризовать дефектологическую помощь в развитии речи
ребенка дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Дефектологическая помощь в развитии речи ребенку дошкольного возраста с
легкой умственной отсталостью предполагает следующие задачи:
— формирование полноценной
фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков
звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
— подготовка к обучению
грамоте, овладение элементами грамоты;
— уточнение, расширение
и обогащение лексического запаса, то есть практическое усвоение лексических
средств языка;
— формирование
грамматического строя речи, то есть практическое усвоение грамматических
средств языка;
— развитие навыков
связной речи;
— развитие
коммуникативности и достижение успешности в общении.
Помимо задач
развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально- волевых качеств
и формирование базовых психических процессов, основной задачей программы
является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной
речью и навыками речевого общения, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе.
Следовательно, задачи исследования решены,
цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1. Развитие речи: понятие,
онтогенез в дошкольном детстве (нейротипичный вариант развития) Онтогенез
речевого развития – это последовательность развития сторон и компонентов речи у
детей на разных ступенях социализации [2, c.207].
В
литературе вопросам поэтапного становления речи при ее нормальном развитии
уделяется достаточно много внимания. В работах А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина,
А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова подробно описано становление
речи у детей начиная с периода младенчества. Исследователи выделяют разное
количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают
различные возрастные границы.
Н.В.
Нищева отметила, что появление и дальнейшее развитие речи зависит от ряда
факторов:
1. определенной
степени зрелости коры головного мозга;
2. определенного
уровня развития всех органов чувств;
3. наличия
речевой среды, речевого окружения;
4. состояния
психофизического здоровья ребенка;
5. потребности
пользоваться речью как основным способом общения [3, c.240].
А.Н.
Гвоздев прослеживает последовательность появления различных проявлений в речи
ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи;
период словосочетаний; период разных видов предложений. А.Н. Гвоздев
рассматривает становление речи в линейной последовательности: лепет – слова –
словосочетания – предложения — связная речь [4, c.480].
Е.Н.
Винарская этапы речевого развития делит на следующие периоды:
1. период
до-фонетических универсалий;
2. период
фонетических образов и жестов;
3. период
фонетических представлений;
4. период
фонематических обобщений [6, c.64].
Н.С.
Жукова выделила два периода речевого развития: до-вербальный и вербальный. Н.С.
Жукова выделила пять стадий развития ребёнка от рождения до 18 месяцев:
1
стадия – от рождения до 8 недель (2 месяца, характеризуется рефлекторным криком
и звуками.
2
стадия – характеризуется качественным изменениям крика, появлением гуления и
смеха.
3
стадия – характеризуется появлением лепета.
4
стадия – расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Период 5-7,
5-12,5 месяцев. Это стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов
(ба-ба, да-да, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением
звуков.
5
стадия – охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии появляются
лепетные слова [7, c.63-70].
С.Н.
Цейтлин писал: «Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые
звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие.
Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К
трем месяцам гуление достигает обычно максимума. Следующая стадия предречевых
вокализаций — лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то
лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации
согласный + гласный» [8, c. 31-32].
Перед
переходом к словам появляются просто-слова, которые обладают следующими
признаками:
1. простота
звукового облика;
2. доступность
для артикуляции в младшем возрасте;
3. мотивированность
звуковой формы, имеющей понятный для
4. ребенка
«звукоизбразительный» характер [9, c.208].