Курсовая с практикой на тему Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
1.1 .Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 5
1.2 .Характеристика методов коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 25
2.1 .Диагностика особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
2.2. Программа коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Вывод по главе 2 50
Заключение 51
Список используемой литературы 52
Приложение 56
Введение:
Многие исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечали сложность и разнообразие дефекта (Т.А. Власо-ва, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.) ,
Исследования психики детей с задержкой психического развития не новы в российской психологии. Эта проблема привлекла внимание иссле-дователей еще в прошлом веке. Т.А. Власова, Б.С. Любовский, И.Ф. Мар-ковская, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова и др. изучили причины ЗПР, вы-явили особенности познавательной и эмоциональной сфер у детей с ЗПР.
Проблема ЗПР и трудностей в обучении этих детей является одной из важнейших психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей умственного развития детей с за-держкой психического развития, по мнению В.И. Лубовского, «их важ-нейшей целью должно состоять не только в установлении факта недораз-вития, но и в раскрытии личности проявления этого отставания».
Ряд исследователей (А.М. Прихожан, Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин и др.) считают, что состояние эмоциональной сферы и поведения детей с ЗПР соответствует предшествующей возрастной стадии развития.
В условиях обучение ребенок с ЗПР впервые начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей. Это приводит к возникновению и развитию чувства неполноценности, которое он пытается компенсировать в других сферах. В результате возникают трудности с социально-трудовой адаптацией во «взрослой» жизни и межличностным взаимодействием.
Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем.
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризу-ется общей дезорганизацией и отсутствием сосредоточенности. Также от-мечается слабость его речевой регуляции. Эти особенности создают до-полнительные трудности в процессе усвоения учебного материала и опре-деляют необходимость коррекционной работы.
При коррекции этих отклонений необходимо учитывать особенности детской деятельности, проявляющиеся во время уроков по любому пред-мету школьного курса. Во время работы дети указанной категории допус-кают дополнительные, не всегда адекватные операции, не пытаются найти рациональные методы работы. Дети с ЗПР затрудняются адекватно выра-зить словами выполненные действия и точное выполнение предложенных речевых инструкций.
Это приводит к тому, что дети продолжают совершать предыдущие ошибки. Их интерес к заданию быстро исчезает, особенно когда возникают трудности в работе, которые они не стремятся преодолеть.
Объект исследования: дети с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития внимания детей стар-шего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2. Провести диагностику особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать программу коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Большое место в коррекционной работе должно быть уделено обу-чению учеников выполнять задания, включающие несколько ссылок (ин-струкций). Важно наблюдать постепенный переход детей на новый уро-вень сложности.
Многие исследователи выделяют следующие особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это недостаточная концен-трация на существенных признаках; ослабленное внимание к вербальной информации, даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети теряют нить повествования, могут начать зевать, от-влекаться на посторонние дела, особенно сильно это проявляется при при-сутствии отвлекающих факторов, например, таких как стук в дверь, посто-ронний человек, упавший предмет; далее отмечают неустойчивость внима-ния, снижение концентрация, объёма и распределения внимание, неспособ-ность к достаточной фиксации внимания.
Лишь у 15% обследованных детей выявлен высокий уровень разви-тия объема внимания, средний уровень показали 46% детей, 39% детей имею низкий уровень развития данного свойства внимания.
Часть детей, с выявленным низким уровнем, не пыталась запомнить расположение точек, действовала наугад. Другая часть напротив, пыта-лась запомнить, но не могла правильно воспроизвести. Дети нуждались в постоянной стимуляции к работе, что вызвано слабой способности к удер-жанию инструкции, и одобрении педагога.
Общий анализ результатов свидетельствует о необходимости прове-дения целенаправленной коррекционной работы по развитию объема вни-мания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработа-на на основе адаптированной образовательной программы для детей с за-держкой психического развития с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особен-ностей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 .Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка. Данный термин ис-пользуется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР имеются общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и по-знавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную ка-тегорию.
Многие ученые как отечественной, так и зарубежной психологии, фи-зиологии и иных отраслей научного знания, смежных с данными науками, занимались изучением такого феномена как «задержка психического раз-вития». Таким образом, весомый вклад в разработку данной проблемы внесли физиологи, изучавшие феномен возникновения и проявления де-фекта, его механизмы. К примеру, немецкий психоневролог Г.Хоффман в 1845 году впервые описал особенности детей с дефицитом внимания и дви-гательной расторможенностью с точки зрения клинической психологии.
В конце XIX-начале XX веков французские исследователи – психо-логи А. Бине и Т. Симон – описывали детей, уровень интеллектуального развития которых занимал промежуточное положение между умственной отсталостью и нормальным развитием, и составили первый практический психологический тест для диагностики детей с задержкой умственного раз-вития. А отечественные ученые примерно в этот же промежуток времени также вели речь о детях, «умственно недоразвитых, с пониженным общим развитием, но отличающихся от умственно отсталых детей».
Немногим позже, в 30-х годах XX века, впервые было предложено определение «минимальное мозговое повреждение», которое говорило о не прогрессирующих резидуальных состояниях, возникающих у детей из-за ранних, локальных повреждений ЦНС. Позже данный термин несколько претерпел изменения, так как в него включили и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чте-ния, счета; нарушения перцепции и речи), и в 50-х годах было введено понятие «минимальная мозговая дисфункция», которое в данный проме-жуток времени получило широкое распространение у невропатологов и психиатров при описании поведения и обучения детей, имеющих ранние поражения центральной нервной системы.
Следует отметить, что в отечественной науке первоначально пробле-му ЗПР обосновали исследователи, которые предложили термин «задерж-ка психического развития». В данном феномене выделяют, прежде всего, такие особенности, как замедленный темп психического развития, лич-ностная незрелость, негрубые нарушения интеллектуальной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающиеся от олигофре-нии, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Принимая во внимание данные характеристики, Г. Е. Сухарева выделила несколько ти-пов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:
-расстройства интеллектуальной сферы при длительных астениче-ских состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
-интеллектуальные нарушения, которые наблюдаются у детей с за-медленным или задержанным темпом развития в силу пребывания их в в неблагоприятных условиях среды и воспитания;
-нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;
-интеллектуальные нарушения, которые можно проследить у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС;
-вторичная недостаточность в интеллектуальной сфере как следствие поражения слуха, зрения, дефектов речи;
-интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно- психи-ческих заболеваниях [4].
Задержка психического развития как специфическая аномалия дет-ского развития комплексно начала изучаться в отечественной дефектологии в 60-х годах XX в., поскольку остро встала проблема разработки теорети-ческих аспектов особенностей психического развития детей, отличие данно-го вида дефекта от иных аномалий в развитии и от полноценно развива-ющихся детей. Также следует отметить, что для работы с подобными деть-ми должен быть применен иной алгоритм, который необходимо было раз-работать, поскольку педагогическая практика и система образования ост-ро в нем нуждалась.
М. С. Певзнер занималась изучением и разработкой данного алго-ритма. В 70-х годах XX века сотрудники Научно-исследовательского ин-ститута дефектологии начали заниматься систематическим клинико- фи-зиологическим и психолого-педагогическим изучением детей с задержкой психического развития, что стало важным направлением в исследовании данной проблемы. Благодаря данным исследованиям была разработана классификация типов ЗПР, которая в своем основании имела преимуще-ственное недоразвитие эмоционально-волевой или познавательной дея-тельности. Результатом данных научных исследований стала работа Т. А. Власовой и М. С. Певзнер – «О детях с отклонениями в развитии», в кото-рой рассмотрены особенности онтогенеза детей с данным диагнозом [3].
В конце 70-ых годов XX века К. С. Лебединская провела исследова-ния и совместно с сотрудниками своей лаборатории выделила четыре ос-новных вариантов ЗПР, которые не потеряли своей актуальности и в дан-ный момент времени, их активно используют при оказании коррекционной помощи детям в специализированных учреждениях, классах, группах. Это стало большим вкладом в изучение детей с задержкой психического разви-тия.
Также изучением проблем аномального психического развития ак-тивно занимались и зарубежные исследователи. Например, А. Штраус и Л. Лейтинен в своей работе положили начало рассмотрения отставания в раз-витии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Авторы отмечали не совсем адекватное поведение и ярко выраженные трудности в обучении в обычной школе, характеризуя данных детей. Тем не менее, в ходе тестирования эти дети часто давали относительно хоро-шие показатели, лежащие в пределах возрастной нормы.
Данный подход привел к такому объяснению: отставание в развитии вызывается минимальной мозговой дисфункцией. Приверженцы этой кон-цепции говорят о том, что не только органические, но и функциональные нарушения могут приводить к задержке психического развития.
В середине прошлого столетия в США и Великобритании были про-ведены эксперименты, в ходе которых отставание в развитии у детей пре-одолевалось. Результатом этих экспериментов стала программа «опере-жающего обучения», предусматривающая специальную подготовку детей с задержкой психического развития из-за того, что они оказались негото-выми к школьному обучению.
Следует отметить, что в исследованиях западных ученых тер-мин «задержка психического развития» частично рассматривается в рам-ках синдрома «минимальной мозговой дисфункции». Данный термин с 1960-ых годов используется для обозначения различных клинических проявлений, которые обусловлены легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Таким образом, проявлениями мини-мальной мозговой дисфункции могут являться состояние школьной деза-даптации, гипо- и гипердинамические синдромы, расстройства эмоцио-нально-волевой сферы, ослабленная познавательная активность и другие проявления [3].
Именно западными психологами был предложен и внедрен тер-мин
«дефицит активного внимания» (А. Гезел, Н. М. Блюм), распростра-няющийся и на состояния, относимые ранее к минимальной мозговой дис-функции. В его рамках рассматривается отчасти и задержка психического развития.
Также следует отметить, что в работах зарубежных авторов обнару-живаются разные подходы к изучению ЗПР и выработке диагностических методов. Например, Рене Заззо и его сотрудники реализовывают отбор дифференцированных средств для определения форм ЗПР, который направлен на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с данным диагнозом. Он полагает, что при под-ходе к решению вопроса задержки психического развития не принимаются во внимание психологические критерии. По мнению Заззо, подход к реше-нию данного вопроса основывается либо на социальных, либо на биологи-ческих факторах. Тем не менее, если при решении данного вопроса обра-титься к каким-либо психологическим критериям, то это позволит выде-лить специфические особенности дефекта у различных форм ЗПР. Рене За-ззо выдвигает идею гетерохронии развития, в соответствии с которой пси-хические функции у детей с нарушением психического развития не форми-руются в едином темпе. Таким образом, чем больше выражен дефект пси-хического развития, тем больше расхождение между психическими функ-циями и психобиологическими возрастными показателями развития.
А. Валлон, французский психолог, говорил о том, что «нормальный ребенок открывается через больного». Основную роль он отводил эмоци-ям, аффективности, говоря о том, что понимающий ребенок идет за чув-ствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегри-руются в ходе развития. А. Валлон предложил диагностическое обследо-вание, особенность которого состоит в том, чтобы выделить у ребенка с нарушением психического развития нарушение нервной системы, опреде-лить его уровень, недостаточность интеграции и координации функцио-нальных систем, а не сравнивать его с нормально развивающимися детьми.
С возникновением данной концепции, получившей название
«генетической», психика стала рассматриваться как реконструируе-мая иерархическая структура, интегрирующая образующиеся функции в новые неделимые функциональные системы, которые в значительной сте-пени зависят от созревания центральной нервной системы (А. Валлон, Р. Заззо).